УДК 378

ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Нагорнова Анна Юрьевна
Тольяттинский государственный университет
кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник научно-исследовательской части

Аннотация
В статье подчеркивается значимость творческой самореализации детей и подростков в учреждениях дополнительного образования детей. Рассматривается понятие и характеристики творческой самореализации детей и подростков. Раскрывается важность организации специальной творческой образовательной среды в учреждениях дополнительного образования детей, которая подразумевает создание творческой атмосферы в коллективе с применением активных методов работы и интенсивного взаимодействия участников образовательного процесса.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, творческая образовательная среда, творческая самореализация


CREATIVE SELF CHILDREN FURTHER EDUCATION CHILDREN

Nagornova Anna Yur'evna
Togliatti State University
Ph.D., associate professor, senior researcher at the Research Division

Abstract
The article emphasizes the importance of self-actualization of children and adolescents in institutions of additional education. The concept of self-actualization and features of children and adolescents. Revealed the importance of organizing a special creative educational environment in the institutions of additional education of children, which involves the creation of a creative atmosphere in the team with the use of active methods and intensive interaction between the participants of the educational process.

Keywords: additional children's education, creative learning environment, creative self


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Нагорнова А.Ю. Творческая самореализация детей и подростков в учреждениях дополнительного образования детей // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/03/6190 (дата обращения: 26.05.2017).

Дополнительное образование детей представляет собой гармоническое единство познания, творчества, общения детей и взрослых, в основе которого лежит любознательность и увлеченность свободным поиском пути к мастерству и постижению смысла жизни. Система дополнительного образования обладает большими возможностями для совершенствования общего образования, допрофессиональной подготовки школьников. Все виды добровольных объединений по интересам, независимо от их профиля, способствуют развитию у школьников способности к самопознанию, самоопределению, самореализации творческих возможностей. Освоение новых источников образовательной информации, собственный опыт творческой деятельности, общение с компетентными людьми, межличностное общение учащихся, основанное на интересах в одном и том же виде деятельности в УДО позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний [6].

Дополнительное образование провозглашается в Законе «Об образовании» приоритетной областью государственной политики, основными принципами которой являются: «приоритет общечеловеческих ценностей, жизни, здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления образованием».

Дополнительное образование – это государственно-общественная система образования и социального воспитания, субъектами которой являются не только педагоги-профессионалы, но и взрослые – представители практически всех профессий, что усиливает их значение в творческой самореализации детей и подростков путем практического приобщения к различным видам творческой деятельности с учетом личных возможностей и способностей. Специфичен образовательный процесс в УДО. Основой обучения детей является профессионально направленная деятельность, представленная практически всеми ее видами. Такая деятельность значима, интересна для ребенка, это результат его выбора. Процесс обучения тоже привлекателен – участие в выставках, смотрах, конкурсах, использование результатов обучения в повседневной жизни, оказание помощи людям, младшим товарищам, собственная творческая деятельность как индивидуальная, так и коллективная. Свобода выбора воспитанниками подходов к образовательной деятельности, личностно ориентированная образовательная практика, отсутствие государственных, жестких и обязательных стандартов содержания образования, свобода педагогического выбора целей, задач, вида и содержания образовательной деятельности, сочетание управления с самоуправлением обуславливают личностно ориентированную направленность, а многообразие форм организации деятельности детей и подростков – многообразие методов и средств их творческой самореализации.

Понятие «творческая самореализация личности» заключается в том, что это – «сущностная сторона жизнедеятельности человека, состоящая в способности к универсальному и социально-позитивному преобразованию действительности и самого себя, в аспекте реализации общественного идеала целостной, свободной, всесторонне и гармонично развитой личности» [9, c. 34].

А.Олах [7] называет следующие характеристики, из которых складыва­ется творчество как личностная черта:

- независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы,
нонконформность оценки суждений;

- открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям,
восприимчивость к новому и необычному;

- высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;

- развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

Рассматривая черты характера, определяющие творческую личность, исследователи выделяют независимость, самостоятельность, нонконформизм, самоуглубленность, сдержанность, на­блюдательность, восприимчивость, открытость новым впечатлениям и опы­ту, склонность к экспериментированию и риску, чувство юмора, эрудирован­ность, энергичность. (Дж. Гетцельс, Г.Грубер, С. Дэвис, К.Тейлор и др.)

Г.С.Альтшуллер [1] создатель Теории Решения Изобретательских Задач и Теории Развития Творческой Личности (ТРТЛ), назвал шесть качеств творческой личности, безотносительно к роду занятий:

- Достойная цель жизни. (Развивать с 13 – 15 лет).

- Умение строить планы и программы. (Развивать с 7 лет).

- Работоспособность. (Развивать с 3 лет).

- Техника решения задач. (Развивать с 3 лет)

- Умение держать удар. (Развивать с 3 лет).

- Результативность. (Развивать с 3 лет). 

Л.Б.Ермолаева-Томина [3], обобщая опыт зарубежных исследователей творчества, определяет творчество как совокупность разнообразных способностей, каждая из которых может быть представлена у человека в той или иной степени:

- открытость опыту – чувствительность к новым проблемам

- широта категоризации – отдаленность ассоциаций, широта ассоциативного ряда

- беглость мышления – способность переходить достаточно быстро от одной категории к другой, от одного способа решения к другому

- оригинальность мышления – самостоятельность, необычность, остроумность решения

Что касается наиболее благоприятного времени, сензитивных периодов для развития творческих способностей, то здесь исследователи также предлагают множество вариантов.

Так B.НДружинин [2] выделил два структурных уровня и периода в развитии творческих способностей: 1 – имплицитный и 2 – эксплицитный;

1. Развитие «первичной» креативности как общей творческой способнос­ти, неспециализированной по отношению к определенной области человечес­кой деятельности. Сензитивный возраст данного этапа – 3-5 лет. Основной фактор формирования творческих способностей — подражание значимому взрослому.

2. Подростковый и юношеский возраст – 13-20 лет. На основе «первичной» креативности формируется «специализированная» способность к творчеству, связанная с определенной сферой профессиональной деятельности. Основ­ными факторами на данном этапе являются профессиональный образец, под­держивающее влияние микросреды, отождествление себя с идеальным образ­цом творца [2, с. 217-218],

Е.А. Корсунский [5] предложил следующую периодизацию развития творческих способностей:

5 лет — начало проявления творческих способностей (яркое воображение, речевые способности, чувство формы);

8-15 лет – подражание творческим образцам как этап перехода от детского творчества к творчеству «взрослому» (фаза первичного подражания);

16-17 лет – появление оригинальных творческих элементов (начало самостоятельного творчества).

Как мы видим, творческие способности личности могут развиваться  с самых ранних этапов формирования человека. Но тогда возникает спорный вопрос о том, является ли творческий процесс нормативным, но имеющим более сильные и слабые проявления или он доступен только определенным индивидам в редкие моменты времени? Сторонники есть и у того и у другого мнения. Если творчество признается нормативным процессом, то она присуща любому человеку в любом возрасте. С этой точки зрения творческие способности можно развивать и это полезно для каждого и эффективно для всего общества в целом.

Однако Ф.Баррон и М.Шикшентмихалий считали, что творчество тренировать нельзя, потому что творческий процесс возникает только в результате благоприятных сочетаний многих факторов: структуры индивидуальности, необходимых навыков, наличия проблем, специального окружения.

Таким образом, ребенка нельзя заставить творить. Для этого необходимо создать внешние условия, которые будут стимулировать творческое развитие личности. Чтобы быть креативным, человеку необходимо окружение, позволяющее ему чувствовать, что его принимают таким: каков он есть, и он свободно может проявлять свои способности, не теряя уверенности в себе.

Нужна специально организованная творческая среда, характеризующаяся психологической безопасностью, которую, по К.Роджерсу, можно обеспечить с помощью принятия ценности каждого индивида, что позволяет личности полностью выразить себя; отсутствия внешних оценок личности, влекущее за собой свободу и раскрепощение человека; принятие внутреннего мира человека, создание психологической безопасности [8].

В творческой среде (или, по обозначению Л.А.Баренбойма и Ф.М.Блуменфельда, среде с «творческой заряженностью») формируется личность, характеризующаяся активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью и свободой своих суждений, поступков. Таким образом, для того, чтобы способствовать творческой самореализации воспитанников УДО необходимо создать особую образовательную среду. Эта среда подра­зумевает создание творческой атмосферы в коллективе, преобладание активных мето­дов работы и интенсивного взаимодействия участников образова­тельного процесса, отношения сотрудничества педагогов и детей, доверительности и взаимного интереса друг к другу, участие всех участ­ников образовательного процесса в производстве интеллекту­альных и материальных ценностей, в социально значимой деятельнос­ти [4, с. 62]. Помимо этого, среда, в которой творчество могло бы актуализироваться, должна обладать высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариантностью (богатством возможностей). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых, многовариантность обеспечивает возможность их нахождения.

Творческая образовательная среда в УДО будет являться значимым условием творческой самореализации детей и подростков, если в ней происходит активное усвоение, воспроизводство и развитие норм и правил общечеловеческого общежития, построение собственной системы взаимоотношений и взаимодействия с окружающей средой и людьми; развитие умений и навыков общения  в совместной деятельности, формирование готовности к выбору, исполнению определённых ролей, к ответственному исполнению конкретной роли, поощрение форм самодеятельности в целях самореализации; формирование готовности включения в реальную социальную практику, усвоение гражданских прав и обязанностей на основе полноценной информации; создание образа творческой личности, способной к выбору жизненных приоритетов и создающего систему отношений и взаимодействий, необходимых для достижения поставленных целей.


Библиографический список
  1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука: Теория решения изобретательских задач. М., 1979.
  2. Дружинин B.Н. Психология общих способностей. СПб: Питер Ком, 1999. 363 с.
  3. Ермолаева-Томина Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей // Вопросы психологии. 1975. № 5 С. 166-175.
  4. Калинина Н.В., Лукьянова М.И. Психологические аспекты развития социальной компетентности школьников: Монография. Ульяновск, 2002.
  5. Корсунский Н.Л. Развитие литературных способностей школьников. Дис. докт. психол. наук. М., 1993.
  6. Нагорнова А.Ю. Экспертиза образовательной среды в системе дополнительного образования детей:монография. Ульяновск: ИПК ПРО, 2008. 110 с.
  7. Олах Л. Творческий потенциал и личностные перемены // Общест­венные науки за рубежом. Р.Ж. Сер. Науковедение. 1968. № 4. С. 69-73.
  8. Роджерс   К. Взгляд   на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
  9. Сластенин В.А., Мажар Н.Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. М., 1991.


Все статьи автора «Нагорнова Анна Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: