ВЛИЯНИЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА И ДВУХУРОВНЕВОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ НА КАЧЕСТВО ПРОФИЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Каргина Елена Михайловна
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
кандидат педагогических наук, доцент кафедры "Иностранные языки"

Аннотация
В статье дается анализ влияния Болонского процесса и двухуровневой модели образования на качество профилизации образовательной среды. Приводятся модели организации профильного обучения. Рассматривается интеграция процесса профилизации образовательной среды и научно-производственного потенциала региона. Формулируется вывод о том, что профилизация образовательной среды способствует целенаправленной подготовке будущего специалиста заданного профиля, соответствующего запросам рынка труда и востребованного промышленностью и производством региона.

Ключевые слова: болонский процесс, двухуровневая модель образования, качество подготовки специалиста, образовательная среда, профилизация, профильное обучение


INFLUENCE OF BOLOGNA PROCESS AND TWO-LEVEL MODEL OF EDUCATION ON QUALITY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT PROFILISATION

Kargina Elena Mikhaelovna
Penza State University of Architecture and Construction
PhD in Pedagogical Science, Assistant Professor of the Foreign Languages Department

Abstract
In article the analysis of influence of Bologna Process and two-level model of education on quality of the educational environment profilisation is given. Models of the organization of profile training are given. Integration of process of the educational environment profilisation and research-production capacity of the region is considered. The conclusion that the educational environment profilisation promotes purposeful training of future specialist of the set profile corresponding to inquiries of a labor market and demanded by the industry and production of the region is formulated.

Keywords: Bologna Process, educational environment, profile training, profilisation, quality of training of the specialist, two-level model of education


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Каргина Е.М. Влияние Болонского процесса и двухуровневой модели образования на качество профилизации образовательной среды // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/03/6170 (дата обращения: 23.02.2024).

В связи с присоединением России к Болонской конвенции по высшему образованию, проблема профилизации образования в системе двухуровневого или двухступенчатого обучения «бакалавриат – магистратура» становится актуальной для отечественного образования, так как основной структурной единицей в данной системе организации образования становится профиль. Ключевые направления Болонского процесса соответствуют реализуемой концепции профилизации образовательной среды.

Продолжением обучения в профильных классах общеобразовательных учебных заведений является обучение в вузе по выбранному профилю. Перспективы развития высшего профильного образования связаны с требованиями Болонской декларации.

В начале 90-х гг. ХХ в. во многих вузах России стала вводиться система многоуровневого высшего образования, которая призвана интенсифицировать существующую систему и придать ей большее разнообразие. Введение многоступенчатой структуры связано с изменением парадигмы образования в сторону профилизации и учета интересов личности.

За основу новой структуры высшего образования взята многоступенчатая система США. Для России эта система представляет несомненный интерес, позволяя в силу своей гибкости обеспечить быструю адаптацию к изменяющимся социально-экономическим условиям. Однако российская система образования имеет свои специфические отличия и не должна слепо копировать американскую структуру.

При подготовке специалиста практической направленности специализация должна присутствовать, начиная уже с младших курсов. Если же образовательная программа магистра ориентирована на подготовку выпускника к научно-исследовательской работе, то необходимо, начиная уже с младших курсов, обеспечить должным образом фундаментальность образования. И тогда, по мнению В. Сенашенко [1], построение единой образовательной программы бакалаврского уровня, которая, с одной стороны, ориентирована на подготовку дипломированного специалиста, а с другой – на подготовку магистра, становится практически невыполнимым. Потери качества образования в этом случае фактически неизбежны: либо снижается уровень фундаментальности, либо частично теряется практическая направленность образования. Способом эффективного сочетания фундаментальности и практической направленности образования является профессиональная профильная дифференциация теоретических дисциплин.

Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структуры и направлений профилизации, а также модели организации профильного обучения. При этом следует учитывать, с одной стороны, стремление наиболее полно учесть индивидуальные интересы, способности, склонности старшеклассников, с другой – ряд факторов, сдерживающих процессы во многом стихийной дифференциации образования: введение единого государственного экзамена, утверждение стандарта общего образования, необходимость стабилизации федерального перечня учебников, обеспечение профильного обучения соответствующими  педагогическими кадрами и др.

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени, предлагаемая в рамках концепции профильного образования [2], предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что направлено на обеспечение гибкой системы профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.

Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных предметов: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения или естествознания.

Содержание профильных общеобразовательных предметов определяет направленность каждого конкретного профиля обучения. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.

Содержание указанных двух типов учебных предметов составляет федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них могут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне, другие – служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий.

Предлагаемая концепция профильного обучения исходит из многообразия форм его реализации. На основе анализа исследований Т.П. Афанасьевой, Е.В Ворониной, С.Г. Молчанова, Н.В. Немовой, Р.Я. Симонян [3; 4; 5] можно выделить несколько вариантов (моделей) организации профильного обучения.

1. Модель внутришкольной профилизации – общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили, но за счет увеличения числа элективных курсов предоставлять школьникам возможность осуществлять индивидуальные профильные образовательные программы.

2. Модель сетевой организации – профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Оно может строиться в двух основных вариантах: объединение нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом; кооперация общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования. Второй вариант профилизации реализуется в образовательной деятельности Ассоциации «Университетский учебный комплекс», возглавляемой Пензенским государственным университетом архитектуры и строительства и включающей в своей состав учреждения дополнительного, среднего и начального профессионального образования.

В контексте функционирования регионального уровня тактических действий по профилизации системы образования следует выделить два основных фактора профилизации образовательной среды:

1) Интеграция взаимосвязи процесса профилизации образовательной среды и научно-производственного потенциала региона.

В современных условиях рыночных отношений для подготовки высококлассных специалистов необходима интегративная преемственность образовательно-воспитательного и научно-производственного потенциала региона, реализация которой возможна благодаря созданию на региональном уровне новых государственных систем управления образованием. Решением проблемы подготовки квалифицированных специалистов является создание учреждений профильной образовательной среды, как нового типа учебных заведений, который предусматривает различные формы интеграции разно профильных учебных заведений высшего, среднего и начального профессионального образования, общего и дошкольного образования.

2) Несоответствие ориентации образовательных учреждений на монопрофильность профессиональной подготовки и возможности трудоустройства в соответствии с полученным образованием.

Обществом и государством осознаются противоречия, которые существуют в связи с нехваткой на рынке труда специалистов технического и промышленного характера, с одной стороны, и односторонней ориентацией образовательных учреждений на профессии юридического и экономического профиля, с другой стороны; с отсутствием системы объективной оценки знаний абитуриентов, желающих поступить в тот или иной вуз. Сторонники маркетизации высшей школы критикуют российские вузы за то, что только малая часть их выпускников устраивается впоследствии работать по полученной специальности [6].

Таким образом, профессионально-ориентированное профильное обучение и воспитание в рамках профилизации образовательной среды соответствует положениям Болонской Декларации и двухуровневой модели образования. Профилизация образовательной среды способствует целенаправленной подготовке будущего специалиста заданного профиля, соответствующего запросам рынка труда и востребованного промышленностью и производством региона.


Библиографический список
  1. Сенашенко, В. Болонский процесс и качество образования [Текст] / В. Сенашенко, Т. Ткач // Alma Mater. – 2003. –  №8. – С.2–14.
  2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Одобрена на заседаниях Федерального координационного совета по общему образованию 24.04.2002 и 28.06.2002. Доработана по отзывам, поступившим из субъектов Российской Федерации (май-июнь 2002), и результатам 2-го Всероссийского совещания по профильному обучению (28.06.2002).
  3. Афанасьева, Т.П. Профильное обучение: педагогическая система и управление: Методическое пособие. – Книга 1. Система профильного обучения старшеклассников [Текст] / Т.П. Афанасьева, Н.В. Немова. – М.: АПК и ПРО, 2004. –  73 с.
  4. Воронина, Е.В. Профильное обучение: модели организации, управленческое и методическое сопровождение [Текст] / Е.В. Воронина. – М.: «5 за знания», 2006. – 256 с. – («Методическая библиотека»).
  5. Молчанов, С.Г. Предпрофильное и профильное образование (терминологический словарь): Учебное пособие [Текст] / С.Г. Молчанов, Р.Я. Симонян. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2006. – 48 с.
  6. Замулин, О.А. Трансформация университетов и новые подходы к содержанию и структуре образования [Текст] / О.А. Замулин, Б.Г. Капустин и др. // Высшее образование сегодня. – 2004. –  №9. – С. 46-51.


Все статьи автора «Каргина Елена Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: