УДК 93 (477.75)

ПЕЩЕРНЫЙ МОНАСТЫРЬ ЧИЛТЕР-МАРМАРА В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Неделькин Евгений Владимирович
Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского

Аннотация
Данная статья посвящена изучению негативных изменений, которые произошли с архитектурным ансамблем пещерного монастыря Чилтер-Мармара (Севастопольский горсовет) в начале XXI века.

Ключевые слова: монастырь, пещерные города, Таврика, храм, Чилтер-Мармара


CAVE MONASTERY CHILTER-MARMARA AT THE BEGINNING OF 21ST CENTURY

Nedelkin Evgeniy Vladimirovich
Taurida National V.I. Vernadsky University

Abstract
This article is devoted to the study of the negative changes that happened with the architectural ensemble of the cave monastery Chilter-Marmara (the Sevastopol city council) at the beginning of 21st century.

Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Неделькин Е.В. Пещерный монастырь Чилтер-Мармара в начале XXI века // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/03/6154 (дата обращения: 30.09.2017).

Пещерный монастырь Чилтер-Мармара расположен в 1,5 км к северо-западу от с. Терновка (Севастопольский горсовет) в обрыве скалы Чилтер-кая, которая нависает над Кара-кобинской и Шульской долинами. Вероятно, монастырь являлся частью комплекса, который включал в себя два монастыря: Чилтер и Шулдан, а также «пещерный город» Эски-Кермен.

Архитектурный ансамбль монастыря складывается из 56 сохранившихся и 30 сильно разрушенных на данный момент помещений. Среди них выделяются 4 пещерных церкви (по Ю.М. Могаричеву), кельи (братский и игуменский корпус), костотеки, хозяйственные пещеры, кладовые, трапезная, пекарня, ризница и библиотека. Вероятнее всего, Чилтер-Мармара был киновией (общежительный монастырь), в которой одновременно могло пребывать до пятидесяти монахов.

Первое обследование монастыря было проведено А.Л. Бертье-Делагардом во второй половине XIX в. В.В. Латышев рассмотрел ряд фрагментов надписей из монастыря. Одну из них Ю.А. Кулаковский датировал 1403 г. Первые археологические исследования на территории монастыря были проведены В.П. Бабенчиковым в 1934/35 и 1937 гг. Он зачистил грот с церковью и несколько помещений второго яруса. Датировал исследователь монастырь XI-XV вв. Содержатся сведения о Чилтер-Мармаре и в неизданных «Материалах к археологической карте юго-западного нагорья Крыма» Н.И. Репникова.

Подробное описание монастыря, с архитектурными обмерами многих помещений, было составлено Е.В. Веймарном и М.Я. Чорефом. Временем возникновения этого монастыря они считали VIII-IX вв. С 1973 по 1981 гг. в Чилтер-Мармаре проводила комплексные архитектурные обмеры Херсонесская экспедиция ИА АН СССР. В ходе работ было выявлено 56 сохранившихся и 30 сильно разрушенных помещений. С.А. Беляев и В.А. Бушенков относили время его появления к VIII-IX вв.

В.Н. Даниленко и Ю.С. Воронин полагали что временем «в которое или после которого» возник монастырь был VII в. Основанием для такой датировки послужили находки на склоне у Чилтера нескольких фрагментов светлоглиняных амфор херсонесских типов VII-IX. С ними соглашается и В.Г. Тур, указывая на «особенность пещерных монастырей, расположенных на скальных обрывах, подверженных природному воздействию, вымыванию мягких культурных наслоений», следовательно, материалы ранних периодов следует искать не в помещениях обители, а именно на склоне.

Ю.М. Могаричев и А.Г. Герцен датировали появления монастыря XII-XIII вв., а его расцвет пришёлся на время существования архонтии или деспотии, получившей в научной литературе наименование княжество Феодоро (конец XIV-XV вв.). В 1999 г. Чилтер-Мармару обследовал Н.Е. Гайдуков. В своей работе посвящённой изучению структуры монастыря, исследователь датирует появление этой киновии X-XI вв.

Но если о времени возникновения монастыря нет единой точки зрения, то все исследователи сходятся во мнении, что роковым для Чилтера, как и всей юго-западной Таврики, был 1475 г. В этом году армия османских завоевателей захватила колонии Генуэзской республики на полуострове и территорию княжества Феодоро, столица которого после полугодовой осады пала в декабре 1475 г. Вероятнее всего, в это время монастырь был уничтожен армией завоевателей. Это был удар, после которого он уже не возродился.

О дальнейшей истории Чилтера остаётся только гадать. Возможно, ещё некоторое время после завоевания в монастыре теплилась жизнь. Но, с переселением в XVI-XVII вв. с территории Крымского ханства татар, а, следовательно, усиления исламского фактора среди населения, и в тоже время «угасания» православных общин региона, прекратилась и она. Постепенно забылось название монастыря, а его помещения могли использоваться в хозяйственных целях жителями окрестных долин. Хотя следует заметить, что до 1778 г. у подножия скалы, где расположен монастырь, существовало греческое православное село Мармара. В Приазовье из него было выселено 103 чел. (46 муж. и 57 жен.). В 1783 г. в нём оставалась 1 целая церковь, 40 разрушенных домов, 5 целых и 2 проданных крымским ханом.

Новый виток истории этой древней христианской обители начался в 2007 г., когда началось её «возрождение». Воздержимся от комментариев относительно официальной позиции Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, тем более что митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь (Швец) дал благословение лишь на создание монастырского подворья в районе этого памятника. Юридически этого «возрождённого» монастыря не существует, а сам памятник включён в список памятников культурного наследия Украины, которые не подлежат приватизации. Все работы на территории монастыря проводились и проводятся не профессиональными реставраторами, архитекторами, археологами и специалистами в области литургического устройства древних храмов.

Основные изменения можно разделить на две категории: изменение в архитектуре пещерных сооружений и новое строительство на территории монастырского комплекса. К первой категории относятся изменения контуров помещений всевозможными подрубками на стенах, полу, потолке, появление новых отверстий, подрубка дверных и оконных проёмов, ликвидация или частичное разрушение в некоторых местах скальных перегородок.

Ко второй категории относится строительство новых каменных и деревянных стен на месте разрушенных или с целью перепланировки помещений. Эти «строительные» работы в особенности затронули помещения первого, второго и третьего яруса, хотя определённые изменения на данный момент наблюдаются в большинстве помещений монастыря.

К другим преобразованиям следует отнести возведение деревянных ограждений вдоль обрывов, сооружение деревянных конструкций для сообщения между этажами. По контуру двух бассейнов, выполнявших вероятнее всего роль водосборных, на площадке второго яруса возведены каменные стены и завезён грунт для ведения хозяйственной деятельности. На этом же скальном балконе построена кирпичная печь.

Нарушен всевозможной хозяйственной и строительной деятельностью, и без того незначительный и плохо сохранившийся, культурный слой у подножия монастырского комплекса[1].

Отдельно следует сказать о пещерной церкви, которая находится в восточной части естественного грота занимающего центральное место на втором ярусе Чилтера[2]. Этот храм, как и весь монастырь, освящён во имя св. Саввы Освященного. В пространстве между колоннами возведены стены из камня, дерева и ДСП, установлены окна и дверь. При этом выполнены подрубки скальной поверхности, приведшие к некоторым изменениям в первоначальных контурах помещения. Современный храм занимает значительно большую часть помещения, чем средневековый. Установлена деревянная алтарная преграда с иконостасом, а сама скальная поверхность алтаря побелена известью.

На данный момент не представляется возможным точно сказать, какую степень ущерба нанесли работы по возрождению монастыря его архитектурному ансамблю. Однако, несомненно, что этот уникальный памятник пострадал, а его некоторые архитектурные детали утрачены навсегда. Не стоит забывать, что средневековые приёмы строительства и ведения хозяйства сильно отличались от современных.

Но не стоит забывать и о духовной составляющей данного вопроса. Так находящаяся в храме монастыря икона св. Саввы Сербского с частицей мощей св. Саввы Освященного дважды мироточила. Впервые это случилось летом 2009 г. Второй раз икона начала мироточить 11 апреля 2010 г. 20 апреля была создана епархиальная комиссия, которая составила акт обследования явления мироточения иконы св. Саввы Сербского с частицей мощей св. Саввы Освященного. При обследовании иконы присутствовали: Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь, секретарь епархии протоиерей Александр Якушечкин, протоиерей Дмитрий Гоцкалюк, протоиерей Богдан Северин, протоиерей Николай Сопига, протоиерей Максим Кондаков, протоиерей Евгений Николишин, протоиерей Иосиф Фарковец, протоиерей Димитрий Кротков, иерей Василий Печевистый, наместник монастыря Святого Саввы Освященного иеромонах Агафон (Сидоров), ректор Крымского государственного медицинского университета им. С.И. Георгиевского, доктор медицинских наук, профессор А.А. Бабанин, заместитель министра здравоохранения АР Крым О.И. Стеблий, профессор КГМУ В.А. Белоглазов, врач Т.А. Шевченко.

Постановление комиссии гласит: «В ходе детального осмотра иконы комиссией выявлено обильное мироточение в виде прозрачного маслянистого вещества желтого цвета с явным благовонным запахом, стекающего в основном по внутренней стороне иконы в разных её частях. Икона представляет собой литографию, закреплённую двумя фрагментами ДВП, на внешнем фрагменте с тыльной стороны четко просматривается плесень зеленого цвета, в верхней и нижней частях ДВП четко видны большие пятна мира, запаха плесени нет, ощущается обильное благоухание мира. Мощевик с частицей мощей св. Саввы Освященного находится в сухом состоянии».


[1] На южном склоне горы ниже монастырского комплекса выявлены четыре террасы, расстояние между которыми по поверхности около 50 м. Их длина 130-150 м. Площадь террасированного склона 3 га.

[2] Общая длина этого грота достигает 32 м, а ширина от 3 до 6 м. Его свод поддерживают пять (первоначально их было шесть) монолитных колонн толщиной от 1 до 1,5 м.


Библиографический список
  1. Бабенчиков В.П. Балаклавский и Куйбышевский районы // Археологические исследования в РСФСР 1934-1936 гг. Краткие отчеты и сведения. М.–Л.: Изд-во АН СССР, 1941. С. 283-287.
  2. Беляев С.А., Бушенков В.А. Исследование комплекса Чилтеры в 1973-1981 гг. // ВВ. 1986. Т. 46. С. 181-188.
  3. Беляев С.А. Отчет Херсонесской экспедиции в 1973 году о раскопках «Базилики на холме» (западный участок Херсонесского городища) // НА НЗХТ. Д. 1688. 14 л.
  4. Бертье-Делагард А.Л. Остатки древних сооружений в окрестностях Севастополя и пещерные города Крыма // ЗООИД. 1886. Т. XIV. С. 168-279.
  5. Бобровский Т.А. Заметки о культовой архитектуре Юго-Западного Крыма // БИАС. 2001. Вып. 2. С. 256-278.
  6. Веймарн Е.В., Чореф М.Я. Пещерный ансамбль Чилтер в Крыму // Пещеры Грузии. Спелеологический сборник. Тбилиси: Мецниереба, 1978. Вып. 7. С. 139-153.
  7. Веймарн Е.В. «Пещерные города» Крыма // Проблемы «пещерных городов» в Крыму. Симферополь: Таврия, 1992. С. 163-169.
  8. Виноградов А.Ю., Гайдуков Н.Е., Желтов М.С. Пещерные храмы Таврики: к проблеме типологии и хронологии // РА. 2005. № 1. С. 72-80.
  9. Воронин Ю.С., Даниленко В.Н. Обстоятельства и время возникновения пещерных монастырей Крыма // Проблемы «пещерных городов» в Крыму. Симферополь: Таврия, 1992. С. 169-182.
  10. Гайдуков Н.Е. Путеводитель по пещерным городам Крыма. М.: Альтекс, 1997. 82 с.
  11. Гайдуков Н.Е. Пещерная киновия Чилтер-Мармара в Крыму // РА. 2002. № 3. С. 115-120.
  12. Гайдуков Н.Е., Михаил Желтов диак. Престолы пещерных храмов Юго-Западного Крыма // Причерноморье, Крым, Русь в истории и культуре: Материалы III Судакской международной научной конференции. К.–Судак: Академпериодика, 2006. Т. II. С. 76-85.
  13. Гайдуков Н.Е., Днепровский Н.В. Типология и структура комплексов, включающих пещерные храмы юго-западной Таврики // Пещерные церкви и монастыри Византии и Руси. Саранск: Саранское Духовное училище, 2011. С. 19-22.
  14. Герцен А.Г., Могаричев Ю.М. К вопросу о времени возникновения пещерных монастырей в Юго-Западном Крыму // Проблемы археологии Северного Причерноморья (материалы юбилейной конференции посвящённой 100-летию основания Херсонского музея древностей). Херсон: ХГТ, 1991. С. 158-161.
  15. Герцен А.Г., Могаричев Ю.М. О времени и причинах возникновения пещерных монастырей Таврики // Крымский музей. 1995. № 1/94. С. 7-13.
  16. Герцен А.Г., Махнева-Чернец О.А. Пещерные города Крыма. Путеводитель. Севастополь: Библекс, 2006. 192 с.
  17. Глазова А. Княжество Феодоро и пещерные города Крыма // Наука и жизнь. 2002. № 10. С. 94-99.
  18. Дубровин Н.Ф. Присоединение Крыма к России. Рескрипты, письма, реляции и донесения. СПб.: Типография Императорской академии наук, 1885. Т. II. 924 с.
  19. Закон України «Про Перелік пам’яток культурної спадщини, що не підлягають приватизації». URL: http://zakon1.rada.gov.ua/laws/show/574-17/page7 (дата обращения: 10.02.2014).
  20. Латышев В.В. Сборник греческих надписей христианских времён из Южной России. СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1896. 143 с.
  21. Лашков Ф.Ф. Камеральное описание Крыма, 1784 года (Продолжение) // ИТУАК. 1889. Т. 7. С. 25-45.
  22. Могаричев Ю.М. Пещерные сооружения средневековых городищ Юго-Западного Крыма // Проблемы «пещерных городов» в Крыму. Симферополь: Таврия, 1992. С. 5-132.
  23. Могаричев Ю.М. К дискуссии о скальной архитектуре Крыма // История и археология Юго-Западного Крыма. Симферополь: Таврия, 1993. С. 213-225.
  24. Могаричев Ю.М. Пещерные церкви Таврики. Симферополь: Таврия, 1997. 384 с.
  25. Могаричев Ю.М. Пещерные города в Крыму. Симферополь: СОНАТ, 2005. 192 с.
  26. Могаричев Ю.М. Крым. «Пещерные города». К.: Вища школа-XXI, 2011. 280 с.
  27. Репников Н.И. Материалы к археологической карте юго-западного нагорья Крыма // АЛОИА. Ф. Р-10. Оп. 1. Д. 10, 387 л.
  28. Сагань Н. В возрождаемом на горе Челтер-Мармара в Крыму монастыре Святого Саввы Освященного замироточила икона святого Саввы Сербского // Хроника епархиальной жизни. URL: http://eparchy.me/Chronica/2010-04-20-Miro.html (дата обращения: 10.02.2014).
  29. Тур В.Г. Пещерные монастыри Крыма в XIX – начале XX вв. К.: Стилос, 2006. 248 с.
  30. Фадеева Т.М. Тайны горного Крыма. Симферополь: Бизнес-Информ, 2007. 216 с.
  31. Фадеева Т.М. Крымские пещерные города и крипты. Симферополь: Бизнес-Информ, 2012. 224 с.
  32. Харитонов С.В. «Пещерные города» Крыма. СПб.–Одесса–Симферополь: СПД Бровкин А.В., 2005. 248 с.


Все статьи автора «Евгений Неделькин»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: