Зародившись в VII-VI в. до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции, философия стала устойчивой формой сознания, которая интересовала людей все последующие века.
Представителям разных профессий философия нужна для более лучшей ориентации не только в сфере своей специальности, но и необходима для понимания всей полноты и сложности жизни. Так, во-первых, в поле внимания попадают философские вопросы различных наук. Но кроме эрудиции, которая помогает решать какие-либо логические и практические профессиональные задачи, каждому из нас необходимо умение понимать какова суть происходящего в мире, необходимо видеть тенденции общего развития. Действительно, важно осознавать смысл собственной жизни: зачем мы делаем то или иное, к чему стремимся, что это даст окружающим, не приведут ли эти действия нас самих к краху и последующему разочарованию [1, с.7-8].
Рассматривая роль философского учения в обществе, стоитзаметить, что роль, как таковая, исторически меняется, а ее «вечные проблемы» в течении времени приобретают иное, чем прежде, звучание. Скажем, отношение человека и природы существовало всегда, но в домашинный период оно имело один смысл и иной – в эпоху машинного производства, а в эпоху НТР это отношение приобрело характер глобальной экологической проблемы.
Сегодня важное значение приобретают философские исследования всемирно-исторических противоречий – человек и природа, общество и природа, решение именно человеческих, гуманитарных проблем связанных с проблемами судеб цивилизации, а также с разрешением целого комплекса глобальных проблем [2, с.16].
И субъектом и объектом философского познания является человек. Какими бы вопросами ни занималась философия, ее всегда пронизывает реальная жизнь и устремленность к решению актуальных человеческих проблем. Эта связь философии с человеком, его потребностями и интересами постоянна [3]. Учение о человеке в Средние века непосредственно опиралось на Священное Писание. Человек – творение Бога, причем «по своему образу и подобию». Он поставлен над всеми «тварями земными» и является царем природы, венцом творения. Но известен и другой исходный тезис, вытекающий из учений античных философов (Платон, Аристотель), в которых человек воспринимался как «разумное животное» [4].
Но почему, изучив и в какой-то степени покорив природу, разобравшись в основных законах развития общества, человек чувствует себя неуверенно и жизнь его часто полна трагизма [5]?
В конце двадцатом веке приобрели актуальность когда-то предостерегающие слова Франсуа Рабле. Он говорил, что наука без совести погубит душу. В начале XVI века начались первые предвещания расцвета современной экспериментальной науки. В то время только Леонардо да Винчи смог предугадать, каким коренным образом наука и техника войдут в человеческую жизнь и насколько эти величайшие достижения повлекут за собой реальные и мнимые опасности для человечества. Сегодня конфликт между совестью и наукой проявился достаточно четко. Как пример, можно рассмотреть вопросы применения ядерной энергии и молекулярной генетики [6, с. 4-5].
На данном этапе развития генной инженерия становится самостоятельной силой направленного воздействия на природу и человека. Генетика открывает путь к грандиозным перспективам, таким как повышение действенности медицины (например получение гормональных препаратов либо ферментов, моноклональных антител, пересадка органов и тканей, лечение с помощью стволовых клеток и т.д.), производство белка, охрана окружающей среды (обеззараживание с помощью микроорганизмов промышленных отходов и пр.) [7, с. 4]. При этом остаются актуальными и проблемы использования генетически модифицированных сортов сельскохозяйственных культур, применение микробиологических методов защиты растений, реализации современных агробиотехнологий производство генно-модифицированных продуктов и многие другие. Речь идет о необходимости этической экспертизы конкретных биотехнологий и использования полученных с их помощью организмов и продуктов. Нам необходимо определить границу вмешательства человека в природу. История техногенных катастроф последних лет показывает, что, оценивая любое техническое новшество (как в ядерной энергетике, так и в генной инженерии), следует, прежде всего, заботиться о его безопасности для человечества и окружающей среды [8, с.20-21].
Более того, уже назрел конфликт между научно-техническим прогрессом и существующими нормами нравственности. Именно в связи с этим Сарагоса писал: «Никогда еще конфликт между наукой и совестью, техникой и этикой не достигал таких масштабов, не превращался в угрозу всему миру. Молекулярная генетика и ядерная энергия – два из бесчисленного множества примеров – могут по воле людей, и творить чудеса, и нести опустошения. Все зависит от того, как использовать знания» [7, с.3-7].
Действительно, наука является одной из определяющих особенностей современной культуры и, любой технический и технологический прорыв может привести к коренным, необратимым изменениям как положительным, так и отрицательным. Например, двойственное мнение в обществе вызывает и клеточная терапия, а именно использование в медицине эмбриональных стволовых клеток [9, с.11-17].
В США и Германии работы в сфере изучения эмбриональных клеток сейчас «заморожены», несмотря на то, что они предвещают грандиозный прорыв в медицинской и биологической отраслях, но, тем не менее, они продолжаются во многих развитых странах, в Англии, Японии, Австралии. Основной причиной запрещения научных исследований является этическая, так как фетальная ткань от медицинских абортов и материалы, остающиеся от искусственного оплодотворения – это основные источники эмбриональных клеток. Представители церкви и религиозных общин, которые выступают за запрещение абортов, оказывают огромное давление на правительство, тем самым, призывая вместе с абортами запретить и исследования, связанные с эмбриональными стволовыми клетками.
В ответ на такие действия, 80 лауреатов нобелевской премии подписали письмо президенту США Дж. Бушу о необходимости продолжения научных работ с эмбриональными стволовыми клетками. В письме утверждается, что достижения в этой области принесут пользу человечеству, которая несоизмерима с моральностью на пути продвижения к истине даже, несмотря на религиозные и этические проблемы. Кто из них прав – покажет время.
Подобное касается и факта клонирования овцы Долли 23 февр 1997г в Шотландии под руководством Яна Вилмута, на который реакция церкви была однозначной. Так Мартин Робра, секретарь Всемирного церковного Совета, заявил о необходимости введения моратория на генетические исследования. С резким осуждением экспериментов по клонированию выступил глава римско-католической церкви Иоанн Павел II [10].
В процессе исторического развития, мы убедились, что знание – это сила, а наука открывает человеку источники могущества и власти над природой. Известно, что последствия НТР бывают серьезными и далеко не всегда благоприятными для людей. Поэтому, осознавая свою социальную ответственность, каждый ученый должен стремиться к предвиденью возможных нежелательных эффектов, которые потенциально заложены в результатах его исследований. Ведь именно ученый способен предвидеть какие-либо изменения в своей отрасли лучше других, благодаря своим профессиональным знаниям. К тому же, социально ответственная позиция ученого предполагает, чтобы он должен максимально широко оповещать общественность о возможных негативных эффектах, о том, как их можно избежать или минимизировать. Лишь те научно-технические решения, которые приняты на основе достаточно полной информации, можно считать в наше время социально и морально оправданными. Все вышеизложенное показывает, какова роль сотрудников научной сферы в современном мире. Так как сегодня необходимо направлять этот прогресс на благо человека и общества [1, c. 570-572].
Влияние человека на свое будущее и своих детей идет издавна и постепенно нарастает. Последствие этого — растущая зависимость всего человечества от искусственно созданного мира техники и цивилизации.
Должны ли мы в ходе этого процесса «опомниться», «свернуть» с выбранного человеком пути, на заре его истории и признать, что именно сегодня подошли к границам, которые, возможно, нельзя пересекать?
Библиографический список
- Введение в философию: учеб. пособие для вузов. Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Республика, 2003. 623 с.
- Введение в курс философии: Учебное пособие. Под ред. акад. Файзуллина Ф. С. – Уфа: УГАТУ, 1996. 408 с.
- http://philosophy.ru/edu/ref/soc/filhum.html
- Аблеев С.Р. История мировой философии: учебник. М.: АСТ: Астрель, 2005. 414с.
- http://www.kulichkovvk.ru/fil/lek/problema_cheloveka_v_filosofii/index.html
- Поликрапов В.С., Волков Ю.Г., Поликарпова В.А. Современная культура и генная инженерия: Философские размышления. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1991. 120 с.
- Поликарпова В.А. Генная инженерия и проблемы человека: надежды и угрозы. СПб.- Ростов-на-Дону – Таганрог. 1999.
- Белоконева, О. Праматерь всех клеток. Наука и жизнь. №10, 2001. С. 18–21.
- Кундієв Ю., Дембновецький О., Чащин М., Рудий Р. Біоетика – новий ступінь інтеграції природничих і гуманітарних наук. Вісник Національної Академії Наук України. 11/2002. С.11-17
- http://nazachot.ru/referat/biology/765-problema-klonirovaniya-zhivotnyx-i-cheloveka.html