УДК 378.016

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ НЕГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

Казакова Валентина Ильинична1, Попёнова Людмила Ивановна2, Ярметова Елена Николаевна3
1Филиал ФГБОУ ВПО "Южно-уральский государственный университет" (НИУ) в г. Аше, кандидат педагогических наук, доцент кафедры "Общенаучные и экономические дисциплины"
2Филиал ФГБОУ ВПО "Южно-уральский государственный университет" (НИУ) в г. Аше, студент направления "Металлургия"
3Филиал ФГБОУ ВПО "Южно-уральский государственный университет" (НИУ) в г. Аше, студент направления "Металлургия"

Аннотация
В статье рассматриваются виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение), представлены результаты исследования уровня сформированности их у студентов негуманитарных направлений.

Ключевые слова: речевая деятельность, студенты


FEATURES SPEECH ACTIVITY STUDENTS NON-HUMANITARIAN AREAS

Kazakova Valentina Ilinichna1, Popenova Lyudmila Ivanovna2, Yarmetova Elena Nikolaevna3
1Branch VPO "South Ural State University" (NRU) in Ashe, Ph.D., Associate Professor of "General scientific and economic disciplines"
2Branch VPO "South Ural State University" (NRU) in Ashe, student direction "Metallurgy"
3Branch VPO "South Ural State University" (NRU) in Ashe, student direction "Metallurgy"

Abstract
The article discusses the types of speech activity (speaking, listening, reading) , the results of research the level of formation of their students' non-humanitarian areas.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Казакова В.И., Попёнова Л.И., Ярметова Е.Н. Особенности речевой деятельности у студентов негуманитарных направлений // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/02/6024 (дата обращения: 27.05.2017).

К выпускникам российских вузов предъявляются требования наличия не только высокого профессионализма, но и глубокого понимания принципов общения, особенно речевого. Все специалисты должны в совершенстве владеть всеми видами речевой деятельности, обладать навыками речевого тестирования, уметь квалифицированно вести беседу, чувствовать себя уверенно как в бытовой, так и в деловой сферах общения. Нами была сделана попытка исследования некоторых видов речевой деятельности у студентов технических направлений.

Основные виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо и чтение.

В процессе говорения мы остановились на диалоге. Диалог – процесс взаимного общения, общение двух субъектов посредством языка. Специфика диалога связана с его тематической цельностью, с характером развития содержания, со степенью подготовленности говорящего к речи.

Якубинский Л.П. отмечал быстрый темп произнесения реплик и их смены как одно из свойств диалога, в ходе которого подготовка к высказыванию идет одновременно с восприятием чужой речи. На структуре диалога сказывается и степень осведомленности собеседников о предмете разговора. Понимание чужой речи определяется опытом собеседников, каждое последующее говорение падает на подготовленную почву.

Дополнительным средством передачи информации при непосредственном общении служат мимика, жесты, различные телодвижения, социально обусловленные и соответствующие, как указывал Л.П. Якубинский, интеллектуальному и эмоциональному состоянию говорящего.

Одной из важных сторон диалога является интонация. Л.П. Якубинский говорил о соответствии интонации состоянию говорящего, на большую ее роль в выражении собеседников указывала психолог Е.М. Галкина – Федорук.

Речевое поведение каждого участника можно разбить на такты: один такт – речь, другой – молчание. Эти такты постоянно сменяют друг друга, что позволяет считать диалог ритмическим процессом.

Более того, соотношение речи и молчания – устойчивая характеристика каждого человека.

Условия диалогового общения:

  1. Исходный (хотя бы небольшой) разрыв в знаниях.

Информативность диалога достигается за счет новизны сообщаемой информации, при помощи языковых средств, подчеркивающих новый аспект в восприятии общеизвестной информации.

  1. Потребность в общении.

Она возникает в ситуации, когда имеющееся у субъекта знание о предмете общения оказывается недостаточным.

  1. Детерминизм, т.е. соблюдение причинно – следственных связей: для наступления каких – либо событий должны быть причины, а также причины и следствия должны иметь связь и не быть произвольным.
  2. Требование наличия общей памяти.

Согласно ему говорящие должны иметь хотя бы минимальный общий запас сведений о прошлом.

Кроме того, для диалога как специфической языковой формы общения необходимы хотя бы небольшие общие языковые знания, т.е. диалога не получится, если партнеры говорят на разных языках, если один из партнеров насыщает речь терминологий, заимствованной или иной лексикой, которой нет в активном запасе лексики у другого, и в ряде других случаев отсутствия общего языкового знания.

Немаловажным является также семантическая связанность диалога.

Цель нашего исследования – выявить уровень владения коммуникативными навыками ведения диалога у студентов филиала Южно-уральского государственного университета в г. Аше.

Мы предположили, что студенты  владеют основными  коммуникативными  навыками  и способны вести содержательный диалог как основную форму устной речевой деятельности.

Исследование проводилось в два этапа: 1) наблюдение за диалогами студентов; 2) проведение опросника «Оценка коммуникативных навыков».

Первая часть – наблюдение за диалогами студентов (10 человек, т.е. 5 пар). Им предлагалась несколько тем на выбор, но большинство выбрали свою тему. Участников оценивали по  трехбалльной шкале по следующим критериям:

  • Информативность – 83%;
  • Понимание чужой речи – 100%;
  • Оформление реплики – 67%;
  • Объем – 73%;
  • Быстрота реакции – 87%.

На довольно высоком уровне: понимание чужой речи, быстрота реакции, информативность. Это можно объяснить тем, что участники хорошо знакомы и сами выбрали тему для разговора так как обладают примерно одинаковым лексиконом.

Наиболее слабо развитые навыки: оформление реплики и объем. Это проявлялось в наличии большого количества слов-паразитов, сокращений, повторений, односложных  ответов, реплики были небольшими по объему.

Вторая часть – опросник, который включает в себя 14 вопросов, отражающих различные коммуникативные навыки, такие как умение мотивировать, вдохновлять, убеждать, коммуникабельность, создание доверия, умение слушать и слышать,  умение задавать вопросы, понимание языка тела и самоконтроль.

Участвовало 9 студентов 1 курса и 9 – 2го. Если, по мнению заполняющего опросник, оцениваемый человек обладает данным навыком или умением, то необходимо отметить цифру 7, если это не совсем так, – 6 и так до цифры 1, которая означает, что данный аспект в общении полностью отсутствует.

Результаты представлены в виде таблицы:

Таблица 1 – Итоги опросника по коммуникативным навыкам

Коммуникативные

навыки

1 курс

2 курс

%

человек

%

человек

умение слушать и слышать

66,7

6

55,5

5

умение управлять ходом диалога

55,5

5

33,3

3

понимание языка тела

88,9

8

66,7

6

коммуникабельность

55,5

5

22,2

2

самоконтроль

44,4

4

88,9

8

умение убеждать

33,3

3

33,3

3

оценка диалога

33,3

3

22,2

2

В итоге была подсчитана сумма набранных баллов в отдельности для каждого курса (в процентах).

Если сумма меньше или около 30 баллов, то следует обратить внимание на совершенствование коммуникативных навыков. В нашем случае выяснилось, что участников с таким количеством баллов нет.

От 30 до 60 баллов: 1 курс – 22,2% – 2 человека, 2 курс – 44,4% – 4 человека. Следует обратить внимание на некоторые неудовлетворительные аспекты общения.

Выше 60 баллов: 1 курс – 77,8% – 7 человек, 2 курс – 55,6% – 5 человек. Демонстрируют уверенное владение коммуникативным минимумом.

Таким образом, исследование показало, что студенты умеют слышать и слушать, умеют управлять ходом диалога, понимают язык тела и в большей мере владеют коммуникативным минимумом, т.е. набором основных навыков общения, что подтверждает нашу гипотезу.

Но при этом такие навыки как, умение убеждать, оценка диалога и оформление реплики требуют совершенствования.

Важную роль для эффективных повседневных и деловых коммуникаций играет слушание. Слушание – рецептивный вид речевой деятельности, связанный со слуховым восприятием звучащей речи. Процесс состоит из двух этапов:

  1. Первичный анализ речевого сигнала и его «механическая» обработка;
  2. Интерпретация.

В соответствии с этим в процессе слушания необходимо различать два аспекта:

1. Слух как физиологическую характеристику;

2. Слушание как процесс осознанного познавательного действия, ведущего к интерпретации и пониманию.

Слушание – это такой элемент речевой деятельности коммуникации, который дает возможность реализовать любые цели личности. Это средство формирования духовного мира человека, приобщения его к ценностям культуры.

Умение слушать – необходимое условие правильного понимания позиции партнера, верной оценки существующих с ним разногласий, залог успешной деловой коммуникации.

Основная цель нашего исследования – определить уровень умения слушать у студентов технических направлений.

Мы предположили, что у студентов сформирован процесс слушания как одного из видов речевой деятельности.

В данной статье представлены некоторые результаты диагностики уровня развития у студентов умений, обеспечивающих эффективное слушание. Диагностика проводилась у студентов II курса названного филиала.

Исследование проводилось в два этапа:

  1. Для решения первой задачи мы использовали анкету «Умения слушать».

Для оценивания уровня развития у студентов умения слушать мы отобрали некоторый ряд вопросов, в  результате которых выяснилось, что умеют слушать «выше среднего уровня» те, кто набрал сумму более 62 баллов из 100,.

Были получены следующие результаты: из 15 человек – 9 (60%) имеют оценку выше среднего уровня, остальные 6 (40%) имеют ниже среднего уровня умения слушать.

Самая высокая оценка составила 80 баллов, а самая низкая – 44. Результаты показывают, что умение слушать у студентов развито довольно неплохо.

Рассмотрим некоторые особо значимые вопросы, представленные в данной анкете:

1)      Имеет ли слушатель привычку перебивать собеседника?

  • 1 (7%) человек ответил, что он перебивает в большинстве случаев и обычно не дает своему собеседнику полностью высказать свое мнение;
  • 6 (40%) человек ответили, что такое случается, но очень редко;
  • а у остальных 8(53%) студентов выяснилось, что они не имеют привычки перебивать своего собеседника и дослушивают его до конца.

2)     Поправляете ли собеседника, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, названия, вульгаризмы?

  • 3 человека ответили, что никогда не поправляют неправильно произнесенные слова;
  • 4 человек в большинстве случаев поправляют своего собеседника;
  • 8 человек поправляют неправильно произнесенные слова, названия, вульгаризмы.

3)      Делаете ли вид, что внимательно слушаете, а сами думаете о другом?

  • оказалось, что 5 человек слушают внимательно и полностью вникают в происходящую беседу.
  • 6 человек в большинстве случаев внимательно слушают своего собеседника;
  • 4 студента выявлено делают вид, что слушают,  а сами при этом думают о другом.

Данные диагностики уровня развития умения слушать у большинства студентов – второкурсников сформированы в достаточной степени и не требуют дальнейшего развития в процессе обучения в вузе.

Для решения второй задачи был использован текст, взятый из учебника Гойхман О.Я., Надеина Т.М. «Речевая коммуникация».

Для проведения наблюдения за студентами во время слушания текста мы отобрали ряд критериев, объединив их в 3 группы:

  1. Содержательность;
  2. Эмоциональность;
  3. Внимательность.

При оценке содержательности слушания нами были получены следующие результаты: 71% студентов раскрыли полностью содержание текста. Частично это соответствие наблюдалось у 29% второкурсников.

При оценке внимательности результаты таковы: 69% студентов были внимательны и не отвлекались на различные помехи (шум, усталость). А у 31% наблюдалось отвлеченность от прослушивания текста.

При оценке эмоциональности во время слушания текста мы получили следующую картину: у 19% второкурсников наблюдалось безразличие и напряжение. А 81% студентов наблюдалась заинтересованность  данной темой.

Таковы результаты исследования уровня развития слушания студентов – второкурсников. Процесс слушания требует значительного умственного напряжения: надо понять, о чем говорит человек, проанализировать и запомнить какие-то положения его речи, преодолеть определенные трудности восприятия. Данные исследования показали, что поставленная нами гипотеза подтвердилась. У студентов сформирован процесс слушания как одного из важнейших видов речевой деятельности.

Чтение – рецептивный вид речевой деятельности, связанный со зрительным восприятием речевых сообщений. Средний темп, скорость чтения – 250 слов в минуту. Скорость чтения у студентов I курса очень медленная, 80 – 120 слов в минуту.

Об этом свидетельствует наше исследование, целью которого было выявить уровень развития у студентов умений, обеспечивающих быстрое и рациональное чтение.

Для решения данной цели нами были поставлены следующие задачи:

  1. Определить уровень владения навыками чтения через предложенную анкету;
  2. Оценить скорость чтения и качество усвоения прочитанного по данному тексту.

Мы предполагали, что у студентов сформированы навыки чтения, развито умение быстро и рационально читать и усваивать прочитанное.

Диагностика проводилась у студентов I и II курса всех направлений (на выборке из 17 первокурсников и 15 второкурсников).

Основными показателями уровня владения навыками чтения являются общий уровень чтения и скорость чтения, поэтому исследование проводилось в два этапа:

1. Для решения первой задачи мы использовали тест из книги Т.М. Надеиной «Как вы читаете».

Для оценивания уровня развития у студентов навыков чтения был предложен ряд вопросов. По результатам анкеты выяснилось, что те, кто набрал сумму менее 50 баллов имеют низкий уровень чтения; от 50 до 80 – эрудированны, но не обучены технике чтения и от 80 до 100 баллов имеют профессиональный уровень чтения.

Таким образом, были получены следующие результаты:

Таблица 2 – Результаты тестирования техники чтения

Баллы

I курс

II курс

< 50

50 – 80

12 чел. (71%)

13 чел. (87%)

80 – 100

5 чел. (29%)

2 чел. (13%)

Из 17 опрошенных I курса и 15 – II курса только 5 (29%) и 2 (13%) студентов имеют профессиональный уровень чтения. Такие люди быстро улавливают структуру читаемого материала, сосредоточены и имеют четкую цель и мотив.

Соответственно, остальные 12 человек(71%) I курса и 13(87%) второго – эрудированны, но не обучены технике чтения. Т.е. такие люди часто возвращаются взглядом к уже прочитанному, при чтении иногда проговаривают про себя и, как правило, меняют скорость.

Самая высокая оценка составила 90 баллов (на 2 курсе), а самая низкая – 52 (на 1 курсе). Результаты показывают, что никто из опрошенных не набрал менее 50 баллов, а это доказывает, что навыки чтения, как у первого, так и у второго курса развиты достаточно хорошо.

Навыки чтения складываются из смысловых и технических факторов. Техника чтения – это способ чтения, его правильность, скорость, выразительность. Каждый из данных компонентов, как и их совокупность, подчинен пониманию прочитанного. Ведь, собственно, и главная цель чтения – извлечь информацию, заключенную в тексте.

2. Для решения второй задачи был использован текст из книги Андреева О.А., Хромова Л.Н. «Учитесь быстро читать».

Скорость чтения – показатель, который характеризует не только количество слов прочитанных в минуту, но и качество усвоения прочитанного.

Ее можно подсчитать по формуле:

V=(О/T)*K,

где V – скорость чтения;

О – число знаков в тексте (объем);

Т – время, затраченное на чтение текста (в минутах);

К – коэффициент понимания.

Коэффициент понимания определяется анализом ответов на 10 вопросов по содержанию прочитанного. При правильном ответе на все 10 вопросов К равно 1, на 8 вопросов – 0,8 и т. д.

В определении того, что считать быстрым, а что медленным чтением, мы исходим из шкалы скоростей, приведенной в таблице:

Таблица 3 – Скорость чтения

Скорость чтения

Количество слов в минуту

очень медленная

150 и менее

медленная

200

средняя

250

выше средней

300

быстрая

450

очень быстрая

550

сверхбыстрая

650 и более

Проведенные нами исследования показали, что скорость чтения у студентов I курса составляет в среднем 124 слов в минуту.

Соответственно у второкурсников наблюдается в среднем 168 слов в минуту.

Такой результат оценивается как «очень медленная скорость». Для успешной учебной и профессиональной деятельности каждому следует поработать над собственными навыками чтения и добиться хотя бы средней скорости и хорошего усвоения прочитанного.

Таким образом, исследуемые виды речевой деятельности у студентов филиала сформированы неплохо, но некоторые навыки ведения диалога, оформление реплики, скорость чтения и усвоение прочитанного требуют совершенствования.


Библиографический список
  1. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация; Учебник для вузов – М. ИНФРА – М., 2009.
  2. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. – М.; ПРИФ.1998.


Все статьи автора «IrinaAlmira»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: