УДК 37

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Терентьева Ольга Михайловна
СОШ № 47 г. Чита
учитель начальных классов

Аннотация
В статье рассматривается патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: воспитательная работа, патриотическое воспитание


PATRIOTIC EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Terenteva Olga Mihaylovna
School №47, Chita
primary school teacher

Abstract
This article is about patriotic education of primary school children.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Терентьева О.М. Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/01/5585 (дата обращения: 01.10.2017).

«В душе каждого человека находится

 миниатюрный портрет его народа».

Г. Фрейтаг

«Что такое Родина? – это весь народ, совершающий на данной площади историческое движение. Это прошлое народа, настоящее и будущее.  Это его своеобразная культура, его язык, его характер…» (Л.Н.Толстой).

Национальные традиции следует изучать и сохранять. Мы отправляемся к другим народам, чтобы увидеть их индивидуальность, «непохожесть» и в этой «непохожести» увидеть вечную красоту.

Одним из направлений воспитательной работы педагога является патриотическое воспитание.  Почему мы должны уделять этому особое внимание? Потому что патриотизм – это  любовь к Родине, преданность родине и своему народу, умение делить с ней радость и горе, дела на  пользу Родины, чувство долга, умение пожертвовать своими интересами для процветания своей страны, готовность защищать ее, нести высокое чувство ответственности, любовь к культуре своего народа, верность идеям своего народа, готовность в тяжелое время встать на защиту, ежедневный труд на  благо своего Отечества, требовательность к себе, активное участие в жизни страны.  Развивать у детей младшего школьного возраста интерес к героическому прошлому своего народа; чувство любви к родному краю, школе.

Для проведения внеклассных мероприятий, классных часов предлагаю интеллектуально – познавательную игру.

Интеллектуально-познавательная игра «Русский дом»

Цель: познакомить и углубить знания учащихся о своей Родине; о культуре, истории, о правах и обычаях русского народа.

Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор, экран.

Игра проходит в виде соревнования  команд.

Ход игры

Станция «Русские чудеса света»

На экране проецируются слайды с достопримечательностями России. Необходимо дать их название и местонахождение.

(Царь-пушка, Царь-колокол, Собор Василия Блаженного, Останкинская телебашня, Исаакиевский  собор, Казанский собор, Вулкан Ключевская сопка, Петропавловская крепость, Эрмитаж, Екатерининский дворец, Лицей Царского села, Петергоф, озеро Байкал, Кижи, памятник Петру I, памятник А.С. Пушкину)

Станция «Русская загадка»

         В глубокой древности люди использовали загадку как из приемов тайного языка, чтобы скрыть свои мысли, намерения, уберечь от нечистой силы свое жилище, свою семью, свой скот и орудия труда. С ее помощью испытывали человека на мудрость, находчивость, образованность.

1.Живет мой братец за горой,                          2. На всех садится,

Не может встретиться со мной.                  Никого не боится.

(Глаза)                                   (Снег)

3.Из горячего колодца,                                    4.Держусь я только на ходу,

Через нос водица льется.                          А если стану – упаду.

(Чайник)                                                             (Велосипед)

5.Белые горошки на зеленой ножке.  (Ландыш)

6.Что за коняшки -                                   7.Стоит гора,

На всех тельняшки?                                  На горе трава,

(Зебра)                                       Да скот ту траву не ест.

(Волосы)

8.Уродителей и деток                              9.Вперед идут  – поют.

Вся одежда из монеток.                           Назад идут плачут.

(Рыба)                                                       (Ведра) 

Станция «Пословица. Поговорки. Прибаутки»

Каждой команде выдается список из пяти известных пословиц. А команда соперников по жестам и мимике должна догадаться и сказать эти пословицы.

(Друзья познаются в беде.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Волков бояться – в лес не ходить.

Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

За глупой головой и ногам плохо.

Семеро одного не ждут.

Дружба дружбой, а служба службой.

Под лежачий камень и вода не течет.

Судят не по словам, а по делам.

Тише едешь – дальше будешь.) 

Станция «Частушка»

Командам  предлагается тема для частушки и пары зарифмованных слов. Сочинить и исполнить.

(Тема «Труд». Опорные слова: пруд-труд; баловство-мастерство

Тема «Школа». Опорные слова: болтливый-молчаливый; словарь-янтарь) 

Станция «История России»

Россия всю свою многовековую историю терпела: нашествия, войны, погромы, пожары, болезни, страдания и выходила из этих испытаний обновленной.  За это ее называют «святой», «священной».

Окунёмся в историю Отечества.

- Крещение Руси киевским князем Владимиром (988г.)

- Невская битва со шведами (1240г.)

- Куликовская битва (1380г.)

- Бородинское сражение (1812 г.)

- Начало Великой Отечественной войны ( 1941 г.)

- Первый в истории человечества полет человека в космос (1961 г.)

Станция «Русская сказка»

Не бойся сказок.  Бойся лжи.

А сказка? Сказка не обманет.

Ребёнку сказку расскажи –

На свете правды больше станет.

Каждой команде по данному списку сказок необходимо с помощью рисунков сообщить название сказки команде соперников.

(«Зимовье зверей», «Колобок», «Репка», «Кот и лиса», «Царевна-лягушка», «Теремок», «Лиса и журавль», «Морозко», «По-щучьему велению»)

Станция «Русские праздники, обычаи, обряды, суеверия»

1.Первый день масленицы отмечается?

- в понедельник

- четверг

- воскресенье

2. когда на Руси празднуют святки?

- первые дни января

- конец декабря

- с 25 декабря по 5 января

3. Как у великих князей называлась приемная?

- гридница

- хоромы

- покои

4. Имеет власть только над лесами, живет в лесных чащах. Может явиться человеку в разных видах, любит кричать в лесу и пугать народ.

- кикимора

- леший

- шишига

5. На масленицу любимыми развлечениями были: катанье с гор, кулачные бои, ряженые, игры, веселье и …

- крашение яиц

- посиделки с блинами

- прыганье через костер

6. В чем на Руси женщины хранили свои украшения

- в ларце

- в скрыне

- в сундучке

Завершается игра по традициям русского гостеприимства чаепитием.

Государственные символы Забайкальского края (классный час) 

Цель:

Познакомить учащихся с государственными символами гербом и флагом Забайкальского края, как нового субъекта Российской Федерации; об истории из создания и значения для каждого государства и отдельно живущего гражданина Российской Федерации.

Оборудование:

Компьютер и мультимедийный проектор, экран. Синхронно сценарию проецируются рисунки с изображением герба современной России, Забайкальского края; различных флагов: Андреевского, знамени Вооруженных сил России, Российский флаг, флаг Забайкальского края.

1-й ученик

Свет добра, величие и силу

Сквозь века несла народам Русь.

Жизнь моя, любовь моя, Россия,

Я твоей судьбой горжусь.

2-й ученик

Славлю путь твой благородный,

Твой неповторимый путь.

Вечно будь, страна моя, свободной

И счастливой вечно будь!

3-й ученик

Главный символ любого государства – его герб, в котором в изобразительной форме выражена государственность страны. В России, как и во многих странах Европы, государственные гербовые эмблемы появились в эпоху Средневековья.

4-й ученик

Герб Забайкальского края выполнен на геральдическом щите. В золотом поле летящий одноглавый червленый орёл с серебряными лапами и клювом, держащий в когтях лук тетевою вниз и стрелу с серебряным оперением и наконечником. Направление  полета орла справа налево. В нижней трети щита на почетном месте размещен геральдический щит герба города Читы, обрамленный алой Александровской лентой.

5-й ученик

При исполнении герба применены два цвета: красный и зеленый; и два цвета металла: золото и серебро.

- Красный символизирует храбрость, мужество, неустрашимость.

- Зелень символизирует надежду, радость, изобилие.

- Золото – символ богатства, справедливости.

- Серебро – символ добра, независимости.

6-й ученик

Центральный элемент герба, его главный символ – орел взят с государственной печати «Сибирские земли Даурских острогов», 1692 года. Орел – древний официальный символ сибирской земли. Основные Восточно-Сибирские города XVII – XVIII столетий Якутск, Иркутск, Нерчинск, Албазино в качестве государственных символов имели изображение одноглавого орла.

7-й ученик

Изображение летящего орла символизирует героические поколения первопроходцев, которые осваивали эту землю, возводили на ней города, поселения, строили Транссиб, охраняли и защищали рубежи Отечества.

8-й ученик

Лук со стрелой в когтях орла символизирует мощь и неприкосновенность восточных рубежей России, а положение лука тетивой вниз означает употребление его в оборонительных целях.

1-й ученик

Государственный флаг. Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями и венчают дипломатические представительства, автомобили послов.

2-й ученик

В торжественные и праздничные дни украшают дома и улицы.

3-й ученик

Государственному флагу отдают воинские почести и чтят его как святыню.

4-й ученик

Флаги бывают торговые, партийные, ведомственные, международных организаций – Красного Креста и Красного Полумесяца, Олимпийского комитета.

5-й ученик

Слово «флаг» греческого происхождения, от слова «флего», значение которого – «сжигать, озарять, гореть».

6-й ученик

Стяг у русских дружин был с языческих времен. На поле Куликовом воинов вдохновляло знамя – икона – хоругвь с образом Спаса Нерукотворного.

7-й ученик

Его по преданию, вручил князю Дмитрию Сергий Радонежский со словами: «Вот оружие нетленное! Да послужит оно вам вместо шлемов».

8-й ученик

Этот стяг был темно-багряного, червленого, как тогда говорили, цвета. Если знамя утрачивалось, это означало ликвидацию и боевого формирования.

1-й ученик

Один из древних символов Русского государства – красное знамя «Всемилостивейшего Спаса», бывшее с русским войском при штурме Казани в 1552 году. Ныне хранится в Оружейной палате Московского Кремля.

2-й ученик

Основными регальными цветами власти московских князей и царей были красный, золотой и белый.

3-й ученик

Флаг Забайкальского края представляет собой прямоугольное полотнище, разделенное на три части поля желтого, зеленого и красного цветов.

4-й ученик

Сочетание красного и зеленого цветов символизирует цвет пограничного столба, желтый цвет – цвет забайкальского качества, с давних времен защищавшего восточные рубежи России. Такое сочетание цветов говорит о том, что наш край издавна и до настоящего времени является форпостом Российсуого государства на Востоке.

5-й ученик

Состав цветов флага также повторяет основные цвета герба, символизируя собой природные особенности края:

- желтый – бескрайнюю степь;

- зеленый – тайгу, богатый животный мир;

- красный – энергосодержащие недра.

6-й ученик

На символику цветов флага распространяется также геральдическое значение цветов:

Желтый –символ богатства и справедливости;

Зеленый – символ надежды, радости и изобилия;

Красный – символ мужества и нерушимости.

Учитель

Шли мы к своей символике долгим путем, познавая историю Забайкалья, российскую геральдическую науку, а заодно и самих себя. И пусть каждый, кто обратит взор на геральдический знак отчего края, увидит, какую обширную и прекрасную землю оставили нам в наследство наши предки – первые сибирские землепроходцы – и поймет, как нужно сберегать ее для тех, кто станет жить здесь в будущем. Мир символов оберегает каждое государство, передает своим соплеменникам из поколения в поколение традиции.

Так и о гербе и флаге Забайкальского края будут судить не только современники – земляки, россияне и иноземные гости. О них будут судить потомки, а значит – они будут судить и о нас, о том, как мы относились к своей истории.

А немного раньше к нам в Забайкалье, как и во все регионы России, из очень далекого прошлого в качестве основного государственного символа прилетел и распахнул свои крылья двуглавый российский орел. На протяжении столетий своими двумя головами он обозревал, символизировал и охранял западные и восточные рубежи могучей и необъятной Российской Державы. Кто знает, может, и прав был тот, кто создавал его когда-то именно таким?



Все статьи автора «Терентьева Ольга Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: