ЮРИДИЧЕСКАЯ БАЗА НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Подрезов Михаил Владимирович
Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина

Аннотация
Исторический обзор юридических документов Советского правительства в сфере легкой промышленности в период проведения новой экономической политики. Анализ ключевых моментов, которые выражают данные источники.

Ключевые слова: легкая промышленность, новая экономическая политика, нэп, советская экономика, юридическая база


LAW FOUNDATIONS OF THE NEW ECONOMIC POLICY IN THE LIGHT INDUSTRY

Podrezov Mikhail Vladimirovich
The Schukshin Altai State Academy of Education

Abstract
Historical overview of the USSR's legal documents on the new economic policy in a period of carrying it out in the light industry. Analysis of the key elements which are mentioned in the sources above.

Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Подрезов М.В. Юридическая база новой экономической политики в легкой промышленности // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/01/5565 (дата обращения: 22.02.2024).

Любое исследование в области экономической истории, будь то эпоха феодального, капиталистического или социалистического строя, необходимо начинать с изучения основных нормативно-правовых актов, которые регулируют данную сферу жизни. Особо велика значимость данного действия при исследовании периодов, когда власти радикальным образом отходили от намеченной ранее политики. Таким периодом являлась и новая экономическая политика Советского государства.

Перед Советской Россией стояла очень тяжелая задача:  восстановление предреволюционного экономического состояния крупной и легкой промышленности в кратчайшие сроки. Для достижения этой цели был, например, принят акт “Основные Положения о мерах к восстановлению крупной промышленности, поднятию и развитию производства”, но в годы нэпа в этот юридический документ, как и в ряд других, были внесены коренные поправки, на которых мы и будем заострять внимание.

Несмотря на всю либеральность нэпа, государственное регулирование никуда не могло исчезнуть a priori. Типичным доказательством может служить следующее: декрет определял общие принципы и нормы, которые касаются всех без исключения трестов, отходить от данных положений было невозможно. Закон только предусматривал его дополнение по улучшению эффективности деятельности предприятий [1]. В названии данного акта присутствует термин “коммерческий”, который был введен в замен “хозяйственный”. Разница между двумя этими понятиями огромна, так как первое из них предусматривало не только сокращение расходов, но и извлечение дополнительной прибыли от предприятий. Не стоит думать, что тресты становились частновладельческими, хотя им и принадлежал ряд прав, приближающих к данному типу организаций, но тресты тяготели целым рядом обязанностей перед государством. Тресты были обязаны добиваться собственных успехов не доставляя вреда другим государственным предприятиям, что не свойственной для частных предприятия, при этом государственная казна не отвечала за долги трестов, то есть превращала их в своеобразные “общества с ограниченной ответственностью”. Отношения трестов с органами государственной власти, а также с профсоюзами также регулируются данным актом.

Оценка имущества, которое передается в пользование треста, проводилось ВСНХ, при этом оценки осуществлялись именно по рыночным ценам, а также переводились в золотые рубли. При этом земля, недра, леса и воды в состав капитала треста не вносятся, однако они обязаны фигурировать в ежегодной отчетности треста и за них должна быть уплачена рента.

Исчерпывающе перечисляются и органы управления и ревизии треста, ими являются ВСНХ, правление, ревизионная комиссия. Права и обязанности этих органов, сроки их работы и порядок назначения, также строго регламентируется Декретом.

Подавляющее число положений вышеуказанного Декрета повторяется и в другом нормативном документе [2]. Исключения составляют органы управления и ревизии, коими признаются ГСНХ (ОбСНХ), правление или единоличный управляющий, а также ревизионная комиссия. Особо подчеркивается факт того, что ни местные, ни центральные государственные органы не имеют права вмешиваться в текущую административную и операционную работу правления треста.

Оба вышеуказанных акта предусматривают регламентацию процедуры ликвидации трестов. Ликвидация проводится в следующих случаях:

  1. Уменьшение уставного капитала на 40%, если не будет признано необходимым пополнение капитала из других источников или соответствующее уменьшение уставного капитала.
  2. Недостаточность оборотных средств треста для покрытия долгов, предъявленных ко взысканию.
  3. Признания нецелесообразности дальнейшего существования данного треста.

Распределение прибыли, полученной трестом по итогам года, производилось также в строгой регламентации с законодательством [7]. Ежегодно при утверждении в установленном особым законом порядке годового отчета и баланса треста определялся размер прибыли, либо убытка его за минувший операционный год. Из прибыли треста в первую очередь производится отчисление на уплату подоходного налога с местной к нему надбавкой. Оставшаяся прибыль в случае наличия убытка прошлых лет отправляется на его погашение. Остальная часть подлежит распределению в соответствующем порядке:

  • 10% – фонд улучшения быта рабочих и служащих.
  • 10% – резервный капитал, пока он не достигнет половины уставного капитала.
  • 10% – образование специального государственного капитала в учреждениях долгосрочного кредита.
  • 25% – капитал расширения предприятия.
  • Не более 0,25% – фонд для выдачи поощрительного вознаграждения.
  • Остальное в доход государства по общесоюзному, республиканскому или местному бюджету в соответствии с законодательством.

Об управлении государственными предприятиями всесоюзного значения говорит следующий акт [3]. Постановление ЦИКа имеет крупнейшее принципиальное значение. Оно устанавливает в области управления промышленностью ограничение прав союзных республик в пользу Союза Республик как единого целого. Этим самым права ВСНХ приближаются в отношении основной крупной промышленности к правам единого комиссариата. Мотивами этой деятельности служили: во-первых, соображения государственной обороны, положением СССР на мировом рынке и необходимостью планомерного восстановления промышленности и транспорта; во-вторых, выделение военных и иностранных дел, внешней торговли и транспорта в ведение союзных наркоматов в значительной мере предрешило также централизацию управления основной крупнейшей промышленностью в органе общесоюзного значения.

Центральное место во всей системе управления возлагается на ВСНХ, который образован на основании статей 49 и 52 основного закона государства [8]. Согласно законодательству на ВСНХ возлагались следующие функции:

  1. Общее руководство деятельностью ВСНХ союзных республик.
  2. Разработка законодательных предположений по всем вопросам, касающимся промышленности.
  3. Согласования деятельности центрального управления государственной промышленности в деле управления общесоюзными предприятиями с интересами государственной промышленности в целом.
  4. Разработка общих вопросов промышленной политики.
  5. Разработка для внесения через Госплан в Совет Труда и Обороны общего производственного плана и промышленного бюджета.
  6. Руководство синдикатами и другими объединениями общесоюзной промышленности.
  7. Организация промышленной статистики.
  8. Вопросы организации и ликвидации промышленных объединений.
  9. Разработка планов постановки новых производств, рационализации производства и рационального распределения [4].

Внутреннюю организацию предприятия, входящего в трест, порядок назначения директоров отдельных предприятий, полномочия  и обязанности руководителей заведений определяются отдельным актом [5].

Из-за того, что декрет о синдикатах, внесенный ВСНХ СССР, долго не принимался, а между тем необходимость регулирования работы синдикатов в новых условиях требовалась незамедлительно, ВСНХ СССР издал типовой устав синдиката [6]. Этим актом нисколько не затрагивалась компетенция высших законодательных учреждений, так как устав не является обязательным, но лишь примерным, подлежащим утверждению в каждом данном случае постановлением СТО. Примерный устав лишь объединяет и унифицирует проекты уставов, представляемых на утверждением высших органов.


Библиографический список
  1. Декрет ВЦИК и СНК от 10.04.1924. О государственных промышленных предприятиях, действующих на началах коммерческого расчета (трестах). / [Электронный ресурс]. Справочная правовая система КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/
  2. Декрет СНК СССР от 17.08.1923. О государственных промышленных предприятиях, действующих на началах коммерческого расчета (трестах), находящихся в управлении местных органов. / [Электронный ресурс]. Справочная правовая система КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/
  3. Постановление ЦИК СССР от 12.11.1923. О порядке управления промышленными предприятиями, имеющими общесоюзное значение и находящимися в ведении Высших Советов Народного Хозяйства. / [Электронный ресурс]. Справочная правовая система КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/
  4. Постановление ЦИК СССР от 12.11.1923. Положение о Высшем Совете Народного Хозяйства Союза Советских Социалистических Республик.
  5. Постановление Президиума ВСНХ СССР от 14.05. 1924. Положение об управлении заведением, входящим в состав треста. / [Электронный ресурс]. Справочная правовая система КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/
  6. Приказ ВСНХ СССР от 26.03.1925. Примерный устав синдиката. / [Электронный ресурс]. Справочная правовая система КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/
  7. Постановление ЦИК СССР и СНК СССР от 29.06.1927. Положение о государственных промышленных трестах. / [Электронный ресурс]. Справочная правовая система КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/
  8. Конституция РСФСР 1918 г. / [Электронный ресурс]. Справочная правовая система КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/


Все статьи автора «Михаил Подрезов»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: