ПОСТПИСЬМЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ПРЕПОДАВАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

Пулькин Максим Викторович
Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра Российской академии наук

Аннотация
Статья посвящена проблемам преподавания отечественной истории в высшем учебном заведении. Основное внимание уделено ведущим закономер-ностям, присущим взаимоотношениям преподавателей и студентов на совре-менном этапе развития высшей школы. Выявлено, что в настоящее время отме-чается падение интереса к гуманитарным дисциплинам и предложены рекомен-дации практических действий, направленных на преодоление этой тенденции.

Ключевые слова: высшая школа, история, культура, лекции, преподавание, студенчество, цивилизация


AFTER WRITING CIVILIZATION AND THE TEACHING OF NATIONAL HISTORY

Pulkin Maxim Viktorovich
Institute of linguistic, history and literature of Karelian Research Centre

Abstract
The article is devoted to the problems of teaching of national history in higher education. The focus is on leading the laws inherent in the relationship of teachers and students at the present stage of development of higher education. It was revealed that at present there is loss of interest in the humanities and offers recommendations for action to overcome this tendency.

Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Пулькин М.В. Постписьменная цивилизация и преподавание отечественной истории // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/09/3858 (дата обращения: 21.02.2024).

Преподавание российской истории в настоящее время находится под воздействием ряда существенных факторов. Одни из них заметным образом усложняют деятельность педагога. Другие упрощают и даже вносят в образовательный процесс существенные элементы разнообразия. Рутинные процессы передачи знаний, каждодневные занятия становятся более увлекательными, чем когда бы то ни было прежде за все время существования вузовской системы. В числе заметных положительных изменений, происходящих в настоящее время, следует отметить широкую доступность разнообразной информации об исторических событиях, различных вариантах истолкования прошлого России. Все это создает творческую атмосферу на семинарских занятиях, вынуждает преподавателя постоянно пополнять знания, делает невозможным сохранение и постоянное воспроизведение раз и навсегда заученных трактовок прошлого. В принципе, историческое прошлое как таковое не существует, оно, как говорится, давно кануло в Лету. Каждое новое поколение людей воспроизводит, а по сути дела создает прошлое исходя из собственных актуальных представлений [1, с. 228-249]. Эти представления формируются отнюдь не только, а для большинства населения и не столько исходя из имеющихся фактов, зафиксированных в исторических источниках.

Особого внимания заслуживает широкое распространение всевозможных визуальных средств передачи информации, не только способствующих освоению учебного материала, но и создающих параллельные каналы передачи знаний. В конечном итоге, возникает такая форма организации учебного процесса, в которой красноречие и даже личностные особенности преподавателя отходят на задний план, все более уступая место всевозможным аудио- видео- и иным техническим средствам передачи знаний. Все это в совокупности создает обстановку, которая получила в современной науке название «постписьменная цивилизация». Она формирует свои парадоксальные явления, властно заявляя о новых путях освоения знаний. В ближайшем будущем теоретически вполне возможно представить себе высокообразованного человека, абсолютно незнакомого с алфавитом и при этом прекрасно ориентирующегося в самых сложных научных проблемах [2, с. 94–96]. В целом система образования попала в зону сильной турбулентности, выход из которой пока лишь намечается крайне смутно и в самых общих чертах.

Гуманитарной сферы эти особенности коснулись в наибольшей степени. Формируется и постепенно становится все более значимой своеобразная конкуренция в сфере образования, в которой заметную роль наряду с преподавателем играют ролики из Интернета, в популярной и интригующей форме излагающие события российской истории в «альтернативном» духе. В особенности это касается разнообразных теорий академика Анатолия Фоменко и книг Виктора Суворова, на комментирование которых уходит некоторая часть учебного времени. Однако эта часть познавательного процесса, связана с относительно небольшой частью студентов. На общем фоне, в глазах однокурсников они выглядят скорее чудаками, чем добросовестными исследователями прошлого. Весьма часто их и в самом деле отличает экстравагантный стиль поведения и фанатическая приверженность каким-то труднодоказуемым теориям. Иногда приходится отмечать, что для значительной части студентов любые, даже самые красочные изображения прошлого, воссозданные с помощью светил науки, не представляют никакого интереса. Прежде чем критиковать подрастающее поколение, что в настоящее время стало модной тенденцией, необходимо подумать о причинах такого положения.

Во-первых, и самое главное, мы живем в эпоху тотальной глобализации, когда этнические ценности размываются и воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, к большому сожалению, постепенно становится достоянием прошлого. Космополитизм становится все более модным: человеку следует жить там, где ему удобнее, созданы лучшие условия. Этот процесс сочетается и усиливается еще одним, значительно менее заметным: слабой доступностью сведений о региональной истории, которая, по сути дела, остается за рамками образовательных программ. В итоге историческое повествование в значительной мере ограничивается судьбами немногих избранных людей, а также столицами, где далеко не всегда происходили самые важные в судьбе России события. Обращение к фактам из прошлого, связанным с малой родиной, воспринимается студенческой аудиторией весьма положительно. В особенности это наблюдение касается тех исторических моментов, когда история творилась в провинции, а небольшие территории страны на какое-то время оказывались в фокусе политических событий. Очевидно, что преодоление этой мощной глобальной тенденции невозможно в рамках отдельного вузовского курса и силами отдельного человека. Здесь возможны лишь небольшие корректировки сложившегося положения. Работа в такой обстановке предполагает некоторые изменения в традиционном укладе преподавательской деятельности. Об этих радикальных изменениях речь пойдет далее.

Во-вторых, существенной особенностью современной аудитории является ориентированность на визуальные источники информации. Аудитория воспринимает как странные и отклоняющиеся от мэйнстрима такие повествования, которые не подкреплены роликами или, в крайнем случае, изображениями, в том числе созданными художниками на основе их собственных фантазий. Опытный лектор возразит, что такого рода вкрапления в процесс повествования лишь отвлекает от основной цели: изложения исторических фактов. Однако в современной обстановке этот поход становится, по сути дела, неизбежным. Тотальное господство телевидения и особенно интернета привели к тому, что у значительной части сограждан, а у подрастающего поколения в особенности, сформировалось так называемое клиповое мышление. Его суть состоит в том, что индивиду трудно длительное время концентрировать свое внимание на какой-то отдельной мысли, пусть даже предельно увлекательно изложенной. На этом пути нас подстерегают серьезные опасности. Начало показа фильма воспринимается некоторыми студентами как щедро предоставленная возможность отдохнуть, посмотреть модный журнал или просто подремать под убаюкивающие звуки профессиональной дикторской речи. Ясно, что такое отдохновение не может быть долгим и его ободряющим финалом может стать обсуждение проблем, поднятых во время просмотра. Здесь мы переходим к еще одной теме, которая также заслуживает отдельного рассмотрения.

В-третьих, мы можем с уверенностью утверждать, что стиль речи, манера общения современного поколения самым существенным образом отличается от способа изложения мыслей, принятой среди моих ровесников, и тем более, среди старшего поколения. В процессе чтения лекций (начиная с 1996 г.) приходится сталкиваться с явной и плавно нарастающей в студенческой среде неспособностью выразить даже вполне несложные мысли. Примечательно, что констатация этого факта не вызывает особых огорчений среди студентов («да, мы такие, и что?»), но предложение каким-то образом преодолевать этот недостаток вызывает в аудитории явный энтузиазм. Разгадка такой парадоксальной на первый взгляд ситуации вполне очевидна. Сегодня умение говорить, правильная речь, способность убеждать становится все более коммерчески востребованными, а следовательно и престижными в молодежной среде. Обращение к студентам с призывом использовать время семинара для отработки навыков общения в деловой обстановке является существенным стимулирующим фактором для активизации работы на семинарах и даже в некоторой степени способствует освоению фактического материала. Во всестороннем изучении исторических фактов отмечаются заметные сложности, которые достойны отдельного разговора.

В-четвертых, отмечается падение общей эрудиции студентов. Как известно, информационное общество в конечном итоге породило сонмище неучей. Образно говоря, лектор вступает на дорогу, которая кажется ему твердой и прямой, но в действительности оказывается топким болотом. Попытки опираться на поэтические произведения, фрагменты сказок и прочие, как кажется, знакомые с детства сюжеты не только не имеют успеха, но и вызывают плохо скрываемое раздражение среди студентов. Например, совсем недавно на семинаре даже простой вопрос о финале сказки о Золушке вызвал у студентов серьезные затруднения. Есть оборотная, положительная сторона этого негативного явления. Студенты чаще всего весьма положительно воспринимают рассмотрение теоретических вопросов, связанных с закономерностями развития общества. Особый интерес вызывают факты, в той или иной мере объясняющие события сегодняшнего дня исходя из опыта прошлого. Важную роль в изучении событий минувшего следует, на мой взгляд, отвести психологии, в том числе гендерному подходу. Студенческая аудитория воспринимает такого рода попытки в высшей степени позитивно. Все это вполне объяснимо. Новые поколения россиян растут вне рамок «единственно верной», «всесильной» системы мировоззрения, объясняющей абсолютно все события прошлого и даже непринужденно предсказывающей светлое будущее. Победа над этим могучим идейно-политическим монстром — несомненное достижение минувших десятилетий. Но образовавшийся вакуум стремительно заполняется мистическими учениями, сомнительными псевдонаучными рассуждениями о прошлом и прогнозами на будущее, почерпнутыми из телепередач [3, с. 192]. Например, появление опричнины в одной из передач связывалось с разгромом ордена тамплиеров, которые немедленно отправились в Россию и стали там свирепыми сподвижниками Ивана Грозного.

В-пятых, возникает вопрос о контроле «текущей успеваемости» и итоговых оценках. Сегодня немало сказано о порочности тестовой системы, якобы дающей объективное основание для оценок и совершенно определенно осложняющей адекватное восприятие информации, особенно в гуманитарной сфере. Иногда возникает ощущение, что студенты, отлично натренированные во время подготовки к ЕГЭ, заранее вылавливают в потоке информации те факты, даты и имена, которые могут в дальнейшем оказаться в числе тестовых заданий. Отрицать значение тестов на современном этапе развития гуманитарного образования означает стать соломинкой на пути локомотива. Но все же мысли о том, что тест ориентирует на однозначный ответ на вполне конкретный вопрос, а также слабо способствует развитию речи, неизбежно приходят в голову. В гуманитарных науках чаще всего один и тот же вопрос может иметь различные ответы, каждый из которых по-своему будет правильным. Заметим, что, как показывает опыт, нередко при сдаче тестов по гуманитарным наукам возникает желание выбрать все четыре варианта ответа, поскольку все они, каждый по-своему, могут считаться верными. Очевидно, здесь необходим поиск компромисса между различными способами проверки знаний.

Поводя итоги, отметим, что проблемы взаимодействия преподавателя с современной студенческой аудиторией в настоящее время изменились самым существенным образом. Визуальное восприятие учебного материала становится все более значимым. Мы наблюдаем здесь не столько движение вперед, сколько возврат к глубокой архаике, происходящий на фоне стремительного научно-технического прогресса. Плодотворным и желательным представляется некоторый перенос акцентов с общероссийских событий на более близкую студентам местную историю. Разумеется, эти сюжеты необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с имеющимся учебным материалом и ни в коем случае не в ущерб ему. Весьма существенным представляется рассмотрение общетеоретических вопросов, связанных с историей. Этот аспект привлекает внимание студентов, особенно в том случае, если изложение охватывает значительный хронологический отрезок, а в самом повествовании прослеживаются существенные исторические закономерности.


Библиографический список
  1. Пулькин М.В. Православный приход и власть в середине XVIII–начале ХХ в. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2009. 422 с.
  2. Пулькин М.В. Сага о техногенном антроподефиците, или Заметки на полях научных журналов // История в подробностях. 2013. № 2. С. 94–96.
  3. Третьяков А.В. Историческая наука и преподавание отечественной истории в России в конце XX–начале XXI века // Научные ведомости. 2008. № 1 (41). С. 191–196.


Все статьи автора «Пулькин Максим Викторович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: