УДК 316.34

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ, РЕГИОНАЛЬНОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЯХ

Игольникова Инна Владимировна
ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»
кандидат экономических наук доцент кафедры управления

Аннотация
Данная статья посвящена обзору подходов к оценке качества управления на всех уровнях в России. Проведенное исследование позволяет выделить ряд проблем, вследствие чего признанные методики мониторинга эффективности не позволяют в настоящее время объективно оценивать качество федерального, регионального и муниципального управления в России.

Ключевые слова: качество управления, региональный и муниципальный уровни управления, система мониторинга и оценки, федеральный, эффективность


THE EVALUATION OF QUALITY MANAGEMENT IN CONTEMPORARY RUSSIA AT THE FEDERAL, REGIONAL AND MUNICIPAL LEVELS

Igolnikova Inna Vladimirovna
Bryansk State University named after academician I. G. Petrovsky
PhD in Economic Science Assistant Professor of the management Department

Abstract
This article is devoted to review approaches to assessing the quality of management at all levels in Russia. This study reveals a number of problems, in consequence of which the recognized methods of monitoring of efficiency do not presently allow to objectively evaluate the quality of Federal, regional and municipal management in Russia.

Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Игольникова И.В. Оценка качества управления в современной России на федеральном, региональном и муниципальном уровнях // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/08/3645 (дата обращения: 25.09.2018).

На современном этапе развития российской государственности повышенное внимание уделяется проблеме эффективности государственного управления. Решению обозначенной проблемы посвящены многие заявленияПрезидента Российской Федерации в его выступлениях. Материалы Посланий Федеральному Собранию РФ также содержат постановку задач в этой области.

Результаты анализа свидетельствуют том, что в РФ имеет место проблема стратегического характера – это проблема стабильной и эффективной системы управления на всех уровнях управления [1] .

Кроме того, остается нерешенной проблема разработки оптимальной системы показателей, позволяющих наиболее точно оценить качество государственного и муниципального управления.

Для того чтобы разработать такую систему оценки и мониторинга эффективности управления, необходимо определить с самим понятием эффективности государственного и муниципального управления.

В настоящее время в теории организации и управления большое внимание уделяется эффективности системы управления, которая характеризуется «…действенностью системы управления, ее автономностью, степенью организованности и самоуправления, гибкостью, адаптивностью, сплоченностью коллектива организации и т.п.».

На данный момент проблема эффективности управления злободневная и ее решению посвящено множество научных работ. При этом, желание выйти на такой уровень эффективности на практике продолжает сталкиваться с проблемами различного характера: кадровыми, экономическими, политическими и т.п. Это необходимо учитывать, когда эффективность определяется для высшего управленческого звена в системе управления. При этом проблема эффективности каждой наукой определяется по-своему.

С экономической точки зрения эффективности можно рассматривать как систему управления издержками или соотношением затрат на выпуск единицы товара (услуги). Подобно эффективность трактуется и в управленческой науке, в которой эффективность можно считать как производную от издержек при достижении целей (как на уровне управленческих команд, так и на уровне организаций в целом, иных уровнях).

Для рассмотрения подходов к оценке эффективности государственного управления, необходимо определиться, что все-таки следует понимать под эффективностью. Эффективность – это степень достижения целей; сопоставление результатов целенаправленной деятельности и затраченных на них ресурсов. Из предложенного определения видно, что в основе эффективности лежит целеполагание.

Для оценки качества управления на всех уровнях обычно используют как международные методики мониторинга, позволяющие оценить как уровень администрирования в мировом сравнении, так и методологии, учитывающие отражающие специфику системы публичного управления конкретного государства.

Если анализировать опыт учета ведущих международных индексов, отражающих эффективность государственного управления, следует учитывать, что в последнее время Россия включена в рейтинги оценок качества публичного управления международных организаций.

В настоящее время для оценки места России в международном сообществе рассчитываются показатели GRICS, индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), индекс восприятия коррупции, индекс непрозрачности, индекс экономической свободы; присваиваются рейтинги кредитоспособности и инвестиционной привлекательности. Обозначенные показатели учитываются, хотя и не всегда системно, при разработке направлений административного реформирования во всех странах.

Но в РФ на данный момент, динамика указанных показателей, как положительная, так и отрицательная, не влечет за собой каких-либо последствий для принятия управленческих решений в системе органов государственной власти [3, c. 73].

Кроме того, частота и масштабность преобразований в государственном секторе, значительное количество взаимосвязанных мероприятий, одновременная реализация реформ в отдельных отраслях государственного управления делает невозможным непрерывно оценивать эффективность управления на различных уровнях.

На данном этапе многие российские ученые изучают проблемы оценки эффективности системы регионального управления, уточняют сущность эффективности, рассматривают методологические подходы к оценке эффективности, а также обосновывают выбор альтернативных критериев и показателей оценки. Данная проблема решается и на законодательном уровне в виде регламентации процедуры оценки, определяющей содержание процесса оценки эффективности органов исполнительной власти субъектов РФ и показателей оценки [4].

В период проводимой в России административной реформы большое внимание уделяется проблеме оценки качества государственного управления на региональном и муниципальном уровнях.

В настоящее время в России можно выделить следующие  механизмы мониторинга работы органов исполнительной власти всех уровней [3, c.59]:

-                   мониторинг и оценка эффективности реализации программ и стратегий;

-                   отраслевой принцип;

-                   ежегодная отчетность как часть бюджетного цикла;

-                   оценка эффективности на уровне конкретных органов управления.

Мониторинг и оценка эффективности реализации программ и стратегий реализуется посредством системы ежегодной подготовки министерствами, службами и агентствами докладов, включающих цели, задачи и показатели деятельности данных субъектов бюджетного планирования на предстоящий период.

В обозначенных докладах ведомств формулируются три группы показателей работы ведомств:

-                   основные цели и  задачи, увязанные с приоритетами государственной политики;

-                   показатели, характеризующие уровень достижения целей;

-                   количественные ориентиры, которые должны быть достигнуты.

Оценка эффективности управления на уровне субъекта Российской Федерации производится на основе анализа и сопоставления показателей, характеризующих:

-                   степень достижения целей органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

-                   степень удовлетворенности населения качеством предоставляемых государственных услуг и деятельностью органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

-                   обоснованное расходов бюджетных ресурсов в субъекте Российской Федерации;

-                   реализация программ и стратегий в субъектах Российской Федерации.

Таким образом, осуществляется планирование и анализ финансовых потоков ведомств и министерств, а также оценивается эффективность работы данных органов исполнительной власти на основе сопоставления достигнутых результатов с плановыми индикаторами.

Не смотря на существующие механизмы планирования и мониторинга, что данные докладов в полной мере не позволяют сформировать комплексную оценку работы исполнительных органов.Эффективность не может быть оценена без анализа показателей конечного общественно значимого  результата, характеризующего удовлетворение потребностей внешних потребителей за счет оказания им субъектом бюджетного планирования государственных услуг.

В России находят распространение новые инструменты оценки и мониторинга со стороны общественности и научных институтов. К таким методикам можно отнести [3, c.70]:

−Рейтинг  прозрачности госзакупок;

−Оценка эффективности обратной связи органов исполнительной власти и общественности;

−Рейтинг информационных ресурсов органов государственной власти;

−Рейтинг демократичности;

−ЯН-индекс оценки и мониторинга публичной политики.

Мониторинг эффективности работы региональных органов исполнительной власти проводится как вышестоящими федеральными органами власти, так и внешними институтами – рейтинговыми агентствами, различными международными  и некоммерческими организациями.

В России также постоянно составляется рейтинг конкурентоспособности регионов. Для этого используется  методология Всемирного экономического форума ежегодно рассчитывается консалтинговой компанией «Бауман инновейшн». Методика оценки основывается на комплексе параметров, отражающих социально-экономическое положение региона.

В рамках обозначенного рейтинга принято рассчитывать два индекса конкурентоспособности: текущей и перспективной.

Первый оценивает конкурентоспособность территории в текущий момент, а второй – через пять лет. Текущая конкурентоспособность предполагает оценку операционной деятельности компаний и качества национальной бизнес-среды.

Перспективная конкурентоспособность определяется такими элементами, как: уровень использования новых технологий в экономике региона, качество оказания услуг государственных и общественных институтов, в целом состоянием макроэкономической среды.Для вычисления окончательных значений индексов соответствующие элементы берутся с определенными весовыми коэффициентами в зависимости от их важности.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что в России отсутствуют в настоящее время эффективные комплексные и систематические оценки качества государственного и муниципального управления.

Для повышения эффективности управления на всех уровнях власти в условиях продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической сфере, в целях повышения конкурентоспособности страны и регионов на основе современных методов управления необходима система оценки эффективности публичного управления с соответствующими индикаторами. Важность оценки качества государственного администрирования обуславливает необходимость разработки методологических подходов подобного мониторинга, поиска показателей, наилучшим образом отражающих вклад того или иного органа власти в решение поставленных задач как перед ним непосредственно, так регионом и страной в общем.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2012 года N 1142 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 года N 1199 “Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»».
  2. Перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Утвержден от 15 апреля 2009 г. N 322. (с изменениями на 22 апреля 2013 года).
  3. Мониторинг государственных и муниципальных услуг в регионе как стратегический  инструмент повышения  качества  регионального  управления: опыт,  проблемы, рекомендации /С.И. Неделько, А.В. Осташков, С.В. Матюкин,  В.Н. Ретинская,  И.А. Мурзина,  И.Г. Кревский, А.В. Луканин,  О.С. Кошевой. Под  общ.  ред.  В.В. Маркина, А.В. Осташкова. – Москва, 2008. – 321 с.
  4. Погорелов Д.В. Проектное управление как инструмент повышения качества государственного и муниципального управления // Электронный журнал «ЭГО»  - №4 (11)  - 2012


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «igolnikova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация