УДК 316.014 + 316.4

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аниденкова Мария Михайловна
Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

Аннотация
В статье рассмотрены проблемы адаптации первоклассника к школьной среде. Автор предполагает, что совместная работа специалистов социальной системы образовательного пространства социума являются действенным ресурсом для успешной адаптации первоклассника к условиям школьной среды.

Ключевые слова: адаптация, виды адаптации, школьная адаптация первоклассника


FEATURES ADAPTATION OF CHILDREN TO THE CONDITIONS OF THE SCHOOL ENVIRONMENT

Anidenkova Maria Mihailovna
Vladimir State University name after Aleksandr Grigorevich and Nikolay Grigorevich Stoletovs

Abstract
In article problems of social adaptation of the first grader to the school environment are considered. The author assumes that collaboration of specialists of social system of educational space of society are an effective resource for successful adaptation of the first grader to conditions of the school environment.

Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Аниденкова М.М. Особенности адаптации детей к условиям школьной среды // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/07/3611 (дата обращения: 26.03.2019).

 

Адаптация личности является наиболее актуальной и одновременно одной из самых сложных проблем социальной работы, так как она представляет собой процесс, где  личность приобретает устойчивое равновесие к воздействию социальной среды. [1]При этом огромный адаптационный потенциал имеет образовательный процесс. [2]Адаптация ребенка к условиям школьной среды включает в себя три составляющие: физиологическую адаптацию, психологическую и социальную (личностную) адаптацию. Все эти составляющие взаимосвязаны между собой, то есть, каждый вид адаптации ребенка сказывается на его поведении, самочувствия, настроения и здоровья ребенка.

Физиологическая адаптация первоклассника рассматривается как этап развития ребенка, который характеризуется степенью напряжения функциональных систем организма. Сюда можно включить ориентировочный этап, который длиться на протяжении 2-3недель. А также не устойчивое приспособление, то есть организм первоклассника ищет оптимальные варианты на постороннее воздействия. И устойчивое, которое характеризует устойчивость организма к нагрузкам ребенка. Данный вид адаптации длиться в основном 5-6 недель. Следующий вид адаптации – это психологическая адаптация ребенка к условиям школьной среды. Данный вид охватывает личностно-мотивационную, волевую и учебно-познавательную деятельность. В психологической адаптации следует учитывать прежде всего переход от игровой деятельности, в более сосредоточенность ребенка на предметную область. Третьим видом адаптации является личностная или социальная адаптация. Социальная адаптация дает возможность ребенку познать свое новое положение в школе, развивать свои умения и навыки в контакте со взрослыми, с одноклассниками. Данный компонент может выступить дополнительным социализирующим фактором, так и резко тормозящим подобные процессы. [3]

Поэтому, младший школьный возраст характеризуется сменой стиля и образа жизни для ребенка. На новом этапе своего развития у ребенка происходит большие перемены в его жизни, то есть возникает новая социальная роль ученика, новые требования к этой роли, и естественно  принципиально новый вид деятельности, так называемую учебная деятельность. При поступлении в школу, он приобретает новые знания, умения и определенный социальный статус. Затем у ребенка младшего школьного возраста меняется восприятие своего места в системе отношений, то есть, меняются ценности ребенка, интересы, и уклад в его жизни.

С первых дней пребывания ребенка в школе перед ним ставится целый ряд задач, которые требуют мобилизации его как физических сил, так и интеллектуальных. В основном эти трудности возникают как правило в рамках учебного процесса. Детям достаточно сложно не отвлекаться на уроках, следить за основной мыслю преподавателя, сидеть спокойно и сохранять правильную рабочую позу (так называемую «статической нагрузкой»), привыкать к новому режиму дня, то есть выполнять требования школьной дисциплины. К тому же, от них требуют с первых дней высказывать свои мысли вслух, которые не всегда четко структурированы. Как правило, у них не сразу признается позиция учителя и  устанавливается контакт со взрослыми в школе. В его новое окружение входят не только новые учителя, но и новый коллектив. Взаимосвязь среди одноклассников устанавливается довольно сложно, он не может найти общий язык, в дальнейшем ему приходится ставить перед собой выбор, с кем ему будет комфортно общаться. Следовательно, все это доставляет ребенку некий дискомфорт [4].

Период адаптации ребенка к среднему учебному заведению может длиться от двух недель до шести месяцев и зависит от множества факторов: характера взаимоотношений с окружающими, индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательной программы, подготовленности ребенка к школьной жизни. Все выше перечисленные факторы могут повлечь за собой большие трудности при перестроении организма у ребенка к новым условиям школьной среды.

Важнейшей частью социологического знания является эмпирический уровень, что обусловливает необходимость применения прикладного инструментария социологами. [5]При исследовании данного вопроса использовался метод интервью, в результате которого было выявлено, что дети младшего школьного возраста в процессе социальной адаптации к условиям школьной среды проходят довольно сложный этап. Исследование проводилось на базе средних школ города Муром Владимирской области, где опрашивался один из родителей ребенка первого класса.  Интервью показало, что дети в возрасте 6-7 лет проходят социальную адаптацию намного сложнее, чем дети 8 лет. Это обуславливает  тем, что у детей происходит кризис «семи лет». Под кризисом семи лет понимается, прежде всего, переломная точка на кривой детского развития, которая отделяет один возраст от другого. То есть, ребенок начинает кривляться, происходит непослушание взрослых, меняется манерность. Ребенок пытается всячески игнорировать взрослых, делать то, что ему захочется. Таким образом, ребенок в данный период своего развития осознает себя как отдельное «Я».

Далее исследование по данному вопросу показало, что в основном наблюдается средний уровень здоровья первоклассника в начальный период адаптации к школьной среде. Следовательно, результатами исследования по состоянию здоровья первоклассника свидетельствует о том, что некоторые обучающиеся к концу первой четверти начинают заметно худеть, такое количество детей составляет  60%. У многих детей так же отмечается появление утомления, признаком чего является снижение артериального давления, а у некоторых – переутомления, обусловленное значительным его повышением. У многих первоклассников родители могут наблюдать усталость, плохой сон, головные боли, снижение аппетита. По данным анкетного опроса было выявлено, что у 60% детей сон довольно тревожный, засыпает очень долго и в частности сон беспокоен. Тем не менее, аппетит в период школьной адаптации довольно плохой, ребенок отвергает некоторые блюда. По статистическим данным, 30% детей начальных классов наблюдаются у кардиолога и невролога, то есть врачи отмечают появление недомогания: шумов в сердце, нарушения нервно-психического здоровья. В период первого полугодия число учащихся, имеющих нервно-психические отклонения, возрастает примерно на 14-16%, а уже к концу учебного года число таких детей увеличивается примерно на 20%.

При исследовании адаптации ребенка младшего школьного возраста ставился немало важный вопрос о взаимодействии со сверстниками, взрослыми и с родителями. Основной гипотезой исследования была следующей: наиболее благоприятно первоклассник взаимодействует в процессе общения с родителями и сверстниками, следовательно, с педагогом ребенок общается с осторожностью. Данная гипотеза была подтверждена с помощью анкетного опроса для родителей, а также методом наблюдения. Данные результатами анкетного опроса показали, что 70% опрошенных родителей считают, что их ребенок довольно хорошо взаимодействует со сверстниками; 25 % считают, что их дети не принимают  активное участие в общении со сверстниками, они замкнуты в общении со взрослыми не только в школе, но и в повседневной жизни. Таким образом, первоклассник общаясь со сверстниками приобретает новые коммуникативные навыки в общении и таким образом налаживает межличностные отношения, что в дальнейшем ему поможет лучше всего адаптироваться в школьной жизни.

В период адаптации  как никогда остро встает вопрос, как помочь ребенку без ущерба для его психического и эмоционального здоровья, как научиться выполнять новые правила и требования педагога, как плавно перейти от игровой деятельности, которая была основной у дошкольника, к новой и более сложной направленную уже на учебную деятельность.[6]  Труднее всего к новым условиям адаптируются гиперактивные дети, которым достаточно сложно усидеть за партой и сконцентрировать внимание на учебном процессе. Они могут во время урока вскакивать, ходить по классу и громко говорить. В основном гиперактивные дети плохо чувствуют дистанцию между собой и учителем. К тому же есть и другая категория таких детей: они не шумят, не выкрикивают с места, но им также трудно высидеть все занятие. Через пятнадцать минут у них пропадает интерес, они могут отвлекаться на что-то постороннее. У гиперактивных детей быстро наступает утомление, нервная система истощается. В данном случае учителю следует предложить подобному ребенку индивидуальный график занятий, что чаще всего невозможно в силу занятости педагога. В таких случаях необходимо вмешательство родителей, которые знают своего ребенка лучше, и в частной беседе могут подсказать выход из сложившейся ситуации.[7]

Таким образом, под школьной адаптаций первоклассника можно понимать поэтапное приспособление ребенка к новым системам социальных отношений (режим жизнедеятельности, взаимоотношения, требования).

Насколько  успешно пройдет первый этап адаптации ребенка, от этого будет зависеть его дальнейшее развитие в школьной жизни. Но в большинстве случаев процесс адаптации первоклассника проходит тревожно, так как еще у ребенка еще не сформировалась личность, которая способна подчиняться новой школьной среде.[8] Поэтому актуален поиск путей решения обозначенных проблем, что может быть достигнуто путем разработки ряд рекомендаций специалистам учебных заведений для организации адаптационного процесса детей к условиям школы:

- у ребенка необходимо формировать положительное, эмоциональное отношение к школе;

- реализовывать меры психолого-педагогической поддержки всех первоклассников в период школьной адаптации;

- проводить коррекционно-формирующую работу с детьми, у которых адаптация проходит довольно сложно;

- специалистам необходимо проводить с родителями консультативную работу, что поможет выявить психологические особенности ребенка.

Поэтому, совместная работа социального работника, учителей и родителей может в значительной мере сократить риск возникновения у школьника  дезадаптации и проблем в обучении.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Воеводина Е.В., Горина Е.Е. Социальный портрет людей с ограниченными возможностями здоровья в студенческой среде как фактор социальной адаптации к условиям вуза // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 373. С. 60-65.
  2. Горина Е.Е., Воеводина Е.В. Роль СМИ в формировании мотивации к обучению лиц с ограничениями жизнедеятельности //Человек и труд. – 2011. – №12. – С.29-32.
  3. Варламов А.Д., Горина Е.Е. Обработка результатов социометрии с применением аналитических методов исследования // Алгоритмы, методы и системы обработки данных. – 2012. – №20. – С.9-18. [Электронный ресурс]. URL: http://www.amisod.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=127:amisod-2012-2-20-varlamov-gorina&catid=20:amisod-2012-2-20.
  4. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 2001. – С. 162.
  5. Воеводина Е.В., Горина Е.Е. Особенности обработки эмпирической  информации в качественных и количественных исследованиях социальной сферы // Алгоритмы, методы и системы обработки данных. – 2011. – №17. С.4-4.
  6. Бочарова В.Г. Социальная педагогика. М., 2001. – С.211.
  7. Как помочь первокласснику адаптироваться к школе? // [Электронный ресурс] режим доступа: http://doctor.itop.net (Дата обращения 11.11.2012).
  8. Березина В.А. Социально-педагогическая работа в школе. М., 1999. – С.63


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Аниденкова Мария Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация