КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Ляхов Андрей Валерьевич
Юго-Западный Государственный Университет
студент

Аннотация
Данная статья посвящена проблеме формирования критического мышления среди молодежи, учащейся в высших учебных заведениях. На мой взгляд, это одна из важнейших проблем, которые стоят перед обществом в целом, но многими не учитывается, или просто игнорируется.
Статья подготовлена в рамках реализации программы развития деятельности студенческих объединений ЮЗГУ на 2012-2013 годы (мероприятие 2 «Популяризация образа успешного российского ученого и повышение научного информационного обмена молодежи» пп. 2.6 «Организация и проведение интернет-конференции с ведущими учеными РАН «Интерактивный диалог поколений в университетском образовательном пространстве»)

Ключевые слова: критическое мышление, образование, педагог, проблема, развитие, рациональное мышление, ребенок, студент


CRITICAL THINKING

Andrey Lyakhov Valerievich
Southwest state university
student

Abstract
This article is devoted to the problem of forming of critical thinking among young people studying in higher educational institutions. In my opinion, this is one of the most important problems, which stand before the society in General, but many are not taken into account, or simply ignored.
This article was prepared in the framework of realization of the program of development of students ' associations SWSU for 2012-2013 (activity 2 «Popularization of the image of a successful Russian scientist and increase of scientific information exchange youth» PP. 2.6 «Organization and conducting of Internet-conference with leading scientists of the RAS «Interactive dialogue of generations in the University educational space»)

Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Ляхов А.В. Критическое мышление // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/06/3323 (дата обращения: 29.02.2024).

В последнее время кризис образования все чаще дает о себе знать. Можно долго полемизировать о кризисе, который затрагивает политику, экономику, и другие социальные аспекты, которые игнорировать нельзя. При этом, одной из самых важных проблем, которая затрагивает общество в целом, является проблема образования.

Кризис образования возник не на пустом месте. Развитие общества требует социальных ориентиров, мотиваций и стимула для достижения общих целей. Естественно, формирования мировоззрения и целей жизни, происходит у человека еще в юношеском возрасте, когда индивид делает первые шаги к самостоятельной жизни, но с детства всюду сталкивается с ограничениями и запретами.

Одно из основных качеств, каким должен обладать каждый студент, по моему мнению, является наличие критического мышления, которое должно формироваться в университете во время учебной деятельности и активном участии в учебно-исследовательских, и научно-исследовательских проектах.

Проблема формирования критического и самостоятельного мышления стара как мир, но стала актуальной лишь в последнее десятилетия. Пытались подробно рассмотреть проблему многие видные личности начиная от В.И. Ленина, П.П. Блонского и заканчивая современными исследователями О.В. Тягло и Г.П. Щедровским.

Формирование критически мыслящей личности происходит еще в ранний период детства. В раннем возрасте все потребности ребенка удовлетворяются взрослым, и от него почти ничего не требуется. Однако, по мере того, как развивается его моторика и способность управлять своим поведением, родители начинают ограничивать и направлять его активность. Несомненно, по многим причинам нельзя предоставлять ребенку неограниченную свободу. Необходимы определенные ограничения и руководство, чтобы обеспечить его безопасность. Например, ребенок не может играть в мяч на проезжей части улицы, или играть с огнем, или острыми предметами. По мере усложнения потребностей ребенка они неизбежно вступают в конфликт с желаниями окружающих. Ребенок уже не может свободно выражать свои потребности, но должен учиться соотносить их с требованиями окружающего мира.

Пытаясь наставить ребенка на «верный путь», родители уделяют ему чрезмерное количество внимания. С самого раннего возраста его заставляют ходить в подготовительные дошкольные учреждения и получать начальное образование, если же такой возможности нет – ребенка принуждают сидеть дома и готовиться к поступлению в школу. Таким образом, ребенок лишается не только возможности мыслить креативно, самостоятельно решая возникшие перед собой задачи, но и лишается одного из главных периодов в своей жизни – детства. Родители утверждают, что может быть только так как они говорят, и ни как иначе, навязывая свой авторитет, не оставляя права выбора. Авторитет должен быть заслуженным, и при принятии решений нельзя игнорировать или ограничивать интересы ребенка.

В школе ребенок также не получает какой-либо мотивации для изучения предметов. На данном периоде жизни вместо попыток учителей и родителей начать общаться с формирующейся личностью на равных, они продолжают испытывать апатию. В итоге о процедуре развития критического мышления не может идти и речи, а стимулом в учебе является страх перед будущим, в котором, по мнению родителей, без образования человеку нет места. Нельзя сказать, что они не правы, но их методы мотивации тоже не совсем верны.

Получается так, что старшее поколение не дают точного и согласованного ориентира движения для молодежи, и каждый раз выдвигают лишь новые обязанности. Возможно, проблема скрыта в их собственном воспитании, которое проходило при авторитарном политическом режиме. Государство имело право «воспитывать» социум исходя из собственных интересов, полагая, что так будет лучше для всех. Или же родители сами не знают,  каким образом можно помочь ребенку начать реальность воспринимать субъективно, и консервативно предпочитают в воспитании ничего не менять.

Критическое мышление не появляется само по себе. Чтобы добиться какого-либо эффекта, требуется приложить максимум усилий по совершенствованию и развитию мышления. Каждый новый факт подвергается критическому и рациональному обдумыванию, а процесс познания обретает индивидуальность и становится продуктивным. Стремление людей к критичности и самокритичности велико, однако отсутствие знаний и умений применять эти знания на практике, может привести к критиканству, т.е. неправильной критике. Эта проблема найдет свое решение, лишь при единстве теоретических и практических исследований.    В. И. Ленин утверждал: «Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования». Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок и омертвения»[2, т. 42 с. 290].

На некоторые особенности развития и проявления критичности мышления в онтогенезе указывается в исследованиях по возрастной психологии. В частности, в них подчеркивается, что критичность мышления усиливается с возрастом учащихся, а их самооценка становится все более адекватной[1, с.546]. В итоге вся надежда возлагается на высшие учебные заведения, где также существует вероятность простого необдуманного «зазубривания» предметов, без формирования собственной точки зрения.

Остается надеяться на преподавателей ВУЗов, которые вместе со студентами должны выполнять 8 основных пунктов:

1. изучение «критичности ума», а так же «критики» и «самокритики», формирования собственного мнения и применения этого на практике;

2. критическое анализирование экономической, политической и социальных ситуаций в регионе, подробное обсуждение выступлений политиков, экономистов и прочих видных деятелей;

4. всевозможные рецензии и обсуждения литературных источников (журналы, книги, интернет-ресурсы), непредвзятый критический анализ текста;

5. решение задач, способствующих развитию критики и самокритике;

6. коллективное обсуждение научных гипотез и парадигм, попытки повторных доказательств, или опровержений. Анализ всех фундаментальных наук и дисциплин;

7. дискурс, касающийся тем спорта, ТВ-программ, фильмов и прочего материала, доступного в СМИ.

8. коллективная полемика, затрагивающая глобальные проблемы политики, экономики и общества в целом. Поиск решений

Умение формировать творческое и критическое мышление и обучать этим видам студентов определяет уровень профессиональной компетентности педагога. От того, как педагог сумеет обучать студентов критически мыслить, обеспечить восприятие, запоминание, понимание, осмысление и другие мыслительные процессы зависит продуктивность деятельности студентов, а, следовательно, и эффективность самого процесса обучения [3, с.128].

Критическое мышление является необходимой составляющей профессиональной компетентности не только педагога, который также направляет студентов в русло рационального мышления, но и родителей, которые зачастую полностью ограничивают свободу ребенка. Так как критическое мышление является социальным, оно чаще всего проявляется в различных дискуссиях, спорах, рассуждениях преподавателей и студентов. В таких случаях студенты являются равноправными участниками происходящего, и воспринимают процесс обучения не просто как зазубривания научной программа, а как обмен опытом между студентами и преподавателем. Отношения, складывающиеся между педагогом и учениками «освобождают педагога от роли всезнайки, но заставляют принять не менее трудную роль организатора процесса познания».

Говорить о развитии и формировании критического мышления молодежи, значит говорить о развитии у них целеустановки на улучшение качества своего рационального мышления,  совершенствовании определённых мыслительных навыков и умений, готовности использовать их на практике, будь то учеба или работа. Б.М. Теплов, считал, что критичность – это умение строго оценивать работу мысли, тщательно взвешивать все доводы за и против намечающихся гипотез и подвергать эти гипотезы всесторонней проверке[4, с.223]. Способность анализировать и делать выбор – неотъемлемая часть развитой личности, без которой она будет вынуждена все время опираться на мнение авторитетов и экспертов. Следовательно, первое условие всестороннего развития личности – наличие критического мышления.

Возможно, отсутствие к самостоятельной мысли связано с тем, что у подрастающего поколения нет идеалов. Российская молодежь испытывает определенные сложности социального саморазвития, и не имеет ориентиров движения. Происходит кризис культуры, где старые нормы и ценности уже не работают, а новые пока не существуют.


Библиографический список
  1. Блонский, П. П. Избранные психологические произведения [Текст] / П.П. Блонский – М., 1964. – с.  546
  2. Ленин, В. И. Полн. собр. соч. [Текст] / В.И. Ленин – М.: РОССПЭН, 2002 т. 42 с. 290
  3. Петрова, В. Н. Педагогическое сотрудничество или когда нравиться учиться и учить [Текст] / В. Н. Петрова – М.: Сентябрь, 1999.— 128 с.
  4. Теплов Б. М. Психология [Текст]: учеб. Пособие / Б.М. Теплов – М., 1946. –  с. 223


Все статьи автора «Terem»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: