УДК 159.9

ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ УБЕЖДЕНИЙ МОЛОДЕЖИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЕССИЙ

Погонцева Дарья Викторовна1, Наседкина Юлия Владимировна1
1Южный федеральный университет, Факультет психологии

Аннотация
В статье приводится теоретический анализ работ по психологии в которых затрагивается проблема религии в современном обществе, рассматривается феномен язычества в современном обществе. Приводятся эмпирические данные отношения современной молодежи к представителям основных религиозных конфессий. Делается вывод о роли влияния религиозный убеждений молодежи на формирование отношения к представителям различных религиозных конфессий.

Ключевые слова: конфессия, молодежь, отношение, религия, язычество


THE INFLUENCE OF RELIGIOUS BELIEFS ON THE FORMATION OF YOUTH ATTITUDES TOWARD REPRESENTATIVES OF VARIOUS RELIGIOUS DENOMINATIONS

Pogontseva Daria Viktorovna1, Nasedkina Julia Vladimirovna1
1Southern Federal University, Department of Psychology

Abstract
The article provides theoretical analysis of the works on the psychology that address the problem of religion in modern society deals with the phenomenon of paganism in modern society. Provides empirical data relationships of today's youth to the representatives of the main religious denominations. The conclusion about the role of religious beliefs influence young people in relation to the formation of different religious denominations.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Погонцева Д.В., Наседкина Ю.В. Влияние религиозных убеждений молодежи на формирование отношения к представителям различных религиозных конфессий // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/05/3055 (дата обращения: 12.01.2018).

Религия– один из тех феноменов, который актуален во все времена. Вера в Бога, Богов – существовала во всех культурах, начиная с самых древних, а религиозные войны, крестовые походы, межнациональные и межэтнические конфликты, погромы и преследования на почве антисемитизма показывают, что религия формирует определенное отношение и влечет за собой те или иные поступки. Как отмечают некоторые авторы [2, 4, 12] наиболее конфликтогенными на сегодняшний день являются именно этнические и конфессиональные процессы, которые решаются при помощи экстремистских и террористических методов. Однако важно отметить, что на всех этапах и во всех странах религия была одним из ключевых моментов формирования вражды, так можно вспомнить преследования первых христиан —  израильтянами; «ведьм», еретиков и иудеев — христианами; протестантов — католиками, а католиков — протестантами; мусульман — христианами, а христиан — мусульманами; буддистов — синтоистами в Японии; староверов и сектантов — Православной Церковью в дореволюционной России. Таким образом с одной стороны тема не является новой, однако, с другой стороны, она является актуальной в связи с появлением новых религиозных конфессий, сект, религиозной пропаганды и высокий уровень интереса современной молодежи к данным процессам.

В конституции практически каждой страны заложен пункт против дискриминации по религиозному признаку и свободе вероисповедания, существует Закон РСФСР от 25.10.1990 «О свободе вероисповеданий». В этом законе указывается гарантированная Конституцией РСФСР свобода вероисповеданий, которая включает право каждого гражданина свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и атеистические убеждения, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой и действовать в соответствии со своими убеждениями при условии соблюдения законов государства. А также Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 (в редакции от от 01.07.2011), который регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений. Однако важно отметить, что во многих государствах существуют подобные законы и конституционные статьи. Так, в 1786 году, в штате Вирджиния, Генеральной ассамблеей штата, 16 января, был принят  Закон о свободе вероисповедания в США и 16 января каждого года отмечается праздник «свободы вероисповедания».

Как отмечает Я.Б. Амиров [1] «к началу 90 годов ХХ века оно было представлено 15-20 конфессиями, тогда как к настоящему времени в стране зарегистрировано более 60 конфессий». Такое количество конфессий приводит к различного рода конфликтам, спорам, непонимания. При этом, можно отметить, что большинство среднестатистических жителей России не знает об этих конфессиях, и вряд ли назовут более 10, наиболее распространенных, те о которых говорят в СМИ. Таким образом, мы можем отметить, что современные социальные изменения оказывают в определенной мере деформирующее воздействие на религиозное сознание, об этом говорит, в первую очередь появление сект и «модных» религий в духовно-религиозном пространстве современной России и мира в целом. В частности, различные варианты «церкви Христа», «свидетели Иеговы», шаманизма и язычества, при этом некоторые религиозные организации зарегистрированы как светские учреждения, на пример центр Дианетики.

На современном этапе можно также отметить рост интереса к таким религиозным конфессиям как язычество, родноверие, неоязычество, которые по сути являются «современной субкультурой, которая удовлетворяет потребности определенных кругов наших современников и исполняет значимые функции в современном обществе, в объемлющей культуре» [14].Сам феномен язычества, неоязычества, как отмечает Р.В. Шиженский [13] стал появляться в России в 70-х гг. прошлого столетия, при этом ведущим, направляющим компонентом становится иерархическая сообщность людей называемых «волхвами», «жрецами», «кобниками», «ведунами» и т.д. Рассматривая современные аспекты неоязычества А.В. Шанская [12] отмечает, что у древних славян в язычестве ярко выражена мировоззренческая функция: дать объяснения, а у современных – социальная: выделится, обособиться, отличиться. И.Б. Михеева [8], рассматривая неоязычество отмечает, что неоязыческие объединения и движения зачастую не просто реконструируют языческие традиции и обряды прошлого, но претендуют на создание весьма неоднозначных альтернативных мировоззренческих и идеологических проектов по переустройству социума, как правило, характеризующихся псевдонаучным и псевдорелигиозным содержанием, деструктивной направленностью, националистической и расистской тональностью. Данный аспект важен для понимания неоязычества/язычества как важного социокультурного феномена нашего времени, который формирует определенные установки и отношение к себе и Другому.

О роли религии в современном обществе говорит факт принятия Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, который вступает в силу с 1 сентября 2013 года. В рамках данного закона в образовательных учреждениях вводится курс “Основы религиозных культур и светской этики” (ОРКСЭ), включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики. В тоже время закон запрещает педагогам пропагандировать “исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов” (ч. 3 ст. 48).  Данный закон важен и с точки зрения социализации современной молодежи и формирования у нее представления о религии в целом и конкретных  конфессиях. В нашей работе под конфессией мы понимаем совокупность религиозных общин, объединенных идентичностью вероучения и духовной практики.

Говоря о разработанности данной проблемы, можно отметить, что работы, в рамках психологических исследований, посвященные религии носят скорее фрагментарный характер. Так В.О. Виценко [3] рассматривала образ времени у представителей различных религиозных конфессий, выделив характерные «конфессиональные» особенности отношения ко времени. М.В. Ефремова [5] изучала взаимосвязь религиозной идентичности представителей наиболее распространенных традиционных религий (православия и ислама) с особенностями экономического сознания. Так, М.В. Ефремовой [5] обнаружены различия во взаимосвязях религиозной идентичности с экономическими установками: у студентов-мусульман характеристики религиозной идентичности в целом взаимосвязаны с продуктивными экономическими установками и представлениями (позитивным прогнозом роста благосостояния в будущем, удовлетворенностью потребительских интересов, удовлетворенностью материальным благосостоянием, удовлетворенностью жизнью), а у студентов-христиан – как с продуктивными (позитивный прогноз роста благосостояния в будущем, выбор конкуренции с целью самореализации, установка на межличностное доверие), так и с непродуктивными (негативное отношение к конкуренции, низкая удовлетворенность собственным материальным благосостоянием, низкая значимость денег), экономическими установками и представлениями. О.В. Сучкова [10] изучала социально-психологиеские аспекты религиозности молодежи, и отметила, что религиозность современной российской молодежи характеризуется преобладанием среднего уровня выраженности, рассогласованием реального уровня религиозности и религиозной идентификации (номинально), слабой связью между ее структурными компонентами. Е.В. Перевозникова [9] рассматривая психологические особенности самосознания подростков из семей православной и атеистической ориентации отмечает, православная ориентация семьи опосредует особенности реакций подростков в ситуациях депривации структурных звеньев самосознания по сравнению с подростками из семей атеистической ориентации. В первом случае преобладает корректный (адекватный лояльный и неадекватный лояльный) тип реагирования. У подростков из семей атеистической ориентации по сравнению с подростками из семей православной ориентации обнаруживается большая выраженность реакций фрустрации с агрессией. В.Г. Кирсанова [7] рассматривала психологические особенности членов нетрадиционных религиозных организаций, таких как «Международное общество сознания Кришны», «Церковь Сайентологии» и «Свидетели Иеговы». Как отмечает автор, члены нетрадиционных религиозных организаций обладают рядом специфических личностных особенностей, имеющих отличия в зависимости от пола и принадлежности к определенной религиозной группе. Психологические особенности членов нетрадиционных религиозных организаций находят отражение в области ценностных ориентаций более, чем в области индивидуально-типологических свойств. Несформированность системы ценностных ориентаций, которая находится в стадии становления или перестройки, является благоприятной психологической почвой для вовлечения в нетрадиционные религиозные организации, что обусловливает участие в подобных организациях преимущественно молодежи.

Молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств, различные авторы выделяют возрастные границы по-разному, однако можно  говорить о том, что в целом это  период между детством и взрослостью, и в нашем исследовании мы взяли широкие рамки от 16 до 30 лет. Таким образом нынешнее положение в России, для населения которой характерен глубокий интерес к религии и к христианству в частности, дает Церкви уникальный шанс внести свой вклад в становление гражданского общества, однако на данный момент не существует работ, которые бы изучали влияние религии на формирование отношения к себе и Другому, и особенно важно изучать молодежь, как наиболее подверженную влиянию и манипуляциям группу.

В нашем пилотажном исследовании приняло участие  44 человека (13 молодых людей и 21 девушка) в возрасте от 17 до 28 лет, проживающие на территории Южного федерального округа, Российской федерации. Южный федеральный округ представляет собой это многонациональный и поликультурный регион, который издревле населяли представители различных конфессий и этнических групп: русские, калмыки, украинцы, турки, а также армяне, грузины и другие кавказские народности. На первом этапе мы изучили отношение к представителям различных религиозных конфессий молодыми людьми. Участникам исследования было предложено заполнить авторскую анкету фильтр, которая выявляла отношение молодежи к религии в целом и отнесении себя с некой конфессией, а также методика на выявление отношения (от дружелюбного до враждебного) к представителям различных религиозных конфессий.  Важно отметить, что на вопрос «Какую религию вы исповедуете» – 55% указали православие, 27% – атеизм (или комментарий не верю- в пустой строке), 14% – указали «другую» религию, при этом все участники исследования выбравшие категорию «другая» религия указали язычество или родноверие, и 4% – исповедую католицизм. Из всех испытуемых 50% указали на то, что не посещают храмы, соборы ит.д.

Анализ средних результатов показал, что наиболее позитивное отношение респонденты испытывают к католикам (М=3,02), православным (М=3,17), буддистам (М=3,06) и индуистам (М=3,26), в то время как к представителям других религиозных конфессий средний балл близок к категории «не испытываю никаких чувств» и демонстрирует полярность отношений от крайне позитивных (дружелюбно, с доверием, уважением) до крайне негативных (неуважительно, с неприязнью, враждебно), в эту группу входят представители протестантизма (М=3,69), иудеи (М=4,08), язычники (М=4,21) и мусульмане (М=4,86).

Далее мы поделили выборку на три группы по принадлежности к различным религиозным конфессиям (православие, язычество) или не соотнесением себя с какой либо конфессией (не верю, атеизм ит.д.).

В данной методике, чем ниже балл, тем более позитивное отношение к представителям религиозной конфессии. Исходя из анализа полученных данных, мы можем говорить о том, что наиболее позитивное отношение к представителям всех религиозных конфессий проявляют православная молодежь, в то время как атеисты и язычники проявляют более выраженное негативное отношение к представителям иных религиозных конфессий.
Также можно говорить, что наиболее положительное отношение православная молодежь проявляет к православным (М=2,19), католикам (М=2,57), индуистам(М=2,96), буддистам (М=3,15), иудеям (М=3,37) и протестантам (М=3,42), и более негативное к язычникам (М=4,26) и мусульманам (М=4,53). Молодежь, исповедующая язычество  относится «дружелюбно» к представителям своей конфессии (М=2,66), буддистам (М=3), католикам (М=3,16), индуистам (М=3,83) и проявляет негативное отношение к протестантам (М=4,33), православным (М=5,16); и почти враждебное отношение  к мусульманам (М=5,66) и иудеям (М=6,16). Люди не исповедующие ни какую религию (атеисты) относятся скорее негативно к представителям всех религиозных конфессий, можно выделить только нейтральное отношение к буддистам (М=3,25) и индуистам (М=4). Отношение атеистов к католикам (М=4,25), иудеям (М=4,33), к протестантам (М=4,41), православным (М=4,66), язычникам (М=5,41) и мусульманам (М=5,83) скорее негативно-враждебное.

Корреляционный анализ Спирмена показал, что не существует зависимости между возрастом респондентов и их отношением к представителям различных религиозных конфессий, однако между выражением отношения существует зависимость. Так, существует прямая корреляционная связь между практически всеми представленными в вопросе конфессиями, что может говорить о неком общем отношении современной молодежи к религии с одной стороны, или желание продемонстрировать определенное, социально одобряемое поведение и отношение с другой стороны. В тоже время данная корреляционная связь указывает лишь общую тенденции к схожести оценок, однако не указывает на их модальность, т.к. изучение сырых баллов показало, что оценки однородные у каждого испытуемого, однако часть из них однородно положительная, а у других респондентов – однородно негативная.

Как отмечает М.Х. Хаджаров [11] «и христианство, и ислам имеют одни общие корни – иудаизм. Многие идеи буддизма гармонируют с идеями христианства и ислама. В единстве они могли бы образовать общую аксиологически выраженную этическую доктрину, в которой наивысшими ценностями выступают конкретный индивид, принцип толерантности, согласия и взаимного уважения». Однако как мы можем увидеть, результаты нашего исследования показывают, что в представлениях современной молодежи каждая религиозная конфессия несет определенную оценку, а, соответственно, представители той или иной конфессии оцениваются либо «дружелюбно» и «с уважением», либо «враждебно». Полученные нами данные особенно важны для Юга России, который представляет собой уникальное культурно-религиозное пространство, в котором испокон веков соседствовали народы исповедующие православие, ислам, иудаизм, шаманизм, язычество, католицизм.

Таким образом, целью нашей дальнейшей работы мы видим увеличение выборки и проверки гипотезы о роли религиозных убеждений на формирование отношения к представителям своей и чужой религиозной конфессии. В связи с ростом неоязыческих групп в молодежной среде, на наш взгляд, было бы логично изучить именно эту группу и их отличие от православной молодежи и молодежи не имеющей религиозных убеждений и/или относящих себя к категории «атеист».

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Амиров Я.Б. Конфессиональный портрет современной России // Вопросы гуманитарных наук. 2009. № 11
  2. Булатова Т. А., Галашова Н. Б., Камарова Н. А. Проблема религиозной толерантности в томски х СМИ // Вестник ТГПУ 2012. 12 (127). С. 208-214.
  3. Виценко В.О. Образ времени у представителей различных религиозных конфессий // Автореферат… канд.психол.наук. Москва, 2005.
  4. Вояковский Д. С. Молодежь и религия: проблема «исламского» экстремизма // Вестник Башкирского университета. 2009. Т. 14. №1. С. 273-276.
  5. Ефремова М.В. Взаимосвязь гражданской и религиозной идентичности с экономическими установками и представлениями // Автореферат… канд.психол.наук. Москва, 2010.
  6. Ким В.В. Этническое неравенство как фактор эскалации экстремистских конфликтов // Ученые записки Орловского государственного университета. Орел: Изд-во ОГУ, 2012. № 1 (45). С. 148-156.
  7. Кирсанова В.Г. Психологические особенности членов нетрадиционных религиозных организаций // Автореферат… канд.психол.наук. Москва, 2005.
  8. Михеева И.Б. Неоязычество как религиозно-культурный феномен современности: проблема дефиниции // Ценности и смыслы. 2010. № 1. С. 80-90.
  9. Перевозникова Е.В. Психологические особенности самосознания подростков из семей православной и атеистической ориентации // Автореферат… канд.психол.наук. Москва, 2000.
  10. Сучкова О.В. Социально-психологические аспекты религиозности молодежи в контексте психологической безопасности // // Автореферат… канд.психол.наук. Санкт-Петербург, 2009.
  11. Хаджаров М.Х. Социология конфессионально_культурных отношений: толерантность как основа диалога религиозных сознаний // Вестник ОГУ №7 (126)/ июль`2011. С. 144-151.
  12. Шанская А.В. Возрождение традиций язычества // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 1, 2009. С. 180-184.
  13. Шиженский Р.В. Жречество в современном российском язычестве // Вестник Удмуртского университета, вып.2, 2008, С. 139-148
  14. Ярцев А.Б. Современное неоязычество: к вопросу о происхождении понятия // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 5. С. 151-155.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Дарья Погонцева»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: