ЗНАКОМИМСЯ С ДЕРЕВЯННЫМ ЗОДЧЕСТВОМ РОССИИ (МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАБОТЕ НАД ТЕКСТАМИ)

Чехонина И.Е.1, Титова Л.А.1
1Российский университет дружбы народов, Кафедра русского языка медицинского факультета

Аннотация
Предлагаемая статья представляет собой часть пособия, предназначенного для студентов-нефилологов, обучающихся на первом курсе ( аспект – общее владение языком). Цель – формирование коммуникативной компетенции в рaмках актуальных для студентов тем. При проведении данных уроков использование наглядных материалов обязательно (фотографии, видео).

Ключевые слова: деревянная постройка, деревянное зодчество, русский север, строительный материал, уникальный заповедник


GETTING FAMILIAR WITH THE RUSSIAN WOODEN ARCHITECTURE (METHODOLOGICAL RECOMMENDATIONS ON WORK WITH TEXT)

Chekkhonina I.E.1, Titova L.A.1
1Russian Peoples’Friendship University, Department of Russian Language of Medical Faculty

Abstract
The article is part of a textbook for first year non-philology students (general comprehension aspect). The aim is to form communicative competence in topics of interest for students. Descriptive material (pictures, video) is plainly required to conduct these lessons.

Keywords: construction material, Russian North, timber building, unique conservation area, wooden architecture


Рубрика: Педагогика, Филология

Библиографическая ссылка на статью:
Чехонина И.Е., Титова Л.А. Знакомимся с деревянным зодчеством России (Методические рекомендации к работе над текстами) // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/03/2477 (дата обращения: 26.02.2024).

УРОК № 3.

Задание 1. Прочитайте слова. Значение незнакомых слов найдите в словаре.

Дерево, глина, камень топор , гвоздь, топор, игла.

Задание 2. Используя слова, данные  ниже, составьте  все возможные словосочетания.

1. А) деревянный , глиняный, каменный;

Б) дом , ваза, стол, чашка, стена, пол, мебель, мост, игрушка, изба.

 

2. А) нож топор, игла;

Б)  рубить, резать, колоть.

Задание 3. Определите значения слов исходя из значений их составных частей. Придумайте и запишите словосочетания и предложения с этими словами.

 

Средневековый, многоглавый.

 

Задание 4  Выпишите группы однокоренных слов. Определите значение незнакомых слов.

 

Строить, непревзойдённый, старина, основать, строитель,   строительный,  превзойти, старый, основатель,  постройка, повторить, повторение, основа,   стареть, неповторимый .

Задание 5. Прочитайте следующие предложения. По контексту определите значения выделенных слов.

 

1. Эта история произошла очень давно, ещё в незапамятные  времена.

2. В этом музее находится одна из лучших картин знаменитого голландского художника   Рембранта, настоящий шедевр.

3.  Главным орудием труда  строителя долгое время был топор.

4. Вчера я прочитал книгу о зодчестве - искусстве строить дома из камня.

5. Этот человек занимается механической обработкой дерева.  Его профессия – плотник.

6. Это место кажется мне таинственным, необычным, словом, загадочным.

 

Задание 6. Определите значения слов исходя из значений их составных частей. Придумайте и запишите словосочетания и предложения с этими словами.

 

Средневековый, многоглавый.

 

Задание 7. Прочитайте текст.

ДЕРЕВЯННОЕ   ЗОДЧЕСТВО

 

В старину главными строительными материалами для русских строителей  были дерево и глина.  Историки пишут о том, что кирпичи из глины получили на Руси  распространение начиная с середины 10  века, а дерево в качестве основного строительного материала использовалось с незапамятных времен. Именно деревянная архитектура стала основой особенного стиля русского средневекового зодчества.

Главным, и часто единственным, орудием строителя долгие века оставался топор. До сих пор говорят: «срубить избу». Прекрасный материал для изучения основных направлений средневекового деревянного зодчества дают  русские города: Кострома, Суздаль, Нижний Новгород и другие.

Если обратиться к истории русского деревянного зодчества, то самым большим и уникальным заповедником народного творчества является Русский Север. В Архангельской  области  сохранилось деревянных построек больше, чем где бы то ни было в России.

Еще один непревзойденный по красоте архитектурный ансамбль расположен недалеко от деревни Кижи. По концентрации  памятников старины  Кижский историко-культурный и природный комплекс является уникальной исторической территорией, не знающей себе равных на Европейском Севере России.

Задание 8. Ответьте на вопросы.

1. Что использовалось в качестве основного строительного материала в древней Руси?

2. Уникальный заповедник народного творчества.   Какую часть территории России можно так назвать ? Почему?

4. В каких городах России можно познакомиться с деревянным зодчеством?

 

Задание 9.  Прочитайте текст.                      

Кижи

 

Слово Кижи короткое и какое-то загадочное.  В далёкие времена карелы  так называли место для игр.  Кижи – один из тысячи шестисот пятидесяти островов Онежского озера. Но здесь,  на маленьком островке,  стоят удивительные, неповторимые создания архитектуры. Деревянные церкви и избы, срубленные русскими плотниками, стали шедеврами мирового зодчества.  Весь остров – это музей деревянной архитектуры под открытым небом, который включает в себя памятники,   внесенные в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО . Музей Кижи находится в 68 кмот города Петрозаводска – столицы Республики Карелия. Самыми яркими памятниками деревянного зодчества являются многоглавые храмы.   Легендарный строитель  Преображенской церкви, закончив работу, бросил свой топор в Онежское озеро и сказал: “Поставил эту церковь мастер Нестор, не было, нет и не будет такой”   В любом из крестьянских домов  можно увидеть различные предметы и вещи ,  среди которых жили и которыми пользовались крестьяне .   Кроме церквей и домов в музее находится большое количество построек. Особое место занимают бани.

Задание 10. Ответьте на вопросы:

1.Где находится знаменитый музей Кижи ?

2. Что представляет собой этот музей?

3. Какую церковь построил мастер Нестор?

4. Захотелось ли Вам своими глазами увидеть этот остров?

 

 

УРОК № 4.

 

Задание 1. А. Найдите в словаре все значения данных ниже слов, выпишите  и  постарайтесь их запомнить.

Котёл, чугун, князь, веник, обряд, печь, бочка, венчание, творчество.

 

Задание 2. Прочитайте группы однокоренных слов. Определите значение незнакомых слов исходя из их словообразовательных связей.

 

1. Пар, парная, парить(ся)-попарить (ся).

2. Баня, банный, банщик.

2. Влажный, увлажнять – увлажнить, увлажнитель.

3. Сознание, сознательный, осознанно, осознать.

4. Сухой, сушить, сушилка, пересушить, сухость.

5. Греть, нагреть, нагреватель, грелка.

6. Писать, писатель, письмо, письменность.

 

Задание 3. Прочитайте следующие предложения. По контексту определите значения выделенных слов.

 

1. Кунжут обладает целебным свойством  – он выводит из организма токсины.

2. Мужчина хотел  поддать  целебный пар,  поэтому   для поливания камней и создания пара он использовал  воду с добавлением различных ароматических и лекарственных веществ

3.Он требовал тишины , но его никто не слушал. Он продолжал просить в категорической форме.

4. Кофе, приготовленный по-восточному (на раскаленном песке), считается одним из самых древних и вкусных напитков.

Задание 4.  Определите значения слов исходя из значений их составных частей. Придумайте и запишите словосочетания и предложения с этими словами.

Болезнетворный,  дымоход, антисептические,  многофункциональный.

Задание 5. Прочитайте текст.

 

Русская баня

Еще и письменности не было, а в устном народном творчестве упоминалась баня и ее целебная сила. Правда, тогда  она называлась мовь, мыльня. В этой бане  печка-каменка, которая стояла  в парной, не была оборудована дымоходом. Весь дым оставался в помещении. До сих пор остаются в нашей стране любители “черных” бань. Медики подтвердили, что дым содержит особые антисептические вещества, уничтожающие болезнетворные бактерии и микробы.

Воду в русской бане грели, кидая горячие камни  в бочку с водой, позже  в каменке  появился чугунный котел. Баня в России всегда была многофункциональна. Здесь же стирали, сушили белье и т.д. . Здесь человек не просто сидит или лежит. Он все время осознанно действует. Поддать пар, опустить пар, отдохнуть, попариться веником, проветрить, просушить .  Все это нужно знать и уметь, поэтому русская баня требует больше времени и ума, а главное – души. Если ничего не делать – будет сыро и холодно.

Настоящая русская баня требует приблизительно равных значений температуры и влажности – примерно, 65 на 65. Такое сочетание является оптимальным и для русского веника – он не пересыхает, и для человека – влажный воздух считается менее агрессивной средой, нежели раскаленный сухой.  Секрет настоящей русской печи-каменки в том, что тепло ее направляется не во вне , а во внутрь.  Благодаря этому, находящиеся внутри печи камни нагреваются до 700-800 градусов. Естественно, при контакте этих камней с водой происходит выброс очень мелкого и легкого пара, почти сразу же поднимающегося к потолку. Можно сказать, что печь-каменка была древним аналогом современных увлажнителей воздуха .

В России, с ее суровым климатом, тепло было равносильно жизни. Неудивительно, что бане отводилась особая роль во многих обрядах. Так, например, необходимо было посетить баню накануне венчания и на другой день после свадьбы, причем сопровождался этот визит целым церемониалом. Суббота считалась банным днём. Все  от крестьянина до князя  в этот день парились .

 

Задание 6. Ответьте на вопросы.

  1. Почему остаются любители «черных» бань?
  2. В чем заключается многофункциональность русской бани?
  3. Почему можно сказать, что печь-каменка была древним аналогом современных увлажнителей воздуха ?


Все статьи автора «irochka»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: