СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ

Носкова Кристина Альбертовна
Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых
аспирант

Аннотация
Статья посвящена современным тенденциям управления человеческим капиталом.

Ключевые слова: управление человеческим капиталом, человеческий капитал


MODERN TRENDS IN HUMAN CAPITAL MANAGEMENT

Noskova Christina Albertovna
Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs
graduate student

Abstract
This paper is about modern trends in human capital management.

Keywords: HR-технологии


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Носкова К.А. Современные тенденции управления человеческим капиталом // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/02/2343 (дата обращения: 24.02.2024).

Важным конкурентным преимуществом организации является человеческий капитал. Современный человеческий капитал как фактор развития общества формируется за счет инвестиций в воспитание, образование, здоровье, знания, предпринимательскую способность, информационное обеспечение, безопасность и экономическую свободу населения, а также в науку, культуру и искусство. Человеческий капитал входит в состав ключевых факторов ведения бизнеса, наряду с финансами и информационными технологиями.

Актуальность вопросов, связанных с развитием человеческого капитала, обусловлена возросшим интересом к созидательным способностям человека, их активизации и интеллектуальной деятельности. Новейшие тенденции управления человеческим капиталом в современных условиях связаны целью повышения конкурентоспособности организации. Одним из ключевых факторов повышения конкурентноспособности организации является ее способность раскрыть свой внутренний потенциал и найти новые способы эффективного управления человеческим капиталом.

Успех бизнеса все больше определяется качеством вовлекаемого человеческого ресурса, сформированным интеллектуальным капиталом, которые существенным образом обуславливают конкурентные возможности современной организации. Развитие бизнеса играет важную роль в организационном росте, производительности и рентабельности. На повышение эффективности и производительности сотрудников влияют следующие основные категории человеческого капитала: стратегия, лидерство, талант, культура и рынок.

Функции кадровых ресурсов претерпевает значительные изменения. В новых экономических условиях на HR-менеджеров будет возложена задача финансовых специалистов путем измерения и мониторинга рабочей силы, решения инициатив по созданию потенциала человеческого капитала.

Тенденции в области управления человеческим капиталом не стоят на месте, они постоянно совершенствуются и развиваются. Трансформация области управления человеческим капиталом заключается в автоматизации HR-процессов во взаимодействии с IT-технологиями. Для управления человеческим капиталом в современных условиях ведения бизнеса требуются новые технологии и инновации. Большинство организаций внедряют современные мобильные HR-технологии управления человеческим капиталом, которые основаны на облачных и социальных web-приложениях. Мобильные HR-технологии являются важным компонентом комплексной инициативы в области управления человеческим капиталом организации. Внедрение IT-технологий и SaaS-услуг в HR-процессы способствует эффективному мобильному управлению талантом организации в реальном масштабе времени, развитию инновационных программ привлечения лучших талантов.

Усовершенствование технологий управления человеческим капиталом выступает существенным резервом повышения конкурентоспособности компаний на рынке и необходимым фактором их устойчивого развития.

Тенденциями управления человеческим капиталом в 2013 году является переход на инновационные HR-технологии:

  • планирования потребностей таланта (развитие социального сотрудничества, интерактивная среда по привлечению сотрудников через внутренние и социальные сети);
  • интеграции рабочей силы и таланта инициативы (управление основными HR-данными);
  • инновационные технологические решения (внедрение SaaS-решений, облачных и мобильных технологий);
  • развитие удаленной работы, «домашнего офиса».

Вхождение HR-технологий в социальные сети это процесс происходящих изменений в бизнесе. Управление человеческим капиталом трансформируется в приложения IT-технологий.

Инструменты управления человеческим капиталом интегрированы в более широкие технологии и взаимодействуют между различными подразделениями организации. Набор инструментов управления человеческим капиталом делает умения, навыки, опыт, карьеру, мотивацию сотрудников компании видимыми и управляемыми.

Приоритетными инструментами поиска вакансии или сотрудников являются:

  • рекрутинговые агенства;
  • специализированные интернет-порталы;
  • социальные медиа, сети.

Инструментами управления человеческим капиталом являются:

  • кадровое планирование;
  • управление талантами;
  • нетворкинг;
  • обучение;
  • повышение квалификации;
  • рекрутинг и др.

В 2013 году HR-трендами управления человеческим капиталом являются:

  • рост конкуренции на рынке рекрутмента;
  • удержание и развитие персонала;
  • развитие и внедрение средств автоматизации HR-процессов управления человеческим капиталом;
  • интерактивность HR-процессов управления человеческим капиталом;
  • массовое использование социальных медиа.

Кадровое планирование

Институт управления человеческим капиталом организации включает в себя: планирование потребности рабочей силы; модель штатной численности; потребность в персонале; финансовый анализ численности и квалификации персонала. Инструмент кадровое планирование является одним из компонентов системы управления человеческим капиталом, основанным на моделировании спроса и предложения рабочей силы для выявления критических проблем. Кадровое планирование позволяет организациям оптимизировать численность персонала и стоимость модели организации, и быстро достичь своих стратегических деловых и финансовых целей.

Стратегическое планирование трудовых ресурсов это бизнес-процесс, который организации используют с целью выяснения и оптимизации внутренних и внешних талантов, чтобы получить конкурентное преимущество. Планирование рабочей силы и потребностей в человеческом капитале это одна из величайших задач, стоящих сегодня перед руководителями организаций. Кадровое планирование является превосходным методом для прогнозирования предстоящего выхода на пенсию, дефицита таланта, и реорганизаций в компании.

Стратегическое и финансовое планирование выступает в качестве инструмента планирования рабочей силы и базой для расчета заработной платы.

Управление талантами

Применение таланта персонала в составе рабочей силы является одним из важных приоритетов ведения бизнеса в современных условиях. Управление талантами является оптимизация производительности и выявление потенциальных талантов внутри организации.

Технология, глобализация и растущее государственное регулирование меняет мировоззрение человеческого капитала. Рынок обусловлен спросом на таланты. Талант является одним из наиболее важных экономических активов организации, считается критическим и дефицитным товаром. В 2013 году на мировом рынке таланта компании могут столкнуться с растущей проблемой нехватки таланта как продукта. В связи, с чем организации в настоящее время пересматривают стратегию управления талантом на всех этапах жизненного цикла сотрудника. Рецессия последних лет заставила организации пересмотреть подход к управлению талантами. Организации становятся более агрессивными в способах привлечения и удержания талантов. Перспективным напрявлением HR-работы является облачная система управления талантами с помощью применения мобильных инструментов и социальных систем вербовки. Организациям необходимо сочетать технологические решения управления талантами с социальными сетями, чтобы сделать эти процессы более интерактивными, постоянными, прозрачными на основе обратной связи. Концепция облачной системы управления талантами ведется в сетевой среде. Сетевая среда способна объеденить таланты через мобильные устройства, мобильные HR-операции.

Процесс управления таланта становится непрерывным и приобретает системный подход, в котором руководители всех уровней участвуют в управлении талантами. В основе управления и развития таланта заложен высокий потенциал сотрудников, план их развития, оценка таланта.

Управление талантами представляет собой гибкий интегрированный набор инструмента управления человеческим капиталом, при помощи которого HR-специалисты привлекают и удерживают талантливых  сотрудников. Таким инструментом является программное обеспечение, облачные технологии, социальные сети по поиску таланта, через которые отслеживается карьера, опыт и навыки работника, начиная с даты найма, данные о рабочей силы в различные моменты жизненного цикла сотрудника, анализ и оценка работника. Для привлечения и удержания таланта необходимы новые HR-инновационные программы общего вознаграждения, обучения и управления производительностью. Поэтому большое количество работодателей имеют странички в социальных сетях, через которые продвигается позитивный имидж компании и привлекаются потенциальные таланты.

Инструменты по разработке, внедрению, вовлечению и удержанию талантов должны быть просты и интуитивно понятны для менеджеров в использовании.

Эффективными инновационными методами поиска талантов являются:

  • поиск общих друзей;
  • смартфон-активность;
  • интеллектуальные сайты вопросов;
  • профессиональные сообщества, форумы интернет-ресурсов;
  • посещение тематических конференций, выставок.

Главной тенденцией управления талантами в 2013 году рассматривается возможность поиска, управления таланта через мобильные приложения (смартфон, планшеты, iPad, iPhone) с помощью облачных вычислений, мобильных платформ и социальных сетей, в которых компании размещают свои аккаунты и профайлы. Для привлечения талантов компании будут вкладывать инвестиции в SEO-стратегию.

Нетворкинг

Основным капиталом любого человека являются не деньги, а наработанные им знакомства и связи. Налаживание социальных связей через социальные сети это систематический подход к социальному общению людей. Социальные связи представляют процесс поиска, развития и поддержания отношений, в которых взаимный обмен информацией и опытом, способствует развитию и достижению успеха вовлеченных в него людей. Для того, чтобы быть успешным в HR-социальных медиа, владелец контента должен быть активным участником в окружающей среде. Нетворкинг это умение налаживать полезные с точки зрения карьеры и бизнеса связи. Нетворкинг влияет на личную жизнь и профессиональную деятельность людей.

Нетворкинг выступает новым инструментом инновационного управления человеческим капиталом организации. Нетворкинг развивает самый необходимый в современной жизни навык — установление и поддержку долгосрочных качественных деловых связей.

Информационные и облачные технологии дают возможность не просто общения, а работы в социальных сетях. Переход к облачным технологиям управления человеческим капиталом предполагает новые способы межличностных отношений – социальные связи – нетворкинг. Социальные связи обеспечивают успех бизнес-процессам организации.

С помощью нетворкинга через социальные медиа можно:

  • выбрать профессию;
  • узнать о карьерном росте и принять правильное решение;
  • найти работу;
  • получить помощь в планировании стратегии поиска работы;
  • получить объективную оценку предложения о сотрудничестве.

В зависимости от целей, интересов, сфер деятельности виды нетворкинга могут быть самыми разнообразными:

  • личный нетворкинг для продвижения по службе;
  • деловой нетворкинг считается маркетинговым методом, который используется для создания деловых возможностей по сетям, объединяющим единомышленников, предпринимателей;
  • нетворкинг в области исследований, знаний и т. д.

Перспективным преимуществом управления человеческим капиталом является интеграция с Internet-технологиями, с помощью которых открываются такие возможности, как:

  • удалённый доступ для сотрудников и руководителей;
  • электронное обучение персонала;
  • интеграция с сайтами, посвященными поиску работы;
  • информационный портал сотрудников; опросы и оценка персонала, в том числе «360 градусов»;
  • интеграция со страничками в социальных сетях;
  • встроенные поисковые системы, позволяющие находить нужную информацию и людей в сети;
  • интерактивное управление внештатными сотрудниками и фрилансерами.

Рекрутинг

С внедрением IT-технологий в HR-процессы рекрутинг из вспомогательной функции превратился в основной инструмент управления человеческим капиталом, подбора персонала.

Передовые технологии рекрутинга:

  • мобильность, гибкость;
  • социальные медиа;
  • применение web-резюме;
  • он-лайн оценка кандидатов.

Социальные медиа – технологическая тенденция рекрутинга

Социальные медиа представляет собой огромный HR-рынок, который многие организации используют для рекрутинга. Социальная сеть становится неотъемлемой частью рекрутинга. Профессиональные социальные медиа – полезный инструмент как для рекрутинга и поиска работы, так и для построения карьеры и развития бизнеса.

Современные технологии рекрутинговой индустрии коренным образом изменили взаимодействие работодателей и соискателей друг с другом. Рекрутинг через социальные сети обеспечивает быстрое реагирование и обратную связь между вербовщиком и кандидатом. Рекрутинг через социальные сети набирает обороты благодаря большому пулу кандидатов.

Профиль специалиста в профессиональных социальных медиа становится равноценной альтернативой традиционному резюме. На рынке рекрутинга приобретает достаточную популярность видеорезюме. Видеорезюме позволяет сэкономить время, и вместо чтения бесконечных шаблонных отзывов найти подходящего сотрудника для своей компании. Видеорезюме это новый инструмент онлайн рекрутинга.

Социальные медиа являются современными и перспективными источниками новых контактов, эффективными и бесплатными инструментами поиска персонала. В социальные сети встроены инструменты стратегии найма, вербовки персонала, которые делают процесс поиска сотрудников мобильным, интерактивным и привлекательным. Мобильность это современный социальный инструмент рекрутинга.

Таким образом, современные тенденции управления человеческим капиталом требуют системного подхода и позволяют организациям выбрать нужных людей и развить их в полной мере для бизнес-целей организации. Для конкурентного преимущества и экономического развития организациям необходимо применять современные инновационные технологии и практики управления человеческим капиталом.



Все статьи автора «Носкова Кристина Альбертовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: