УДК 377.014

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Валеева Роза Закариевна
Казанский государственный университет культуры и искусств

Аннотация
В данной статье рассматриваются актуальные вопросы организации дистанционного обучения и его роли в образовательной политике в странах Западной Европы, Азии (Сингапур) и США. Представлен анализ использования новых информационных технологий в системе высшего образования в России.

Ключевые слова: высшее образование, дистанционное обучение, качественная образовательная среда, кейсы, новые информационные технологии, преимущества и недостатки дистанционного обучения


DISTANCE LEARNING AND ITS ROLE IN A SYSTERM OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Valeeva Roza Zakarievna
Distance learning and its role in a systerm of higher educational institutions

Abstract
The article is devoted to the topical questions of current distant education in a system of higher education establishments in West Europe, Asia (Singapore) and US. It also outlines the advantages and disadvantages in using new information technologies in education institutions in Russia.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Валеева Р.З. Дистанционное обучение и его место в системе высшего образования // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/12/5344 (дата обращения: 28.09.2017).

На рубеже XX-XXI  веков в мире произошли изменения социальных, экономических отношений, связанные с  глобализацией информационного общества, одним из приоритетных направлений развития которого выступает информатизация образования. Данный процесс представляет обеспечение сферы образования методологией и методикой оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на процессы управления образованием и реализацию психолого-педагогических целей обучения.

В современных условиях развития российского общества потребность в получении высшего образования является достаточно востребованной. Это вызвано ситуацией на рынке труда и представляет общемировую тенденцию к углублению профессиональной специализации. Данная особенность отражает потребности современной экономики в обладающих более узкой специализацией, компетентных специалистах. В соответствии с решениями Болонской декларации отмечается тенденция существенного повышения роли самобразования, самовоспитания, самоуправления и самооценки обучающихся в учебном процессе. Под самостоятельной деятельностью при этом понимается не проведение самостоятельной работы как вида учебной деятельности, а самостоятельная организа­ция обучающимися процесса своего обучения [1, с.8]. Активное использование новых информационных технологий дополняет и расширяет традиционные формы организации образовательного процесса, акцентуализируя и интегрируя  заочную и дистанционную формы обучения.

Дистанционное обучение – это такая  форма организации образовательного процесса, при которой  существует «интерактивное взаимодействие как между педагогами и учащимися, так и между ними и интерактив­ным источником информационного ресурса, отражающее все при­сущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, мето­ды, организационные формы, средства обучения), осуществляе­мое в условиях реализации средств информационно-коммуника­тивных технологий: незамедлительная обратная связь между обу­чаемым и средством обучения; компьютерная визуализация учеб­ной информации; архивное хранение, передача и обработка боль­ших объемов информации; автоматизация процессов вычислитель­ной, информационно-поисковой деятельности, обработка резуль­татов учебного эксперимента; автоматизация процессов инфор­мационно-методического обеспечения, организационного управ­ления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения учебного материала» [2, с.131].

Актуальность анализа зарубежного опыта развития и становления дистанционного образования обусловлена необходимостью реализации инновационных подходов и методов организации дистанционного обучения в современной системе образования и решения проблем, связанных с использованием принципиально новых возможностей в работе ученых и педагогов, направленных на осуществление образования и самообразования представителей различных социальных групп в условиях развития информационного общества. Научно-технический прогресс и его социальные последствия приводят к быстрому устареванию полученных знаний и требуют их постоянного обновления и пополнения, создания качественно новой системы непрерывного профессионального образования. Подобное обучение может быть реализовано путем предоставления образовательных услуг дистанционно, с использованием новых информационных технологий и сети Интернет, что позволит поднять общеобразовательный уровень населения; создать условия для успешной социализации людей с ограниченными возможностями; открыть новые пути для повышения квалификации и переподготовки специалистов в различных областях знаний.

Анализ образовательной политики в странах Западной Европы показывает, что в настоящее время образование в Европе имеет тенденцию к интеграции традиционных и удаленных (дистанционных) форм обучения, а также к большему вовлечению удаленных университетов в область новых форм взаимодействия образования и бизнеса. Для общеевропейских инициатив характерна многоукладность и сочетание с проектами в масштабе всей страны. Общий вектор развития разных форм высшего образования стремится к согласованности с Лиссабонской Стратегией построения общеевропейской инновационной экономики, основанной на предпринимательстве и знаниях. [3, с.36].

Дистанционное образование  в США насчитывает почти столетнюю историю и прочно занимает свое место в образовательной системе. По дистанционным программам обучаются около 20% всех студентов в стране и темпы роста этого показателя существенно выше, чем у традиционных форм обучения. В 2004-2005 г. рост студентов дистанционных программ вырос на 35% (850 000 студентов) и темпы роста сохраняются на этом уровне.  Дистанционное образование в США, переживающее с начала 21 века бурный рост, решает ряд стратегических вопросов, касающихся планирования строительства учебных корпусов, 2х-3х кратного бронирования учебных корпусов под смешанные учебные программы (дистанционные и очные) государственных и региональных объединений, а так же пересмотра вопросов государственной образовательной политики в этой области  законодательства [4, с.13].

Особый интерес представляет развитие дистанционных форм образования в странах Южной Азии, в частности, в Сингапуре, который является не только региональным, но и мировым лидером в сфере образования [5]. Так, например, компания McKinsey в своем отчете в 2007 году называет сингапурскую систему школьного образования лучшей в мире, а в 2007 и 2008 гг. в Глобальном отчете о конкурнетоспособности система образования Сингапура оценена как самая качественная в мире[6].

Сделав ставку на экономику, основанную на знаниях, Сингапур неуклонно развивает и модернизирует свою систему образования. Развитие дистанционного образования  направлено на создание общей благоприятной единой образовательной среды, обеспечивающей вместе с традиционными учебными заведениями процесс обучения и переобучения в течение всей жизни как для самих сингапурцев, так и для иностранных студентов.

В связи с совершенствованием новых информационных технологий дистанционное обучение получает широкое развитие и в нашей стране. Реальные потребности дистанционного образования в России заставляют все большее количество образовательных учреждений в сфере высшего образования внедрять элементы  дистанционного  обучения. Ведущие российские вузы предлагают данную форму обучения  как по различным специальностям, так и по отдельным дисциплинам.

Использование дистанционных технологий эффективно дополняет и расширяет традиционные формы организации образовательного процесса. В  редакции Федерального закона «Об образовании» «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника» [7].

Проведенный анализ использования дистанционных технологий в  образовательном процессе позволяет представить  преимущества данной формы обучения:

Равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, материального положения обучающегося.

Возможности одновременного обращения ко многим источникам учебной информации (электронные библиотеки, банки данных, базы знаний и т.д.) большого количества обучающихся; возможности постоянного  доступа обучающихся к учебному материалу.

Возможности студентов в выстраивании индивидуальной образовательной траектории; в управлении временем, затрачиваемым на  изучение дисциплин в рамках учебного года;   в управлении последовательностью изучения дисциплин в рамках учебного года в соответствии со своей внутренней логикой и интересами.

Формирование у студентов самостоятельности; их познавательной мотивации, развития  умений добывать информа­цию из разнообразных источников, развития навыков проектной деятельности,  качественного выполнения  трудоемких работ исследовательского или творческо­го характера за счет расширения временных рамок.                                                                                                                      Эргономичность и экономичность данной формы обучения.

Признавая значимую эффективность использования дистанционного  обучения, необходимо указать на серьезные проблемы в организации данной формы образования. «Внедрение дистанционного обучения  будет связано с огромными интеллектуальными усилиями и материальными затратами. Фактически речь идет о замене педагогической системы на новую, существенно отличающуюся от действующей» [8]:

Ограниченные  возможности  постоянного личного,  субъект-субъектного взаимодействия с преподавателем, т.е. серьезно сужаются    условия для создания особой эмоциональной атмосферы, благопрятного психологического климата обучения.

Необходимость в обеспечении  разра­ботанных преподавателями вуза комплектов учебно-методических комплексов (кейсов) специально для организации дистанционного обучения. Специальный учебно-методический комплекс (кейс) состоит из  учебного плана обучающегося; программы по учебной дисциплине или учебному курсу;  учебника по соответствующей дисциплине или учебному курсу; практикума или практического пособия; тестовых материалов для контроля качества усвоения материала, методических рекомендаций для обучающегося по изучению соответствующей  учебной дисциплины или учебного курса; организации самоконтроля, текущего контроля; учебных (дидактических) пособий и задачников.

Необходимость в обеспечении особых требований:

- наличия руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, имеющих соответствующий уровень подготовки (прошедших курсовое обучение с целью овладения современными методами, технологиями обучения, знающими особенности дистанционных учебных программ)

– специально оборудованных помещений с соответствующей техникой, позволяющих реализовывать образовательные программы с использованием дистанционных технологий.

Необходимость внедрения Интернет-технологий, основанных на использовании глобальных и локальных компьютерных сетей для обеспечения студентов сведениями организационного характера, сведениями о текущей успеваемости и для ускорения процесса получения учебно-методических комплексов (кейсов).Кейсы предоставляются обучающимся как в печатном, так и в электронном виде в со­ответствии с рабочим учебным планом на  текущий год.

Легитимность только в сочетании с другими формами  образования [9].   Обучение с применением дистанционных технологий предполагает разработку и утверждение образовательных стандартов, методическое обеспечение учебного процесса, процедуру сертификации тьюторов, аттестацию и аккредитацию образовательных учреждений, реализующих деятельность в данной сфере получения образования.

В настоящее время дистанционное обучение развивается преимущественно в сфере технического образования, что связано, во-первых, со сложно формализуемым характером учебного материала гуманитарных дисциплин и, во-вторых, с большей компетентностью научного и педагогического персонала технических учебных заведений в вопросах использования новых информационных и коммуникационных средств и современного программного обеспечения. В сфере же гуманитарного образования делаются только первые шаги в исследуемом направлении. Основной проблемой в развитии данного направления является несоответствие возможностей индивидуализации образования в современной информационной среде и практического уровня развития дистанционного обучения в сфере гуманитарного образования.

Социальный заказ современного общества – формирование у обучаемых рациональных умений оперировать информацией, владеть компьютерными технологиями, мыслить профессионально-прагматично настойчиво требует изменений существующей системы образования. Анализ образовательной политики в странах Западной Европы и США показывает, что развитие информационных технологий создает принципиально новые возможности для формирования высококачественной образовательной среды. Интегрирование образования и высокотехнологичной информационно-образовательной системы сети Интернет предоставляет возможность для создания и развития единой системы дистанционного обучения в России.


Библиографический список
  1. Трайнев В. А. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики/ В. А. Трайнев, С. С. Мкратчян, А. Я. Савельев. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 392 с.
  2. The Bologna Process and the Lisbon Agenda: the European Commission’s expanding role in higher education discourse // European Journal of Education, Vol.41, No.2, 2006.
  3. Трайнев В. А., Гуркин В. Ф., Трайнев О. В. Дистанционное обучение и его развитие (Обобщение методологии и практики использования) / Под общ. ред. засл. деят. науки и техники РФ, проф. В. А. Трайнева. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 294 с.
  4. Mohammad Iqbal Bashar and Habibullah Khan «E-Learning in Singapore: A Brief Assessment»// U21 Working Paper No 003, 2007.
  5. An agenda for change in Education and Lifelong learning beyond 2010 proposed in Brussels./ Learnovation PRESS RELEASE, 27 May 2009, Brussels
  6. Педагогический словарь. / Под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 352 с.
  7. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 № 125-ФЗ
  8. Кулемина, Е,Н. Дистанционное обучение и его социальные аспекты./ Учебник для вузов // Е.Н.Кулемина. – М.:Фонд Новое тысячелетие. 2007. -121 с.
  9. Валеева Р.З. Формирование иноязычной речетворческой деятельности как компетентности будущих специалистов в системе заочного обучения вуза: автореф. дис… канд. пед. наук. Казань, 2011. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/formirovanie-inoyazychnoi-rechetvorcheskoi-deyatelnosti-kak-kompetentnosti-budushchikh-spets#ixzz2RDXCxqh2


Все статьи автора «valroz»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: