УДК 101.1::316

ЭКОЛОГО-ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ КАК СМЫСЛОВЫЕ ОБОБЩЕНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ

Печаткин Александр Сергеевич
Саранский Кооперативный Институт
Аспирант

Аннотация
В данной статье рассматриваются эколого-правовые принципы закреплённые в Федеральном Законе от 10.01.2002 №7 ФЗ «Об охране окружающей среды». Обосновывается значение смыслового обобщения эколого-правовых норм в виде эколого-правовых принципов.

Ключевые слова: смысловое обобщение, эколого-правовые нормы, эколого-правовые принципы


ENVIRONMENTAL LEGAL PRINCIPLES AS A SEMANTIC GENERALIZATION OF LEGAL NORMS

Pechatkin Alexander Sergeevich
Saransk Cooperative Institute Graduate
student

Abstract
This article discusses the environmental legal principles enshrined in the Federal Law of 10.01.2002 № 7 of the Federal Law "On Environmental Protection". Justified by the value of the semantic generalization environmental legal norms in the form of environmental and legal principles.

Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Печаткин А.С. Эколого-правовые принципы как смысловые обобщения правовых норм // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/12/5212 (дата обращения: 16.09.2020).

Прежде чем перейти к рассмотрению непосредственно темы исследования нужно дать определение термину «смысловое  обобщение», которое является аспектом рассмотрения эколого-правовых принципов, ведущим к выяснению их сущности. Для определения смыслового обобщения сначала следует определить понятие обобщение, «обобщение – процедура перехода на более высокий уровень абстракции на основе выявления (в рассматриваемой области предметов) общих для этих предметов признаков: свойств, отношений, тенденций развития и т.п.»[1]. Смысловое обобщение – это логический переход от частного к общему, включающий переход значения в более широком контексте. Данное определение является подходящим применительно к правовым нормам, исходя из того, что в основном превалирует смысловое значение содержащееся в тексте закона.

Эколого-правовые принципы обобщают признаки и свойства множества правовых норм, направленных на регулирование взаимодействия общества и природы. Понимание функции обобщения необходимо для раскрытия сущности эколого-правовых принципов и для определения масштаба действия правовых норм регулирующих взаимодействие общества и природы. Относительно масштаба действия следует отметить, что его представляется возможным определить по объёму понятий и их смысловой связи, включённых как в конкретный принцип, так и во все принципы закреплённые в ФЗ «Об охране окружающей среды». Примером может служить эколого-правовой принцип «приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов» и нормы закреплённые в статье 58 ФЗ «Об охране окружающей среды», в частности п.1: «Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной.»[2] В данном случае термин «приоритет», заимствованный из принципа, конкретизируется термином «особая охрана», включающим в себя ряд мер по обеспечению сохранения данных природных объектов. Определение масштаба действия эколого-правовых норм необходимо для понимания всего комплекса эколого-правового регулирования. Определив масштаб действия эколого-правовых норм представляется возможным выявить область общественных отношений урегулированных и неурегулированных законодательно, но потенциально подлежащих правовому регулированию.   Эколого-правовые принципы являясь основами правового регулирования взаимодействия общества и природы могут формировать правовые институты, регулирующие определённую область общественных отношений. Следует отметить, что характер обобщения является неоднородным по отношению к группам норм, объединённых в определённые структурные единицы. Часто принципы пронизывают систему правового регулирования и в одной эколого-правовой норме может быть задействовано несколько эколого-правовых принципов. Эколого-правовые принципы как основные положения в регулировании взаимодействия общества и природы могут иметь влияние не только на нормы ФЗ «Об охране окружающей среды», но и на другие эколого-правовые нормы закреплённые в законодательстве. В качестве примера можно привести следующие нормативно-правовые акты содержащие эколого-правовые нормы: Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ, Лесной кодекс Российской Федерации” от 04.12.2006 N 200-ФЗ, Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ, Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и другие.

Обобщая правовые нормы эколого-правовые принципы включают в своё содержание совокупность их сущностных признаков отвлекаясь от конкретизации к большей степени абстракции. Необходимо отметить, что кроме обобщения действующих правовых норм эколого-правовые принципы являются ориентирами правотворчества, направляющими развитие законодательства в области взаимодействия общества и природы. Таким образом эколого-правовые принципы как относительно стабильные положения по сравнению с правовыми нормами могут выполнять прогностическую функцию.

Значение принципов заключается в особой роли отведённой им по отношению к системе правового регулирования, которая определяется их сущностными характеристиками и функциями выполняемыми ими по отношению к системе регулирования. Одним из признаков раскрывающих их сущностную характеристику является смысловое обобщение правовых норм. Функции эколого-правовых принципов являются одним из показателей действенности и значимости принципов в регулировании взаимодействия общества и природы. Следует отметить что функции принципов разнообразны и действуют на различных уровнях правового регулирования. В пределах правового регулирования общественных отношений эколого-правовые принципы выполняют следующие функции: систематизация, регулирование общественных отношений, предание стабильности системы правового регулирования, правотворческая. Важным показателем является функциональная действенность эколого-правовых принципов, выражающаяся в законотворчестве и правоприменительной практике. Принципы придают упорядоченность системе правового регулирования, являясь обобщёнными положениями они отражают исторически сложившееся отношение общества к природе. Применительно к  вышеизложенным утверждениям в качестве примера следует привести эколого-правовой принцип содержащийся в статье 3 ФЗ «Об охране окружающей среды»: «научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды»[2]. В данном принципе на правовом уровне закреплено значение триединой концепции устойчивого развития, которая впервые получила официальное международное признание в Декларации по окружающей среде и развитию (14.06.1992 г.), состоящей из 27 принципов [3, 23 с.]. Особенно следует отметить принцип 3 Декларации по окружающей среде и развитию, который гласит: «Право на развитие должно соблюдаться таким образом, чтобы адекватно удовлетворялись потребности нынешнего и будущих поколений в областях развития и окружающей среды».[4] Содержание данного принципа впоследствии было позаимствовано во множество источников для определения понятия «устойчивого развития»,  которое является основным в ведущей концепции построения стратегии взаимодействия общества с окружающей средой.

Применительно к эколого-правовым принципам следует отметить, что ими обобщается не только содержание правовых норм, но и опыт общественного развития. Таким образом значение принципов выходит за рамки правового регулирования, ограничивающего их в некоторой степени функциональным предназначением. Они становятся отражением отношения общества к природе, сформулированного в обобщённых положениях, закреплённых законодательно. Области правового регулирования на которые ориентированы принципы, признаются законодательно приоритетными, имеющими наибольшую ценность.

Обобщая своим содержанием сущностные признаки правовых норм локального назначения эколого-правовые принципы выполняют функцию поддержания  стабильности системы правового регулирования, они придают упорядоченность системе правовых норм, обобщают множество норм закреплённых в правовых актах и через реализацию функции правотворчества намечают направления развития правового регулирования.


Библиографический список
  1. Философская Энциклопедия. В 5-х т. – М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960 – 1970.
  2. Федеральный Закон  «Об охране окружающей среды»   от  10.01.2002  №7 – ФЗ (ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013). КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/popular/okrsred/70_1.html  (дата обращения: 20.11.2013).
  3. Васильев В.Г. Экология, Энергетика, Экономика, этнология устойчивого развития общества XXI века. – М.: Белые альвы, 2007. – 336 с.
  4. Декларация по окружающей среде и развитию. [Электронный ресурс]. URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=401 (дата обращения: 27.11.2013).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Pechatkin Alexander»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация