УДК 377

ПРОЕКТ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ

Ахматов Иван Иванович1, Бобкова Елена Юрьевна2, Щирый Андрей Олегович3
1ООО «Р.О.С.Т.У.», методолог
2Самарский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Российский государственный экономический университет им. Г.В. Плеханова», канд.пед.наук, доцент кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
3ФГБУН Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН, канд.техн.наук, с.н.с.

Аннотация
В статье представлены ключевые положения разработанного авторами проекта по созданию социально-ориентированной информационной инфраструктуры для освоения рабочих профессий. Предлагается разделение обучения на дистанционную и очную части. Даны характеристики каждой из частей. Определены основные категории обучающихся.

Ключевые слова: виртуализация образования, информационные технологии, компетенции, рабочие профессии, социально-ориентированная образовательная среда, среднее профессиональное образование


SOCIALLY-ORIENTED PROJECT OF INFORMATION INFRASTRUCTURE FOR THE LEARNING OF WORKER OCCUPATIONS

Akhmatov Ivan Ivanovich1, Bobkova Elena Yurievna2, Shchiryi Andrey Olegovich3
1OOO "R.O.S.T.U.", methodologist
2Samara Institute of Plekhanov Russian University of Economics, PhD in pedagogy, associate professor of humanities and social and natural sciences
3Shirshov Institute of Oceanology of the Russian Academy of Sciences (IO RAS), PhD in technology, Senior Researcher

Abstract
The paper is devoted to the creation of socially oriented information infrastructure for the getting (learning) of worker occupations. It is proposed the idea of separation of training on remote and classroom parts. The characteristics of each parts are given. The target groups of possible students are described.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Ахматов И.И., Бобкова Е.Ю., Щирый А.О. Проект социально-ориентированной информационной инфраструктуры для освоения рабочих профессий // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/12/5207 (дата обращения: 28.03.2019).

Достижение заявленных руководством страны целей модернизации экономики и преодоления экспортно-сырьевой зависимости невозможно без кардинального подъема уровня промышленного производства. В публичных выступлениях Президента РФ Владимира Путина неоднократно звучала даже мысль о необходимости новой индустриализации.
В свою очередь, рост промышленного производства невозможен без квалифицированных кадров, в том числе рабочих профессий.
Однако, даже текущие потребности в квалифицированных рабочих кадрах нельзя считать удовлетворенными. Нередко дефицит рабочих частично покрывается за счет трудовых мигрантов, что вызывает рост социальной напряженности.
По последним данным Минтруда, российские работодатели в 2012 году заявили 7,5 млн. вакансий, около 80% которых составляют рабочие специальности.
«В прошлом году в органы службы занятости обратилось более 330 тысяч работодателей, заявивших о потребности в работниках и наличии свободных рабочих мест. В целом, в структуре потребности в работниках по-прежнему высока доля потребности в рабочих профессиях (77,7 %). Доля высокооплачиваемых вакантных мест по рабочим профессиям достаточно весома», – заявил глава Минтруда Максим Топилин [1].
По данным рекрутинговых агентств на сегодняшний день самыми востребованными из рабочих профессий являются профессии токаря, сварщика, электромонтажника, слесаря – за исключением, может быть Москвы и Санкт-Петербурга; а в указанных городах самый большой спрос на специалистов в строительстве, ремонте, торговле и сфере услуг.
При этом, уровень безработицы растет. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев заявил, что уровень российской безработицы в 2014 году будет расти вслед за ухудшением экономической ситуации в стране. Официальный прогноз МЭР по этому показателю составляет 5,7%. Нынешний уровень безработицы незначительно превышает 5% [1].
Совершенно очевидно, что подавляющее большинство безработных граждан не обладают востребованными профессиями или недостаточно квалифицированы: анализ декларируемых потребностей потенциального работодателя показывает наличие противоречия между требованиями к содержанию компетенций, которыми должен обладать конкурентоспособный представитель рабочей профессии и объективно существующим уровнем компетентности выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Данная ситуация обусловлена, на наш взгляд, действием таких факторов как:
– снижение престижности среднего профессионального образования в создании российских граждан;
– проблемы в области комплектности материально-технической базы образовательных учреждений среднего профессионального образования;
– прогрессирующая социальная инфантилизация и смена вектора социально-культурных ценностей, влекущая за собой, с одной стороны, постепенно осознаваемую необходимость у лиц, имеющих высшее профессиональное образование, получить навыки рабочих профессий, востребованных «в быту», и с другой стороны, неприятие получения профильного начального / среднего профессионального образования, в связи с его «социальной непрестижностью»;
– повышение требований к компетенциям рабочих со стороны потенциальных работодателей ввиду активного развития техники и технологий.
Поэтому очевидна необходимость разработки принципиально нового социально-ориентированного подхода обучения всех заинтересованных граждан рабочим специальностям, с использованием средств информационных технологий и инновационных методов ведения образовательного процесса.
Предлагаемый проект призван обеспечить получение различными социальными группами населения необходимых навыков в области рабочей профессии без отрыва от основной деятельности с минимальными временными затратами в социально-комфортных условиях.
Обобщенно, потенциальные обучающиеся относятся к одной из трех категорий (целевых групп) :
– безработные, направленные центрами занятости;
– работающие, направленные работодателями;
– работающие, пришедшие по своей инициативе.
Рассмотрим каждую целевую группу более подробно.
Безработные направляются на обучение центрами занятости, оплата обучения в этом случае – за счет государства (за счет средств федеральных, региональных и муниципальных бюджетов).
Работающие граждане, направленные на обучение или повышение квалификации работодателями; оплата обучения за счет работодателя (или, частично, при наличии соответствующих программ государственно-частного партнерства – за счет средств федеральных, региональных и муниципальных бюджетов).
Работающие граждане, самостоятельно решившие обучаться, для получения новой (запасной) профессия, для повышения квалификации или по другим мотивам, оплачивают обучение сами.
Хотя каждая из категорий обладает существенной спецификой в мотивации, ресурсах свободного времени и прочем, предлагаемый проект будет востребован указанными категориями обучающихся, пусть и по разным причинам.
Анализ учебных ресурсов по профильной тематике, размещенных в настоящее время в российском сегменте Рунета, показал, что полных аналогов проекта не имеется, образовательные учреждения среднего профессионального образования и коммерческие организации, предлагающие услуги по организации дистанционных курсов по рабочим специальностям имеют или узкопрофильную направленность, или концептуально иную структуру информационной образовательной среды.
Основная идея проекта заключается в разделении процесса обучения на две части: дистанционную теоретическую и очную практическую.
Дистанционная теоретическая часть обучения будет реализовываться посредством Интернет-портала, обеспечивающего доступ к разнообразным учебным материалам и, возможно, проведение дистанционных консультаций.
Соотношение теоретического и практического материала регулируется в зависимости от уровня сложности, выбранного обучаемым, т.е., в конечном итоге – от цели, которую он ставит перед собой.
Таким образом, реализуется не только принцип личностно-ориентированного обучения [2], довольно сложно достигаемый в сфере получения компетенций, необходимых для освоения рабочих специальностей, но и эффективно формируются профессиональные компетентности будущих рабочих.
Теоретический курс методически построен таким образом, чтобы в условиях виртуальной среды обучаемый самостоятельно мог проводить мониторинг уровня сформированности профильных компетенций. Система контроля знаний предполагает наличие промежуточного и итогового контроля, что позволит однозначно оценивать результаты обучения.
Учебные материалы максимально визуализированы, в их состав включены текстовые, графические и видеоматериалы, что позволит обучающемуся дистанционно получить необходимые теоретические знания, в то время как в процессе очных практических занятий развиваются его практикоориентированные компетенции.
Обучающийся сможет выбрать наиболее близкую для него программу обучения (специальность), что наверняка положительно скажется на мотивации. Так же он сможет выбрать индивидуальный темп и ритм обучения, что крайне значимо для людей как уже работающих и получающих здесь новую профессию, так и для безработных, социально дезадаптированных и отвыкших от образовательных процессов.
В качестве форм промежуточного контроля усвоения обучаемыми теоретического материала на портале может быть реализована система он-лайн тестирования.
Очная (практическая) часть обучения будет реализовываться на базах практики. В качестве баз практик выступают: образовательные учреждения среднего профессионального образования; промышленные предприятия, строительные организации и т.д.
Формой итогового контроля уровня сформированности профессиональных компетентностей обучаемого будет являться выполнение итогового практического задания, выданного мастером профессионального обучения и воплощенного в дальнейшем обучаемым в материальной форме.
В случаях, когда практическая часть обучения реализуется на базе учреждений среднего профессионального образования, по итогам успешного прохождения выпускных испытаний выдается документ государственного образца.
В случае, если практическая часть реализуется на базах практик предприятий-заказчиков, документ государственного образца не выдается. В этом случае, однако, обучаемый может сразу установить прямой контакт с потенциальным работодателем (а также увидеть условия работы и обучаться на том же оборудовании, где планируется работа).
Таким образом, разделение обучения на дистанционную и очную части с учетом использования инновационных образовательных технологий позволит значительно повысить уровень мотивации обучающихся и положительно повлияет на их адаптацию. Разделение обучения на дистанционную и очную части, кроме повышения мотивации обучающихся и лучшей адаптации обучающихся, позволит существенно снизить затраты на обучение.
Итогом реализация предлагаемых мер станет улучшение ситуации на рынке труда в регионе, снижение уровня безработицы и создание предпосылок для роста промышленного производства.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Рабочие в России в дефиците: 80% из 7,5 млн вакансий – рабочие специальности // Экономика. Newsru.com [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.newsru.com/finance/03jun2013/trabajadores.html (дата обращения: 3.07.2013)
  2. Лыкова Н.П., Бобкова Е.Ю. Информационный образовательный ресурс локального доступа в развитии рефлексивной составляющей информационно-профессиональной компетентности будущего менеджера // Ученые записки ИИО РАО. 2009. № 301. С. 145-151.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «sao»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация