ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Авдеев Александр Юрьевич
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
старший преподаватель кафедры возрастной и социальной психологии

Аннотация
Статья посвящена эмпирическому изучению особенностей интеллектуального развития в старшем подростковом возрасте. Показано, что под влиянием современных информационных и коммуникационных технологий мышление становится клиповым (мозаичным).

Ключевые слова: интеллектуальное развитие, информационные и коммуникационные технологии, клиповое мышление, личность, мозаичная культура, социализация, старший подростковый возраст


COGNITIVE DEVELOPMENT IN LATE ADOLESCENCE

Avdeyev Alexander Yuriyevich
Belgorod National Research University
Senior Lecturer, Department of Age-Specific and Social Psychology

Abstract
The article is devoted to the empirical study peculiarities of cognitive development in late adolescence. It is shown that under the influence of information and communication technologies thinking becomes clip (mosaic) type.

Keywords: clip thinking, cognitive development, information and communication technologies, late adolescence, mosaic culture, personality, socialization


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Авдеев А.Ю. Интеллектуальное развитие в старшем подростковом возрасте // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/11/5205 (дата обращения: 21.02.2024).

Целью настоящего эмпирического исследования является изучение структурно-уровневой организации интеллекта в старшем подростковом возрасте.

Выборочную совокупность составили отобранные случайным образом 159 подростков (62,9% мальчиков и 37,1% девочек) в возрасте от 13 до 15 лет, обучающиеся в 8 – 9-х классах образовательных учреждений г. Белгорода (№ 9, № 10) и Белгородского района (Майская гимназия).

В качестве методики применялся тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST) [1], состоящий из двух параллельных форм, каждая из которых включает в себя 180 заданий, объединенных в 9 субтестов, позволяющих оценить практический интеллект (IN), интуитивное понятийное мышление (EL), понятийное логическое мышление (AN), понятийную категоризацию (GE), математическую интуицию (AR),  формально-логическое мышление (NU), образный синтез (PL), пространственное мышление (SP) и оперативную логическую память (ME).

В представлении автора методики интеллект – это сложившаяся прижизненно система умственных операций, которая «вписана» в личность и соответствует ее потребностям и ценностным установкам.

Статистическая обработка результатов исследования осуществлялись с помощью программы SPSS 19 и реализованных в ней параметрических методов и корреляционного анализа.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что современные информационные и коммуникационные технологии за счет существенной интенсификации информационного потока оказывают влияние на интеллектуальное развитие в старшем подростковом возрасте. Парциальные способности выступают в качестве модераторов, посредников и переносчиков влияния средовых факторов на латентную структуру, свойством которых является интеллект.

Для достижения поставленной цели и верификации гипотезы обратимся к анализу основных интеллектуальных способностей старших подростков. Пространственное мышление (SP), обеспечивающее создание образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач, и оперативная логическая память (ME), формирующаяся на основе понятийного мышления, достигают хорошего уровня (зона 3). Это свидетельствует о том, что указанные интеллектуальные операции сформированы, их функционирование устойчиво, они способны обеспечить полноценное понимание выполняемой деятельности и гарантировать успешное ее освоение.

Понятийная категоризация (GE) как способность к образованию понятий, систематизации знаний, обобщению и структурированию информации недостаточно сформирована, она достигает лишь слабого уровня развития (зона 1). Следовательно, любой вид деятельности, основанный на данной интеллектуальной операции, будет ненадежным, выполнение отдельных действий может быть только механическим, заученным и без понимания. Если рабочая ситуация несколько изменится, подросток не сможет гибко скорректировать свои действия, не сможет оперативно принять правильное решение.

Для определения общего уровня интеллекта необходимо оценить три показателя понятийного мышления (субтесты 2, 3, 4). Так как интуитивное мышление (EL) и логическое мышление (AN) достигают среднего уровня, а понятийная категоризация (GE) только слабого, то можно говорить лишь о наличии понятийного интеллекта интуитивного типа. Его специфичность состоит в том, что человеком обычно не осознается сам принцип, на основе которого он действует. На уровне понятийного интуитивного интеллекта каждый акт мышления представляет собой отдельную, не связанную с другими интеллектуальную операцию, поэтому во внутреннем опыте подростка не возникает целостной системы представлений, они образны и разрозненны. В терминах Выготского Л.С. «понятийная сетка параллелей и меридиан» не сформирована, мышление характеризуется линейностью и однонаправленностью, а связи между явлениями формируются по функционально-ситуативному принципу.

Неполноценность понятийного мышления может проявляться в неосознанности собственных интеллектуальных операций, невозможности их произвольного использования. Имеющиеся у подростка теоретические знания поверхностны и схематичны, они не связаны с его практической деятельностью.

Таким образом, мышление в старшем подростковом возрасте является «клиповым» по своему характеру, т.е. процесс отражения множества разнообразных свойств объектов происходит без учета связей между ними, характеризуется фрагментарностью, алогичностью, разнородностью поступающей информации, но в тоже время оно придает динамизм познавательной деятельности.

Сопоставительный анализ гендерных особенностей развития интеллектуальных операций подростков показал существенные различия по двум субтестам, которые оценивают математическую интуицию (AR) и оперативную логическую память (ME).

У мальчиков способность к усвоению и «автоматическому» использованию стандартных математических алгоритмов выражена сильнее, чем у девочек (t=2,80 p<0,01). Средний уровень выраженности математической интуиции позволяет мальчикам (AR=7,4 σ=2,9) по сравнению с девочками (AR=5,8 σ=2,6) видеть тип задачи и метод ее решения, применять адекватные приемы и операции там, где они требуются, быстро производить в уме примерные расчеты, контролировать «прикидкой» правильность получаемых результатов. На основе данной интеллектуальной операции в дальнейшем формируется способность к «свертыванию» стандартных математических алгоритмов, наличие которых позволяет сразу видеть и сообщать результат ряда достаточно сложных вычислительных действий.

Особо стоит обратить внимание на развитие оперативной логической памяти в подростковом возрасте. Как известно, объем информации, необходимый для запоминания и удержания в памяти в рассматриваемый период увеличивается. Если не происходит качественных изменений процесса запоминания, то учащиеся оказываются не в состоянии справляться с увеличивающимися информационными нагрузками. Данная интеллектуальная операция довольно хорошо развита как у мальчиков (ME=13,4 σ=5,5), так и у девочек (ME=16,7 σ=4,0). Можно предположить, что для них запоминание предваряется анализом, в процессе которого происходит структурирование и схематизация информации. Именно операция обобщения является основной в формировании логической памяти, которая позволяет «свертывать» информацию при запоминании и «развертывать» ее при воспроизведении. Вместе с тем более высокий уровень развития оперативной логической памяти у девочек (t=3,46 p<0,001) может негативно сказываться на общем уровне их интеллекта. «Сильная» операция активизируется в первую очередь в любых ситуациях, «стремится» заместить собой другие. В этом случае может тормозиться функционирование других интеллектуальных операций и закрепиться специфическая однобокость интеллекта.

Полученные нами результаты подтверждают гипотезу исследования о влиянии современных информационных и коммуникационных технологий на процессы социализации и индивидуализации в подростковом возрасте. С одной стороны, увеличивающийся объем информации, прирост новых знаний, смыслов позволяют субъекту конструировать свой мир, но с другой стороны в условиях интенсификации информационного потока возникают риски информационного общества, связанные с поверхностным (мозаичным) восприятием окружающего мира, изменением характера мышления: от творческого к инструментальному и формальному. Мы считаем, что одним из способов решения данной проблемы является развитие информационной культуры личности.

*Работа выполнена при финансовой поддержке внутривузовского конкурса «Инициатива» НИУ «БелГУ» (грант № ВКГИ 009-2013)


Библиографический список
  1. Ясюкова Л.А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST): Методическое руководство. СПб: ГП «ИМАТОН», 2002. 80 с.
  2. Водянова Н. В. Самореализация личности в пространстве Интернета в контексте коммуникативной антропологии //Вестник Челябинского государственного университета. – 2009. – №. 11. – С. 149.
  3. Семенова Е. В., Семенов В. И., Семенова Н. И. Медиакультура профессионала: сущность, вызовы, возможности //Современные проблемы науки и образования. – 2013. – №. 5.


Все статьи автора «Авдеев Александр Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: