В наших исследованиях, посвященных интуитивно-эвристическому познанию, проводится анализ как взаимодействия эвристической интуиции с внешней средой, так и действия внутренней среды, направленные на самоизменение, саморазвитие.
В процессе эвристической интуиции первым каналом связи внутреннего состояния системы с внешним миром служит восприятие как непосредственное отражение предметов, явлений или процессов окружающего мира. Мы обращаем внимание на процессы обмена энергией и информацией и связанные с ними процессы упрощения и усложнения воспринимаемого объекта.
В отличие от ощущений, которые отражают только отдельные свойства и качества предметов, восприятие целостно, предметно и категориально. Согласно Д.Н. Узнадзе, предметность восприятия не есть результат интеграции ощущений, а это первичное по отношению к ним субъективная реальность. Восприятие есть результат интеграции ощущений, то есть оно рассматривается как вторичное по отношению к ощущениям явление. Д.Н. Узнадзе пишет о том, что не ощущаем действительность, а воспринимаем ее, потому что ощущать можно, например, цвет, в окружающей действительности мы видим не цвет, а предмет того или иного цвета. Переживание же предмета называется восприятием, а не ощущением: ощущение всего лишь то, что вносится нашими органами чувств в восприятие (3, с. 173).
Важной особенностью восприятия является, по мнению А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, А. Рузской, то, что оно зависит от прошлого опыта, знаний, содержания и задач выполняемой деятельности, от индивидуально-психологических особенностей человека – его склонностей, потребностей, эмоциональных состояний, мотивов, интересов. Именно эти факторы обусловливают значительные различия при восприятии одних и тех же предметов и явлений разными людьми или одним человеком в разных состояниях (1).
Возникает так называемое субъективное перцептивное поле, которое включает в себя как преднамеренные перцептивные действия, зависящие от поставленной познавательной задачи перед исследователем, так и непреднамеренных, неуправляемых перцептивных действий. И те, и другие перцептивные действия связаны с сознательным выделением той или иной стороны чувственно заданной ситуации, с преобразованиями сенсорной информации, приводящими к созданию адекватного задачам деятельности и предметному миру образа.
Образуемое перцептивными действиями пространство становится перцептивным полем, которое запускает механизмы дальнейшего познания, а объекты, попавшие в это поле, субъективируются, наделяются признаками, отражающими психические свойства человека познающего.
Восприятие в этом ключе не является точным отражением воздействующего предмета, а представляет собой активный ответ – усложненную и упрощенную обратную связь на это воздействие. Константность и предметность восприятия обеспечивают активность перцептивных действий. Константность проявляется в устойчивости восприятия, а предметность в его «цепкости», точности, направленности.
Исследование действий внутренней среды интуитивно-эвристического познания, должны быть направлены уже на анализ процессов саморазвития, возникающего как автопоэзис и самореферентность. Те изменения, которые далее происходят обеспечиваются генерированием энтропии, интенсивностью и направленностью ее потоков.
Энтропия, ее возрастание, согласно принципу Больцмана, ведет к дезорганизации, разупорядоченности, аморфности объекта, но в определенных условиях выступает мощным фактором нового формообразования объекта, его самоорганизации, самоупорядочения. Вот как в случае с возникновением догадки в процессе интуитивного познания. Образ самодостраивания подобен вырастанию «родословного древа решения», «древа познания» на специально подготовленном, окультуренном поле сознания. Речь идет о так называемом когнитивном аналоге биологического процесса морфогенеза.
Эти «сгустки» сенсуальной и интеллектуальной информации выводятся из-под контроля сознания, вытесняются в автоматизмы, «опускаются» в подсознание. В результате освобождается поле для свободного конструирования, для игры ума, для интуитивного видения и удержания целого. А стало быть, облегчается наступление «вспышек интуиции».
Исходя из изложенного, мы считаем, что необходимо поставить вопрос об онтологическом изучении перцептивного поля интуитивно-эвристического познания, поскольку видим в нем потенциал интуиции.
Библиографический список
- Восприятие и действие / А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, А.Г. Рузская. – М.: Просвещение, 1967. – 324 с.
- Князева Е.Н. Одиссея научного разума. Синергетическое видение научного прогресса. – М., Наука, 1995. – 228 с.
- Узнадзе Д.Н. Теория установки / Ред. Ш.А. Надирашвили, В.К. Цаава. – М.: Изд-во Ин-та практ. Психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 448 с.