УДК 159.9.01

ПОСТАНОВКА ВОПРОСА О ПЕРЦЕПТИВНОМ ПОЛЕ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ ИНТУИЦИИ

Шумаков Вадим Анатольевич
Южно-Уральский государственный медицинский университет Минздрава России

Аннотация
В статье раскрывается идея взаимосвязи перцепции с развитием механизма интуитивного познания. Автор дает характеристику ощущений и восприятия в познавательной интуитивной деятельности.

Ключевые слова: интуиция, эвристическое познание


STATEMENT OF THE QUESTION ABOUT THE PERCEPTUAL FIELD HEURISTIC INTUITION

Shumakov Vadim Anatolievich
South Ural State Medical University

Abstract
The article reveals the idea of the relationship of perception with the development of the mechanism of intuitive knowledge. The author gives a characterization of sensations and perceptions in cognitive intuitive activity.

Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Шумаков В.А. Постановка вопроса о перцептивном поле эвристической интуиции // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/11/5106 (дата обращения: 30.09.2017).

В наших исследованиях, посвященных интуитивно-эвристическому познанию, проводится анализ как взаимодействия эвристической интуиции с внешней средой, так и действия внутренней среды, направленные на самоизменение, саморазвитие.

В процессе эвристической интуиции первым каналом связи внутреннего состояния системы с внешним миром служит восприятие как непосредственное отражение предметов, явлений или процессов окружающего мира. Мы обращаем внимание на процессы обмена энергией и информацией и связанные с ними процессы упрощения и усложнения воспринимаемого объекта.

В отличие от ощущений, которые отражают только отдельные свойства и качества предметов, восприятие целостно, предметно и категориально. Согласно Д.Н. Узнадзе, предметность восприятия не есть результат интеграции ощущений, а это первичное по отношению к ним субъективная реальность. Восприятие есть результат интеграции ощущений, то есть оно рассматривается как вторичное по отношению к ощущениям явление. Д.Н. Узнадзе пишет о том, что не ощущаем действительность, а воспринимаем ее, потому что ощущать можно, например, цвет, в окружающей действительности мы видим не цвет, а предмет того или иного цвета. Переживание же предмета называется восприятием, а не ощущением: ощущение всего лишь то, что вносится нашими органами чувств в восприятие (3, с. 173).

Важной особенностью восприятия является, по мнению А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, А. Рузской, то, что оно зависит от прошлого опыта, знаний, содержания и задач выполняемой деятельности, от индивидуально-психологических особенностей человека – его склонностей, потребностей, эмоциональных состояний, мотивов, интересов. Именно эти факторы обусловливают значительные различия при восприятии одних и тех же предметов и явлений разными людьми или одним человеком в разных состояниях (1).

Возникает так называемое субъективное перцептивное поле, которое включает в себя как преднамеренные перцептивные действия, зависящие от поставленной познавательной задачи перед исследователем, так и непреднамеренных, неуправляемых перцептивных действий. И те, и другие перцептивные действия связаны с сознательным выделением той или иной стороны чувственно заданной ситуации, с преобразованиями сенсорной информации, приводящими к созданию адекватного задачам деятельности и предметному миру образа.

Образуемое перцептивными действиями пространство становится перцептивным полем, которое запускает механизмы дальнейшего познания, а объекты, попавшие в это поле, субъективируются, наделяются признаками, отражающими психические свойства человека познающего.

Восприятие в этом ключе не является точным отражением воздействующего предмета, а представляет собой активный ответ – усложненную и упрощенную обратную связь на это воздействие. Константность и предметность восприятия обеспечивают активность перцептивных действий. Константность проявляется в устойчивости восприятия, а предметность в его «цепкости», точности, направленности.

Исследование действий внутренней среды интуитивно-эвристического познания, должны быть направлены уже на анализ процессов саморазвития, возникающего как автопоэзис и самореферентность. Те изменения, которые далее происходят обеспечиваются генерированием энтропии, интенсивностью и направленностью ее потоков.

Энтропия, ее возрастание, согласно принципу Больцмана, ведет к дезорганизации, разупорядоченности, аморфности объекта, но в определенных условиях выступает мощным фактором нового формообразования объекта, его самоорганизации, самоупорядочения. Вот как в случае с возникновением догадки в процессе интуитивного познания. Образ самодостраивания подобен вырастанию «родословного древа решения», «древа познания» на специально подготовленном, окультуренном поле сознания. Речь идет о так называемом когнитивном аналоге биологического процесса морфогенеза.

Эти «сгустки» сенсуальной и интеллектуальной информации выводятся из-под контроля сознания, вытесняются в автоматизмы, «опускаются» в подсознание. В результате освобождается поле для свободного конструирования, для игры ума, для интуитивного видения и удержания целого. А стало быть, облегчается наступление «вспышек интуиции».

Исходя из изложенного, мы считаем, что необходимо поставить вопрос об онтологическом изучении перцептивного поля интуитивно-эвристического познания, поскольку видим в нем потенциал интуиции.


Библиографический список
  1. Восприятие и действие / А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, А.Г. Рузская. – М.: Просвещение, 1967. – 324 с.
  2. Князева Е.Н. Одиссея научного разума. Синергетическое видение научного прогресса. – М., Наука, 1995. – 228 с.
  3. Узнадзе Д.Н. Теория установки / Ред. Ш.А. Надирашвили, В.К. Цаава. – М.: Изд-во Ин-та практ. Психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 448 с.


Все статьи автора «osh»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: