УДК 304.3+316.6

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Гусейнов Руслан Рафигович
Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Владимирский институт бизнеса»

Аннотация
Психолого-педагогическое сопровождение процесса физкультурно-спортивного самоопределения студентов – одно из важных направлений очеловечивания физического воспитания студентов. Проектирование этого самоопределения включает в себя построение модели и создание содержания этого процесса, которые помогают проектированию влиться в профессиональное самоопределение каждого студента. Позитивные изменения, которые произошли в физкультурно-спортивной деятельности студентов, являются показателями эффективности данного подхода.

Ключевые слова: очеловечивание, проектирование, психолого-педагогическое сопровождение, самоопределение, физическое воспитание студентов, физкультурно-спортивная деятельность студентов, физкультурно-спортивное самоопределение


PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF SELF-DETERMINATION OF STUDENTS IN SPORTS AND ATHLETIC ACTIVITIES

Guseynov Ruslan Raphigovich
Vladimir Institute of Business

Abstract
Psychological and educational support of sports of self-determination of students is one of the important directions of humanization of physical education of students. The design of this self-determination includes the construction of the model and the creation of the contents of this process is that we help design merge in professional self-determination of each student. Positive changes that took place in the sports activities of students, are indicators of the effectiveness of this approach.

Рубрика: Педагогика, Психология, Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Гусейнов Р.Р. Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения студентов в физкультурно-спортивной деятельности // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/10/4025 (дата обращения: 01.10.2017).

 В нашей стране исследование проблемы профессионального и культурного самоопределения молодежи является перспективным и актуальным. [1] Всё это обусловлено тем, что молодежь хочет найти себя в этом мире. Задачи по подготовке квалифицированных специалистов, поставленные обществом перед высшей школой, должны решаться при реализации потенциала рекреационной и физкультурно-спортивной деятельности в профессиональном и культурном самоопределении студентов. [2]

Анализ зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературы показывает, что вопросам построения студентами своего жизненного пути, выбора ими ценностных ориентиров, поиска  способов развития творческой, самоопределяющейся, активной личности посвящены работы Э.Ф. Зеера, В.И. Андреева, В.Н.Донцова, И.С. Кон, Е.А. Климова, Я.Л. Пономарева, В.А.Полякова, Г.Н.Серикова, Е.Ю.Пряжниковой, Н.С. Пряжникова, Я.О. Устиновой, Н. Чистяковой, В.Д. Шадрикова и др.

Самоопределение студентов в оздоровительной и физкультурно-спортивной деятельности нами определяется как процесс гармонизации своих интересов и потребностей, согласования социально-профессиональных и внутриличностных мотивов, которые определяют выбор индивидом вида спортивной, физкультурной деятельности с целью развития профессионально

значимых и социокультурных качеств личности. Данный процесс реализуется на основе самовыражения, саморазвития и самореализации собственного физического потенциала, т.к обусловлен активной деятельностью субъекта.

Процесс самоопределения в оздоровительной и физкультурно-спортивной деятельности в системе профессиональной подготовки студента, с одной стороны, задает направление целей и задач обучения, развития и воспитания, а с другой – определяет содержание образования, средств, форм и методов деятельности кафедр физического воспитания. Основными  функциями этого процесса являются развивающая, адаптирующая, компенсирующая, воспитательная, стимулирующая, корректирующая и способствующая повышению уровня социокультурной зрелости студента. Физкультурно-спортивное самоопределение дает студенту право стать субъектом собственного развития и способствовать становлению его профессионального самоопределения.

Социально-демографический вид студента педагогического вуза. Чаще это молодой человек в возрасте 16–23 лет, в 81% случаев окончивший сельскую среднюю школу, в 8% – городскую, в 11% – учреждения начального профессионального образования и среднего профессионального образования, проживающий в местности неподалеку от учебного заведения, в котором он обучается; материальная обеспеченность его не высокая.

Мотивы выбора профессии и учебного заведения. Нужно отметить, что в наибольшей степени на выбор вуза педагогического профиля влияют такие факторы, как семейные обычаи и традиции, наличие престижных специальностей в вузе (экономического, юридического профиля и др.), возможность получать достойную заработную плату, желание получить хорошую общеобразовательную подготовку наряду с профессиональной подготовкой, позволяющую продолжить образование и т. п.

Отношение к учебному заведению и профессиональной подготовке у 85% студентов положительное, 55% молодых людей пока еще не имеют достаточных трудовых и учебных навыков, слабая профессиональная и учебная самодисциплина.

Жизненные и профессиональные перспективы. Показатели последних лет изъявляют, что около 25% студентов не представляют свое будущее, а многие из них о нем и не думают, хотя все студенты желают иметь высокооплачиваемую работу и в совершенстве видят себя хорошо обеспеченными людьми. У многих девушек и юношей даже нет устойчивых жизненных интересов после получения профессии, что ведет к слишком частой смене места работы.

Физкультурно-спортивные интересы студентов представлены таким образом: постоянно занимаются физической культурой 57%, посещают спортивные секции 30%, занимаются самостоятельной оздоровительной деятельностью 8%, не занимаются физкультурно-спортивной деятельностью 5%.

Изучение опыта работы педагогических вузов России позволяет выявить, что физкультурно-спортивное самоопределение студентов в этих вузах носит бессистемный, ситуативный характер, полностью отсутствуют какие-либо рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению данного процесса.

В результате обработки и анализа полученных данных были выделены основные типы самоопределения студентов в физкультурно-спортивной деятельности, которые далее ранжировались по значимости: гармоничный (характеризуется тем, что полностью направлен на физкультурно-спортивное развитие, ведение здорового образа жизни); личностный (характеризуется тем, что направлен на развитие психофизиологических качеств личности, которые определяют его индивидуальность); профессиональный (характеризуется тем, что используются средства профессионально-прикладной физической подготовки, которые обеспечивают успешность специалиста; лидерский (использование средств спорта и физической культуры для развития лидерского потенциала).

Необходимо построить процесс развития самоопределения студентов в физкультурно-спортивной деятельности в вузе, который состоял бы из нескольких этапов и в конечном счете сформировал у студентов готовность к продуктивной жизнедеятельности.

Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения студентов в физкультурно-спортивной деятельности – деятельность педагога, которая направлена на оказание помощи студентам в выборе одного из видов физкультурно-спортивной активности, а также присвоении системы ценностей, которые обеспечивали бы готовность студентов к адаптации; интеграции их в единый студенческий коллектив; построению жизненного пути и содействии личностному росту; повышении их социальной активности.

Эта деятельность педагога предполагает поэтапный, постепенный переход от метода и сотрудничества к методу под названием коучинг, когда педагог по мере необходимости по различным вопросам лишь консультирует обучаемых. Здесь же осуществляется переход от групповых форм работы к индивидуальным, а затем уже к самообразовательной деятельности студентов, которая направлена на физкультурно-спортивное самосовершенствование.

Помощь студентам в физкультурно-спортивном самоопределении понимается как изменение содержания образования, создается своего рода ситуация выбора студентами наиболее близких себе ценностных приоритетов.

Практическое решение данной проблемы (проблемы сопровождения физкультурно-спортивного самоопределения студентов) осуществлялось путем реализации идей теории психолого-педагогического проектирования. Содержание проектировочной деятельности есть разработка модели конструирования содержания обучения и некоторых других процедур.

Модель психолого-педагогического сопровождения физкультурно-спортивного самоопределения студентов базируется на аксиологическом, культурологическом и деятельностном подходах и представляется как единство целевой и содержательной составляющих: этапы, цель, принципы, педагогические условия, содержание обучения, ведущие стратегии психолого-педагогического сопровождения на каждом из этапов и ожидаемый результат.

Физкультурно-спортивное самоопределение личности – процесс постепенного вхождения в образовательную инфраструктуру вуза. Поэтому раскроем содержание каждого из этапов его развития.

На первом этапе (ознакомительном, первый курс обучения) осуществляется своего рода ознакомление студентов со сложившимися физкультурно-спортивными традициями, осознание себя как будущего физкультурно-спортивного деятеля, осознание социальной роли спорта и физической культуры в обществе, помощь в адаптации, принятие своего места в студенческом физкультурном коллективе, т.е., первый курс – этап активизации процесcа физкультурно-спортивного самоопределения.

На втором этапе (самоутверждения и самопознания, второй – четвертый курсы) осуществляется утверждение себя в физкультурно-спортивной среде вуза, приобретение навыков общения и практических умений, самоутверждение и самопознание по отношению к выбранному виду физкультурно-спортивной деятельности.

На третьем этапе (самосовершенствования, пятый курс) происходит как бы рефлексия всех своих достижений в физической культуре и спорте, результативности средств спортивной деятельности в профессиональном и личностном самосовершенствовании, перспектив использования их в послевузовском образовании. [4]

Автором статьи проводилось исследование с использованием метода анкетирования среди студентов, которые обучаются без физкультурно-спортивной подготовки. Ранее проводимое наблюдение за студентами, активно занятыми в спортивно-физкультурной деятельности вуза, позволило выявить крайне высокую заинтересованность и направленность таких студентов в данной сфере. Это позволило реализовать не только количественный подход, позволяющий подтвердить в цифрах те или иные предположения социолога, но и качественный [5], позволяющий в данном случае сравнить предпочтения и результаты самоопределения студентов, активно занятых в спортивной деятельности вуза и не участвующих в ней.).

На первом этапе исследования были поставлены определенные цель и задачи, а также была выдвинута гипотеза о том, что у таких студентов наблюдается плохая заинтересованность в спорте и несерьезное отношение к физической культуре. Было опрошено 200 студентов. В результате исследования было выявлено, что данная гипотеза опровергнута, т.к. практически 2/3 студентов выделили для себя ответ «да, с детства занимаюсь спортом».

Сейчас в первой производственной практике нами проводится работа со старшеклассниками (выпускниками 9 и 11 классов) в рамках сельских школ одного из районов Владимирской области, в ходе которого исследуется поведение учеников, которые активно занимаются физкультурой и спортом. Наблюдается их активность, проводятся тренинги для их совершенствования, выявляются недостатки и преимущества в ходе их самореализации в рамках спортивной инфраструктуры, проводится психологическая работа с детьми. Всё это позволит углубить наше знание о том, как физическая культура и спорт влияют на личность ребенка, и как ребенок сможет дальше развиваться в ходе физкультурно-спортивного самоопределения будучи уже студентом. Для более эффективного приобщения школьников к спорту рекомендуется выявлять так называемых неформальных лидеров класса с последующим их вовлечением в спортивную деятельность школы (для чего рекомендуем использовать хорошо зарекомендовавший себя метод социометрии [6]).

Реализация психолого-педагогического сопровождения определяется во многом особенностью применяемых в вузе средств развития физкультурно-спортивного самоопределения студентов. Эти средства есть источники воздействия на сознание, деятельность и поведение студентов с целью овладения новыми знаниями в области своей будущей жизнедеятельности, формирования навыков и умений самовоспитания, самореализации, самообразования, саморазвития. Выводом из нашей работы является следующий факт: специальные курсы, педагогические практики, участие студентов в научной работе и другое являются наиболее оптимальными вариантами взаимосвязи форм организации самоопределения и самосовершенствования студентов в учебной работе и профессионально-ориентированных и физкультурно-спортивных средств. Эти мероприятия в общей совокупности повышают уровень интеллигентности студентов, а также формируют сознание выбираемого профессионального и жизненного пути личности.


Библиографический список
  1. Горина Е.Е., Шикина Е.А. Особенности выбора будущей профессии: результаты трендового исследования //Общество: социология, психология, педагогика. –2013. – № 3. – С. 11-15.
  2. Типовое положение «Об образовательном учреждении высшего профессионального образования РФ» (Постановление Правительства РФ № 264 от 05.04.2001.
  3. Лотоненко А.В., Стеблецов Е.А. Молодежь и физическая культура. – М.: ФОН, 1997.
  4. Демидова Т.П. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения специалиста // Специалист. – 2001. – №. 3. – С. 14–16.
  5. Воеводина Е.В., Горина Е.Е. Особенности обработки эмпирической  информации в качественных и количественных исследованиях социальной сферы // Алгоритмы, методы и системы обработки данных. – 2011. – №17. С.4-4
  6. Варламов А.Д., Горина Е.Е. Обработка результатов социометрии с применением аналитических методов исследования // Алгоритмы, методы и системы обработки данных. – 2012. – №20. – С.9-18. [Электронный ресурс]. URL: http://www.amisod.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=127:amisod-2012-2-20-varlamov-gorina&catid=20:amisod-2012-2-20.


Все статьи автора «Belmesova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: