УДК 33

ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ

Богатырева М.Р.1, Куранова М.И.2
1Башкирский государственный университет, к.с.н.,доцент
2Башкирский государственный университет

Аннотация
В данной статье проанализированы причины проблем трудоустройства выпускников ВУЗов, а также сложности трудоустройства по специальности. На основе данных Росстата сделаны выводы о ситуации трудоустройства по России.

Ключевые слова: безработица, заработная плата, образование, опыт работы, работодатель, рынок труда, специальность, трудоустройство


EMPLOYMENT PROBLEM OF GRADUATES

Bogatyreva M.R.1, Kuranova M.I.2
1Bashkir State University, candidate of sociological sciences, associate professor
2Bashkir State University

Abstract
This article analyzes the causes of the problems of employment of university graduates, as well as the complexity of employment in their field. Based on the data of Rosstat conclusions about the employment situation in Russia.

Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Богатырева М.Р., Куранова М.И. Проблемы трудоустройства выпускников ВУЗов // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/01/2205 (дата обращения: 30.03.2019).

Ни для кого не секрет, что в настоящее время найти достойную, высокооплачиваемую работу – это достаточно долгий, трудоемкий процесс. А людям, не имеющим хорошего образования, это вдвойне трудно, а иногда даже невозможно.

Рынок труда насыщен всевозможными вакансиями, так почему же в нашей стране безработица – это одна из острейших проблем современности и разрешение этого вопроса проходит настолько медленно, что результаты еле уловимы и, кажется, дело не сдвигается с мертвой точки.

В зоне риска находятся исключительно все, особенно молодежь. Несколько лет образования, бессонных ночей, упорного труда, к сожалению, довольно – таки часто не приносят желаемого результата: получив высшее образование и диплом, у выпускника ВУЗа появляются проблемы с поиском рабочего места. Многие работодатели предпочитают принимать людей с опытом работы, в то время как у «свежих» специалистов не остается шанса занять достойное место в жизни. Получается, замкнутый круг, из которого лишь малой части молодых людей удается выбраться и несмотря ни на что найти себе занятие по душе. Современная реальность вынуждает студентов жертвовать учебой (на последнем курсе практически полностью) для того, чтобы приобрести некоторый опыт работы. И это единственный способ соответствовать требованиям работодателя, поскольку иные возможности вхождения в профессию (практика на предприятиях, фирмах, учреждениях, участие в совместных проектах и т. д.) существуют лишь формально.

Мало просто найти работу, куда сложнее найти работу по специальности. Теоретически, каждый должен заниматься своим делом. На практике же всё с точностью наоборот. По данным Росстата известно, что по специальности работают лишь 40% Россиян, а 10% населения работает по специальности, близкой к полученной. Печально осознавать, что более половины работающих в России занимаются не тем, чем должны. Отсюда и возникают проблемы во многих отраслях экономики, потому что специалист, в совершенстве знающий свое дело, должен делать то, что умеет и может, а не тратить свои знания и талант понапрасну.

Всему, конечно же, есть свои причины. Изначально, для человека, поступающего в ВУЗ, важно правильно выбрать направление и значение его будущей деятельности, а также верно оценить уровень сложности, значимости и доступности данной профессии. Зачастую уже в первые недели учебы студент осознает, что неверно выбрал ВУЗ и факультет, тогда и начинаются проблемы. Пропадает интерес к изучаемым предметам, а далее либо совсем перестать учиться, потратив время и средства зря, либо учиться до конца, потому что так нужно, и в будущем забросив диплом на полку, работать в абсолютно другой сфере, осознавая, что несколько лет учебы были пустой тратой времени.

Другая проблема трудоустройства – это нелегальность и незаконность так называемого образования. Все мы знаем, что приобрести диплом врача или химика в переходе не составляет особой трудности. Интернет пестрит подобными объявлениями, где за кругленькую сумму вы вмиг можете стать первоклассным специалистом с высшим, а то и двумя высшими образованиями. И несмотря на то, что это только на бумаге, а на деле ноль, многие люди ради хорошего заработка идут на обман, предоставляя работодателю бумаги о пученном образовании, недавно купленные у какого-то проходимца, который, кстати говоря, тоже видимо не нашел себе лучшего занятия, как продавать фальшивки.

Современное образование не сравнимо с образованием прошлого века. Сейчас оно более качественное, развернутое, доступное. Несмотря на это, современная молодежь не особо стремится к знаниям, в то время как наши родители были бы рады восполнить пробелы в знаниях и научиться всему тому, чего постичь просто не было возможности во время их молодости. Причина – лень современных молодых людей. Не каждый может понять пословицу «под лежачий камень вода не течет», поэтому не ценят и не используют возможности, которые у них есть.

Очень часто выпускники ВУЗов не могут найти работу, потому что их не устраивает размер заработной платы. Это всего лишь вопрос времени, если выпускник устроится на работу по специальности. Приобретя опыт работы, он сможет рассчитывать на большую заработную плату.

Каждый год в зависимости от состояния экономики, рынку труда требуются специалисты в тех или иных областях. ВУЗы же зачастую предлагают специальности и профессии, которые не соответствуют запросам рынка труда.

В целом же в России ни качество образования, ни востребованность получаемой профессии не освобождают выпускников от необходимости прибегать к неформальным связям при трудоустройстве – самостоятельный поиск работы не в состоянии с ними конкурировать. В подавляющем большинстве случаев информацию о потенциальном месте работы студенты получают от друзей, родственников, знакомых; почти половина выпускников черпает информацию в Интернете и СМИ. Практически не играют роли в решении информационных задач по проблемам трудоустройства организуемые службами занятости ярмарки вакансий и презентации фирм в вузах, а также общественные студенческие организации.

Индивидуальный подход к проблеме трудоустройства выпускников профессионального образования, несомненно, повысит их конкурентоспособность на рынке труда.

Таким образом, чтобы получить достойное рабочее место и хорошую заработную плату, молодой человек должен на все 100% использовать данные ему возможности образования, реализовывать свои знания, навыки и умения, быть максимально самостоятельным и, несомненно, верить в свои силы.

Поделиться в соц. сетях

0


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «mensi»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация