УДК 340.12

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО КАК ОСНОВАТЕЛЬ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Мельник Юлия Павловна
Одесский национальный университет им. И.И.Мечникова
аспирантка кафедры политологии Одесский областной совет, заместитель начальника отдела по обеспечению деятельности руководства областного совета

Аннотация
Данная статья посвящена обзору процесса становления и развития гражданского общества как основателя демократического правового государства. Рассмотрены научные источники по указанной проблеме, задания, направления во взаимодействии гражданского общества и государства. Проведенное исследование позволяет утверждать, что создание демократического правового государства – необходимость на современном этапе развития Украины. Именно поэтому тесное сотрудничество и партнерские взаимоотношения государства, гражданина и гражданского общества должны стать эталоном современного уровня общественного бытия.

Ключевые слова: гражданское общество, демократическое правовое государство, демократия


CIVIL SOCIETY AS FOUNDER OF THE DEMOCRATIC LEGAL STATE

Mеlnik Julia Paulovna
Odessa national university the name of I.I. Mechnikova
graduate student of department of political science Odessa regional soviet, depchief department on providing оf activity of guidance of regional soviet

Abstract
This article is devoted the review of becoming and development of civil society as a founder of the democratic legal state. Scientific sources are considered on indicated issue, task, direction in cooperation of civil society and state. The conducted research allows to assert that creation of the democratic legal state is a necessity on the modern stage of development of Ukraine. For this reason close collaboration and partner mutual relations of the state, citizen and civil society must become the standard of modern level of public life.

Рубрика: Политология

Библиографическая ссылка на статью:
Мельник Ю.П. Гражданское общество как основатель демократического правового государства // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/09/3847 (дата обращения: 29.09.2017).

Любая политическая система не может быть сформирована без должного и эффективного функционирования институтов гражданского общества, утверждения демократического правового государства. Отмеченная проблема состоит из многих аспектов и составляющих, в частности, общих вопросов демократии, практики хода политических процессов, сформированности соответствующих институций гражданского общества и способов их взаимодействия, устойчивости демократических процедур, традиций и тому подобное. Поэтому осуществляя анализ освещения и уровень разработки этой проблематики в отечественной науке, необходимо сосредоточиться на рассмотрении основных институциональных составляющих гражданского общества и способов его взаимодействия с государством в процессе формирования политических отношений на новой демократической основе. Необходимо отметить, что концепция гражданского общества на рубеже веков интенсивно разрабатывалась зарубежными учеными: Дж. Александером, Э. Арато, Дж. Кином, Ж. Керманом, Д. Когеном, Ч. Тейлором, Г. Фассаером, Ф. Шмиттером и др.

Проблемам гражданского общества уделяли надлежащее внимание исследователи постсоветского пространства. Так В. Библер, В. Варивдин, К. Гаджиев исследовали идею гражданского общества, ее эволюцию, теоретическое содержание на разных этапах истории. Ю. Барков, И. Кресина, М. Кудряшова, Я. Кузьминов, М.Михальченко, Т. Розова, В. Смольков, Г. Щедрова изучали суть, структуру, функции гражданского общества, взаимодействия его отдельных элементов.

В контексте рассмотрения основных институционных составляющих гражданского общества и способов его взаимодействия с государством в процессе формирования политических отношений на новой демократической основе стоит отметить, что в Украине накоплен значительный объем научных трудов из этой проблематики. Проблемами этого направления занимаются в частности Б. Андресюк, М. Буник, О. Власюк, А. Грамчук, В. Геец, О. Задоянчук, Г. Зеленько, С. Кириченко, Т. Ковальчук, А. Колодий, Ю. Корнилов, О. Костенко, В. Кратюк, В. Крысаченко, Ю. Левенец, И. Пасько, Я. Пасько, О. Полишкарова, О. Резник, Т. Розова, М. Рябчук, А. Силенко, В. Степаненко, С. Тимченко, Р. Чернорог [8].

Проблема формирования правового государства и его приоритетов находилась в центре внимания таких отечественных и зарубежных теоретиков, как С. Алексеева, В. Селиванова, О. Коробовой, П. Королева, М. Исакова, М. Матузова и других.

Таким образом, обзор научных источников свидетельствует о значительных достижениях отечественной политической науки в этой плоскости. Вместе с тем, невзирая на существование значительного массива литературы, в которой освещают разные аспекты отмеченной проблемы, более глубокого исследования, требует механизм разделения власти, а также составляющих успешного функционирования институций гражданского общества в Украине. Также нуждаются в последующем изучении и научных уточнениях проблемы определения характера взаимоотношений государства, гражданина, гражданского общества как фактора обеспечения демократических реформ и демократизации политической системы общества.

Следовательно актуальность исследования и нерешенность теоретических и практических проблем обусловили выбор направление исследования.

Целью статьи является изучение теоретических основ взаимодействия государства, гражданина и гражданского общества, аспектов формирования правового демократического государства.

В современных условиях для обеспечения успешного продвижения Украины путем становления и эффективного функционирования гражданского общества имеется потребность научного изучения его природы и общественного назначения как целостного социально-философского и политико-правового феномена, а также отдельных его институтов в разных социальных и исторических условиях, осмысление генезиса гражданского общества в разных странах.

В ст. 1 Конституции Украины задекларировано: «Украина является суверенным и независимым демократическим, социальным, правовым государством» [1]. Важным условием обеспечения демократии и социально-политической стабильности является надлежащее развитие гражданского общества. Много авторов, а именно А. Колодий [5], В. Кремень, В. Ткаченко [6] и другие отмечают, что без развитого гражданского общества невозможно существование демократического, социального, правового государства. А демократическое, социальное, правовое государство, в свою очередь, является основой для становления независимого и активного гражданского общества.

Стоит выделить исследование украинских ученых Т. Розовой и В. Барковой, которые рассматривают правовое государство как инструмент жизнеобеспечения гражданского общества. Исходя из необходимости такого взаимодействия, они определяют гражданское общество как «совокупность относительно автономных, авторитетных негосударственных структур, которые составляют систему конструктивных противовесов и сдерживаний для структур государственной власти» [9, с. 205]. Исследователи предостерегают, что можно говорить не о построении гражданского общества и правового государства, а о создании максимума условий – должной социально-экономической, политико-правовой и культурно-идеологической среды – для постепенного становления демократического государства.

Заслуживает также внимание научная наработка А. Колодий, которая в работе «Историческая эволюция гражданского общества в Украине и представлений о нем (Формирование идеала)» обращает внимание на необходимость достижения равновесия между гражданским обществом и государством. Такое равновесие является важным фактором стабильного демократического развития. Его нарушение ведет к гипертрофии властных структур, отчуждения и политического бессилия народа. Хотя гражданское общество зависит от государства и не может приобрести развитые формы в условиях политического насилия и тирании [5, с. 26]. Демократическое развитие Украины, по мнению А. Колодий, предусматривает преодоление недоверия к власти и отчуждению значительной части украинского общества от общественной жизни и политики, преодоления тоталитарных стереотипов сознания, уменьшения всевластия чиновников, практического применения демократического потенциала институтов власти [8].

Выход в свет в 2006 году монографии «Гражданское общество в современной Украине: специфика становления, тенденции развития» стал результатом плодотворной работы коллектива авторов: Ф. Рудича, М. Михальченко, А. Кудряченко, А. Пахарева, Г. Щедровой, Г. Балабан, Г. Зеленько но др. [4]. В этой работе на основе широкого круга источников и анализа реальных политических процессов исследованы актуальные проблемы становления гражданского общества в современной Украине. Применение метода сравнительного анализа позволило ученым раскрыть диалектическую взаимозависимость институций социально-правового государства и институтов гражданского общества, осветить общие и частные особенности в развитии гражданского общества в странах Центральной и Восточной Европы, определить международные факторы формирования гражданского общества в Украине [8].

Процесс становления гражданского общества сложен и противоречив. Зарождение и развитие гражданского общества происходит в течение длительного периода эволюции современной цивилизации. В то же время следует отметить, что гражданское общество стремительно растет. По данным Ежегодного издания международных организаций, количество международных неправительственных организаций (дальше – НПО) увеличились с 6000 в 1990 году до более чем 50 000 в 2006 году, и в настоящее время – более чем 65 000.

Но вместе с таким ростом, гражданское общество еще и меняется поражающими и динамическими темпами. Изменяются дефиниции – ТЕПЕРЬ гражданское общество осознается как такое, которое охватывает намного больше, чем просто «сектор», где доминирует сообщество НПО: гражданское общество сегодня включает в себя все более широкий и более яркий спектр организованных и неорганизованных групп, поскольку новые субъекты гражданского общества стирают грани между секторами и экспериментируют с новыми организационными формами, как он-лайн, так и офф-лайн [3].

Роли также меняются: субъекты гражданского общества демонстрируют свою ценность в качестве фасилитаторов, организаторов и новаторов, а также поставщиков услуг и адвокатов, в то время как частный сектор играет все более заметную и эффективную роль в решении социальных проблем. Роли гражданского общества размываются: ни один сектор не может решить основные мировые социальные проблемы самостоятельно, роли все чаще выполняют в рамках партнерских связей и общих структур разных слоев гражданского общества, а также с заинтересованными сторонами из бизнеса, правительства и международных организаций [3].

Происходит изменение парадигм для ролей всех трех секторов – правительства, бизнеса и гражданского общества. Как отмечает А.В. Стойка, взаимодействие этих секторов, взаимное доверие, и настроенность на партнерство обеспечивает стойкость общественного развития, сбалансированность и стабильность социальных отношений [10].

В новой парадигме: больший уровень активности для решения социальных проблем внутри каждого сектору и большая интеграция сквозь общее пространство; новые рамки для сотрудничества, партнерства и инноваций, в результате увеличения точек пересечения; усиление размытости традиционных ролей; очевидность появления гибридных организаций (например – бизнес с социальной целью и гражданское общество как представители рынка).

 

Рисунок 1. Изменение парадигм для ролей трех секторов – правительства, бизнеса и гражданского общества.
Необходимо признать, что процесс становления гражданского общества имеют много закономерностей, общих для многих стран. Но каждое государство, развивая гражданское общество, вносило что-то особенное, характерное именно для нее.

Достаточно специфический опыт построения гражданского общества имеет Украина. Ведь феодальный уклад длительное время носил уродливые формы крепостничества, которое граничило с рабством. Это обусловило и характерное развитие общества, наложило определенный отпечаток на взаимоотношения между слоями населения, на их психологию. В течение всего периода общественного развития все чаще интересы коллектива доминировали над интересами личности. В таких условиях осознание себя как гражданина, как полноправной личности не могло состояться. Вся история идеи гражданского общества – это история превращения самой коллективности, организованной по законам общественнй жизни в развитие человека, который вышел из естественного состояния неограниченной свободы в гражданина этого общества [2].
Государство и участники гражданского общества дополняют друг друга в реализации гражданского взаимодействия и взаимовлияния, характер и направленность которых в значительной мере зависит от уровня развития гражданского общества и его институтов [7]. Однако это сосуществование невозможно без противоречий, которые являются закономерным и естественным явлением, поскольку обнаруживают недостатки, которые осознаются, корректируюся и переводят сообщество на новый, высший уровень функционирования.
Независимое гражданское общество является «зеркалом» деятельности власти по защите интересов граждан и государства в целом, реально отображает настроения граждан страны и является показателем общественного развития и демократизации на международной арене. Для эффективной деятельности власти нужны постоянные обратные связи. Это дает ей возможность рефлексировать собственную деятельность, вносить коррективы в каждый необходимый момент и способствует согласованности требований общества с деятельностью властных структур, что, в свою очередь, приведет к повышению эффективности и легитимности власти.
Отметим, что с одной стороны, демократическое правовое государство заинтересовано в развитии гражданского общества, с другой стороны, гражданское общество контролирует деятельность власти и в некоторых случаях вынуждено осуществлять давление на власть. Однако, наилучшие результаты достигаются тогда, когда обе стороны сотрудничают с целью определения направлений движения и реализации общественных интересов.
Во взаимодействии гражданского общества и государства могут существовать 2 направления. Во-первых, государство есть и остается функцией гражданского общества. Среди представителей этого направления существуют теории преобладающей роли государства («государственники»), равного партнерства («общественный договор»), его пассивной роли («ночной страж»). Во-вторых, государство носит временный характер. Утверждение в теории постулата о быстром отмирании государства с постепенной заменой ее общественным самоуправлением привело бы к полному уничтожению гражданского общества [2]. Каждая из этих теорий имеет свои преимущества и недостатки. Однако противопоставление государства гражданскому обществу приводит к возникновению негативных факторов, которые находят свое проявление в том, что государство и гражданское общество находятся в постоянном процессе борьбы.
Специфика современной ситуации в Украине сводится к тому, что происходит двуединый процесс формирования и гражданского общества, и правового государства, где гражданские права человека подчиняются нормам международного права. Это означает: исключение любой дискриминации по национально-этническим, политическим, религиозным, полово-возрастными признаками; надежная законодательная защита личности и достоинства гражданина, неприкосновенность его жилья и имущества, свобода выбора обитания, выезда, или въезду в страну, тайна переписки и телефонных разговоров, свобода слова, прессы, информации; человеку дано право свободно выражать свое мировоззрение и духовные интересы; всесторонняя защита гражданских прав со стороны судебных органов и общественных организаций [2]. Движение к гражданскому обществу и правовому государству является одним из основных направлений развития мирового содружества, поскольку гражданское общество выступает своеобразным основателем демократического правового государства.
Президент Украины придает большое значение роли гражданского общества, как одному из самих широких представительств интересов громад в органах исполнительной власти и местного самоуправления. Одним из приоритетов конституционных инициатив Президента Украины стало обеспечение гарантий политической свободы, а также нерушимости права частной собственности, которые являются базисом гражданского общества.
Среди важных заданий формирования правового демократического государства и гражданского общества в Украине – сохранение гражданского согласия и организация надлежащего выполнения и применение законов. Решающая роль в исполнении правовых актов принадлежит самим гражданам, которые стремятся быть гражданами правового демократического государства, а в сфере применения законов такая роль принадлежит государственным институциям [2].
Важным механизмом, который сможет обеспечить формирование политики, которая поддерживается населением, может стать привлечение гражданского общества к процессу формирования и реализации государственной политики. Отсюда выплывает, что с точки зрения интересов гражданского общества, политика создания государства призвана предусматривать:
а) нахождение оптимума во взаимоотношениях гражданского общества и государства, которое становится в настоящий момент в мире ключом к выяснению перспектив существования человека и общества и к обогащению инструментария межгосударственного общения в процессе евроинтеграции. Ведь деятельность гражданского общества направлена на реализацию общих для человеческой цивилизации потребностей личности через целесообразное в каждый конкретно исторический момент ограничение количества властных структур и поля их деятельности;
б) введение в действие механизма реализации потенциала общественных организаций относительно усиления влияния власти в сфере демократизации и социализации государства, а также защиты прав и свобод граждан путем независимой экспертизы государственных решений, участия в законотворчестве, мониторингу выполнения органами исполнительной власти государственных решений и соблюдения международных соглашений;
в) внедрение в политическое сознание и общественное мнение прагматичного понимания характера и функций гражданского общества, полезного с точки зрения реализации как повседневных потребностей граждан, так и долгосрочных национальных интересов Украины, учитывая перспективу европейской интеграции.
Отметим, что взятый курс государства на европейскую интеграцию является естественным следствием приобретения Украиной независимости. Он выплывает из многовековой истории нашего народа, его менталитета, этнических корней, и касается, в первую очередь, стратегических ориентиров, углубления трансформационных процессов, политики дальнейших реформ. В этом процессе одну из первейших ролей должны играть институты гражданского общества.
Подытоживая все вышеизложенное, можно отметить, что:
1. Изложенная в статье проблема является достаточно актуальной. Феномены власти, политики, гражданского общества сегодня активно рассматриваются и обсуждаются учеными, политиками, правоведами, общественными деятелями и т.д.
2. Проблема становления и развития гражданского общества обусловлена потребностями времени, прежде всего, утверждением такой тенденции, как демократизация общественных процессов, что постепенно, но все с большей активностью охватывает массив народов и стран мира, в частности Украину.
3. На данном этапе развития Украина идет путем демократических преобразований, укрепления гражданского общества. Перспективными направлениями последующих исследований в плоскости «государство – общество» является налаживанием плодотворного сотрудничества власти и общественности. Это будет способствовать переводу такого сотрудничества в плоскость взаемозаинтересованного социального партнерства, от которого государственная власть сможет получить намного больше пользы, что проявится не только в усилении ее авторитета среди граждан, но и росте их доверия к структурам власти. Последующее развитие отношений гражданского общества и власти, как подсистем единственной общественной системы, является определяющим в обеспечении демократического развития страны, достижении конституционном определении идеальной украинской цели, которая провозглашена первой статьей Конституции Украины, – создание суверенного и независимого, демократического, социального, правового государства [10].
4. С точки зрения интересов гражданского общества, политика создания государства призвана предусматривать введение в действие механизма реализации потенциала общественных организаций относительно усиления эффективности власти в сфере демократизации и социализации государства, защиты прав и свобод граждан путем независимой экспертизы государственных решений, участия в законотворчестве, мониторинга выполнения органами исполнительной власти государственных решений и соблюдения международных соглашений, а также внедрение в политическое сознание и общественное мнение прагматичного понимания характера и функций гражданского общества, полезного с точки зрения реализации как повседневных потребностей и интересов граждан, так и долгосрочных национальных интересов [7].
5. Создание демократического правового государства – необходимость на современном этапе развития Украины. Именно поэтому тесное сотрудничество и партнерские взаимоотношения гражданского общества и демократического правового государства должны стать эталоном современного цивилизованного уровня общественного бытия.
6. Эффективность и успех внедрения реформ в Украине, в первую очередь, зависят как от власти, так и от институтов гражданського общества.
В современных условиях власть как никогда нуждается в диалоге с гражданским обществом. Существующие подходы нуждаются в качественном обновлении, прежде всего, совершенствовании нормативно-правовой базы в сфере гражданского общества, фокусировке на текущих проблемах проведения реформ, обсуждения виденья будущего и др.
7. Эффективное сотрудничество власти и институтов гражданского общества необходимо строить на принципах: понимания общих задач; консультациях и диалога по решению вопросов, в которых существуют расхождения во взглядах институтов гражданского общества и власти; учета международного опыта сотрудничества между общественным сектором и властью и др., а так же развивать новые правовые инструменты взаимодействия с общественностью, выстраивать их отношения на «историях успеха», общего написания и реализации проектов и т.д.
8. Перспективы последующих научных разработок мы видим в исследовании национальных интересов как основы формирования государственной политики и укрепления принципов последующего формирования демократического правового государства.


Библиографический список
  1. Конституція України. Закон України «Про внесення змін до Конституції України». За  станом на 10 березня 2005 р. / Верховна Рада України. – Офіц. вид. – К. : Парлам. Вид-во, 2005. – 68 с. – (Бібліотека офіційних видань).
  2. Головні напрями розбудови громадянського суспільства. Розбудова громадянського суспільства і влада [Електронний ресурс]. – Режим доступу: ttp://nads.gov.ua/sub/hersonska/ua/publication/content/2104.htm. – Назва з екрану.
  3. Громадянське суспільство 2030 – уже не “третій сектор”?! [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.civicua.org/news/view.html. – Назва з екрану.
  4. Громадянське суспільство в сучасній Україні: специфіка становлення, тенденції розвитку: Моногра фія / За заг. ред. Ф.М. Рудича. К.: Парламентське видавництво, 2006. – 412 с.
  5. Колодій А. Історична еволюція громадянського суспільства та уявлень про нього (формування ідеалу) // Громадянське суспільство: Україна 2001. – Львів: Ред часопису “ї”, 2001. – 284 с.
  6. Кремень В.Г. Україна: шлях до себе. Проблеми суспільної трансформації: навч. посіб. / В.Г. Кремень, В.М. Ткаченко. – К., 1998. – 446 с.
  7. Основи демократії: навч. посіб. / [М. Бессонова, О. Бірюков, С. Бондарук та ін.]. – К.: Вид-во “Ай Бі”, 2004. – 668 с.
  8. Політична система і громадянське суспільство: європейські і українські реалії: Монографія / За заг. ред. д.і.н., проф. А.І. Кудряченка. – К.: НІСД,               2007. – 396 с.
  9. Розова Т.В., Барков В.Ю. Специфіка становлення громадянського суспільства в Україні: Монографія. – Одеса: Юридична література, 2003. – 336 с.
  10. Стойка А.В. Механізми ефективної взаємодії органів державної влади і громадських об’єднань на регіональному рівні: автореф. дис. …канд. держ. упр.: 25.00.02 / А.В. Стойка; Донецький держ. ун-т управління. – Донецьк, 2006. – 19 с.


Все статьи автора «shargona@gmail.com»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: