УДК 316.7

ТЕАТРАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ Г. НОВОСИБИРСКА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОПРОС ЗРИТЕЛЕЙ И СОТРУДНИКОВ

Пашаева Маргарита Расимовна
Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
аспирант кафедры социальных коммуникаций и социологии управления

Аннотация
Данная статья посвящена исследованию деятельности театральных учреждений г. Новосибирска. В статье был использован количественный метод сбора информации: анкетирование; методы обработки информации первичный анализ данных, интерпретация. Результаты исследования могут применяться в деятельности любого учреждения культуры и искусства. В ходе исследования были выявлены отрицательные и положительные тенденции деятельности театральных учреждений.

Ключевые слова: отрицательные и положительные тенденции деятельности театральных учреждений, сравнительный опрос зрителей и сотрудников театра, театральные учреждения


THE NOVOSIBIRSK THEATRES: THE COMPARATIVE RESEARCH OF THE AUDIENCE AND THE THEATER STAFF

Pashaeva Margarita Rasimovna
Novosibirsk State University of Economics and Management
postgraduate of the Department of social communications and management sociology

Abstract
In this study we analyze the activity of the Novosibirsk theatres. In the study was used quantative method of elicitation: questionnaire; information processing methods of primary analysis; interpretation. The results of research can be applied in the activities of different culture and arts organization. The research identified the negative and positive tendencies in the activity of the theatres.

Keywords: comparative research of the audience and the theater staff, negative and positive tendencies in the activity of the theatres, theatres


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Пашаева М.Р. Театральные учреждения г. Новосибирска: сравнительный опрос зрителей и сотрудников // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/09/3839 (дата обращения: 24.09.2018).

В современном обществе учреждения культуры и искусства занимают особое положение, являясь, с одной стороны,  частью культурного наследия страны и, выполняя эстетические и нравственные функции. Учитывая  данный аспект, учреждения культуры и искусства особо реагируют на любые изменения конъектуры  социального пространства. С другой стороны, вследствие сокращения государственной поддержки учреждения культуры и искусства столкнулись с новыми неспецифическими для себя видами деятельности. Это привело к тому, что во главу угла ставится потребности и желания аудитории, которые необходимо изучать и практически реализовывать в своей деятельности.

Исследование проводилось на базе государственного автономного учреждения культуры Новосибирской области «Новосибирский театр музыкальной комедии», которое ведет свою историю со 2 февраля 1959 года. На данном этапе Новосибирский театр музыкальной комедии является  один из ведущих музыкальных театров России. Репертуар учреждения  представлен следующими жанрами: оперетта, музыкальная комедия, современные экспериментальные работы в жанре мюзикла, спектакли для детей и юношества.

Целью исследования является проведение сравнительного анализа мнений внешней и внутренней аудитории театра, касающегося деятельности  и развития театра. К внешней аудитории относятся зрители театра, участники сообщества поклонников деятельности театра. К внутренней аудитории относится менеджмент и труппа театра.

Описание выборочной совокупности. Для получения полноценной картины нами были опрошены две целевых группы: внешняя аудитория – 54 респондента, внутренняя аудитория – 27 респондентов (Распределение респондентов по полу представлено в таблице 1).

Таблица 1. Распределение респондентов по полу (чел., %)

Зрители театра Сотрудники театра
Пол респондентов Кол-во человек % Кол-во человек %
Мужской 10 18 12 44
Женский 44 82 15 56
Всего 54 100 27 100

Опрос носил сплошной характер. В опросе приняли участие респонденты в возрасте от 18 до 47 лет, социальный статус которых отражен в таблице 2.

Таблица 2. Отражение социального статуса респондентов

Социальный статус

зрителей театра

Кол-во чел. % Социальный статус сотрудников театра Кол-во чел. %
Студент 20 37 Структура управления 10 37
Рабочий 12 22 Труппа 13 48
Служащий 16 30 Обслуживающий персонал 3 6
Индивидуальный предприниматель 4 7 Другое 1 3
Другое 2 4
Всего 54 100 Всего 27 100

Респондентом было предложено два типа анкет в соответствии принадлежностью к театру.

Первые два вопроса помогли представить картину, касающуюся театрального искусства и посещения театров в целом. Согласно полученным данным, на вопрос «Оцените по 10-бальной шкале уровень театрального искусства в г. Новосибирске» распределение оказалось следующим: большинство сотрудников театра оценили уровень развития театрального искусства на 5 баллов, то есть они поставили среднюю оценку. Мы полагаем, что в данном случае просматривается нежелание высказать мнение относительно реальной ситуации, так как средний балл не отражает действительного отношения. Респонденты-зрители же по этому показателю сходятся на цифре в 8 баллов.

На вопрос «Как часто Вы посещаете театры» 67 % респондентов указали, что посещают театры несколько раз в год, но реже раза в месяц. Сотрудники театры имеют схожее мнение по количеству посещений целевой аудитории театральных учреждений. Результаты позволяют нам с достаточной долей уверенности говорить о том, что в исследовании принимали участие респонденты-зрители, имеющие глубокое представление о предмете нашего исследования.

Следующий вопрос касался исследования предпочтений зрителей. Он позволяет нам выявить некоторые проблемные аспекты в деятельности театра. При ответе на вопрос о том, «Какие жанры постановок новосибирцы предпочитают смотреть больше всего?» менеджмент и труппа театра высказались, что наиболее предпочтительными жанрами для зрителей являются оперетта, комедия и мюзикл (89 %), то есть только те, жанры, которые ставит Новосибирский театр музыкальной комедии. Зрители же придерживаются иного мнения и выбирают в качестве любимого жанра драму (72 %). В соответствии с этим, мы можем говорить о том, что для персонала, являющегося носителями ценностей театра, есть скрытый пласт работы – повышение престижности таких жанров, как оперетта, комедия и мюзикл до уровня драмы.

Для получения полной картины о деятельности театра во всех ее аспектах нам важно было оценить рейтинг исследуемого нами учреждения культуры в сравнении с другими. Мы предложили зрителям следующий вопрос «Составьте Ваш личный рейтинг театров г. Новосибирска (1 – самый любимый, 2 – менее любимый и т.д.)». Респондентам были предложен рейтинговый список из следующих театров: НГДТ им. Афанасьева, театр «Красный факел», НАМТ «Глобус», Новосибирский Государственный Академический театр оперы и балета, Дом Актера, Первый театр, театр «Левобережный», театр Музыкальной комедии, театр «Старый дом».

Согласно полученным данным, для 82% респондентов-зрителей на первом месте располагается Новосибирский Государственный Академический театр оперы и балета. Новосибирский театр музыкальной комедии в большинстве случаях занимает четвертое или пятое место. Иная картина обнаруживается у респондентов-сотрудников: 96 % сотрудников театра ставят свой театр на первое место. Как видим, имеют место существенные расхождения во мнениях. Вероятно, это свидетельствует о том, что в работе театра упускаются из вида некоторые весьма важные аспекты, которые непосредственно касаются театральной жизни. Важно не только ориентироваться на внутреннее мнение, но и проводить мониторинг внешних оценок с целью повышения рейтинга.

Подтверждают наши выводы результаты ответов на вопрос «Кто является главным конкурентом театра музыкальной комедии?». Респонденты-зрители, пользуясь широким подходом к пониманию театрального искусства, указали, что конкурентом Новосибирского театра музыкальной комедии может быть любой театр, однако наиболее частыми ответами являлись «Глобус» и «Красный факел» (52 %). Сотрудники театра использовали узкий подход, и поэтому считают, что театр существует в своей определенной нише и конкурентов у него нет (93 %). Полученные результаты в совокупности с результатами предыдущего вопроса могут указывать на проблемные аспекты осуществления изучаемой деятельности.

Также мы изучили мотивацию зрителей. Как показывают результаты исследования вопроса «Что является для Вас решающим при выборе спектакля», 29 человек (54%) доверяют отзывам друзей, знакомых, для 15 зрителей (28%) важно произведение, по которому поставлен спектакль. Сотрудники театра же полагают, что для зрителей наиболее важна цена билета и актеры, задействованные в театре.

Как видим, респонденты-зрители и респонденты-сотрудники имеют весьма различающиеся представления. Если зрители мотивированы отзывами друзей, то сотрудники театра полагают, что доминирующим мотивом зрителей является цена билета. Такие противоречия могут свидетельствовать о недостаточном изучении мотивации зрителей.

На эти же скрытые проблемы указывают также результаты исследования вопроса «Какие спектакли являются визитной карточкой театра?». Более 60 % сотрудников не могут определить такой спектакль, ответы зрителей же значительно отличаются друг от друга. Вследствие этого можно сделать вывод об отсутствии четкого позиционирования культурного продукта.

Однако мы выявили и сильную сторону исследуемой нами деятельности  в театре. Задавая вопрос респондентам-зрителям «Почему Вы посещаете Новосибирский театр музыкальной комедии?» и респондентам – сотрудникам «Почему зрители, по Вашему мнению, посещают Новосибирский театр музыкальной комедии» мы обнаружили, что мнение зрителей (73 %) и сотрудников театра (85 %) совпадает: большинство ходит в Новосибирский театр музыкальной комедии потому, что им нравится репертуар.

В последнее время, проблема имиджа и репутации учреждения – одна из самых актуальных. Поэтому в исследовании мы решили остановиться на нескольких аспектах имиджа и репутации.

Один из таковых – это наличие логотипа. На вопрос «Помните ли Вы логотип театра?», работники (82 %) и зрители театра (84 %) ответили, что не помнят логотип театра. В случае отсутствия запоминающего логотипа, можно говорить о неполноценности бренда в целом.

Следующий имиджевый аспект касался наличия премий. Распределение ответов на вопрос для сотрудников «По-Вашему мнению, знают ли зрители театра музыкальной комедии о том, что он имеет несколько премий «Золотая маска?» оказалось следующим. Сотрудники театра наиболее предпочтительными считают ответы, где есть семантика того, что зрители точно знают об этом (96 %). Респонденты-зрители же выбирали два варианта ответа: «возможно, где-то слышал, но подробностей не помню» (37 %), «ничего не слышал об этом» (43 %).

Третий имиджевый аспект театра мы связали с имиджем города. На вопрос «Считаете ли Вы театр музыкальной комедии частью имиджа города Новосибирска?» 82 % работников театра ответили, что театр является частью имиджа г. Новосибирска. У респондентов-зрителей этот процент намного ниже. Лишь 46 % зрителей считают, что данное театральное учреждение играет важную роль в позиционировании современного урбанистического пространства.

Деятельность современного театра тесно связана со всеми информационными аспектами, касающимися самых разных вопросов. В исследовании мы проверили несколько таких аспектов.

При изучении распределения ответов на вопрос «Кто является художественным руководителем театра музыкальной комедии?» оказалось, что только 29 % зрителей знают и могут назвать художественного руководителя Новосибирского театра музыкальной комедии. В свою очередь, 63 % работников театра считают, что зрители должны знать художественного руководителя. Большинство же зрителей (67 %) затрудняются с ответом на вопрос «Назовите последние премьеры театра». При этом 63 % работников театра указывают, что зрители с легкостью смогут назвать последние премьеры театра. Очевидны недоработки в исследуемой деятельности, касающиеся изучаемых вопросов.

Подтверждение сделанных нами выводов – в результатах изучения вопроса «Оцените уровень информированности жителей г. Новосибирска о деятельности театра музыкальной комедии». Уровень информированности о деятельности Новосибирского театра музыкальной комедии сотрудниками и зрителями оценивается как средний, в бальном выражении – 5 из 10 баллов.

Вместе с тем, мы обнаружили и положительные аспекты информационной составляющей деятельности театра. На вопрос «Из каких источников Вы узнаете о премьере спектакля театра музыкальной комедии», зрители указали, что театра узнают о премьерах на сайте театра (80 %), работники (70 %) также указывают сайт учреждения как главный канал для выхода на целевую аудиторию.

Вопрос «Опишите в нескольких словах театр музыкальной комедии» в большей мере касался восприятия респондентами театра.. Так, у респондентов-зрителей наиболее частотными были следующие эпитеты – уютный, душевный, родной, скромный, старинный, классический. Первый коннотативный ряд у респондентов-сотрудников полностью совпадал с восприятием респондентов-зрителей – родной, любимый, уютный. А коннотативный ряд второго порядка был противоположный – модерновый, экспериментальный, инновационный.

Подведем итоги. В проведенном нами исследовании мы выявили некоторые проблемные аспекты деятельности театра. Они касались рейтинговых, мотивационных имиджевых, информационных составляющих. Так, зрители оценивают уровень развития театрального искусства на 30 % выше, чем сотрудники театра. Большинство сотрудников театра и зрителей  не смогли вспомнить логотип и выявить спектакль, который является визитной карточкой спектакля, вследствие этого можно сделать вывод об отсутствии четкого позиционирования в области продвижения определенного культурного продукта. Вместе с тем, мы обнаружили и положительные стороны изучаемой деятельности.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Золотова Л. А. Культура и бизнес: новый опыт // Деньги и благотворительность. 2007.  №4.
  2. Кошкина М. Ю. Экономическая сущность некоммерческого сектора культуры и искусства // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2009. № 1.
  3. Официальный сайт Новосибирского театра  музыкальной комедии. URL: http:// http://www.muzkom.ru/ (дата обращения:10.08.2013).
  4. Лагутин А.Б. Информационные проекты в области культуры и компьютерные технологии //  Музей будущего: информационный менеджмент. 2004. № 8.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Пашаева Маргарита Расимовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация