ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СУБЪЕКТИВНОГО КАЧЕСТВА ЖИЗНИ У УЧАСТНИКОВ ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЫ

Эксакусто Татьяна Валентиновна1, Заиченко Александра Анатольевна2
1Южный федеральный университет, доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности, кандидат психологических наук, доцент
2Южный федеральный университет, магистрант кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности

Аннотация
Статья посвящена описанию результатов тренинговой работы, направленной на оптимизацию субъективного качества жизни. Отмечается, что такая работа имеет свою специфику в зависимости от уровня интегрального показателя субъективного качества жизни первоначально диагностируемого у личности. Показано, что рост субъективного качества жизни связан с развитием ценностно-смысловых ориентаций личности, ее целей и устремлений, удовлетворенности жизнью.

Ключевые слова: Субъективное качество жизни, тренинговая работа, удовлетворенность жизнью., цели, ценностно-смысловые ориентации


DYNAMICS OF SUBJECTIVE QUALITY OF LIFE AMONG THE PARTICIPANTS OF TRAINING GROUP

Eksakusto Tatyana Valentinovna1, Zaichenko Alexandra Anatolievna2
1Southern Federal University, associate professor of the Psychology and Safety of Existence Department, PhD in Psychological Science
2Southern Federal University, master student of the Psychology and Safety of Existence Department

Abstract
The paper describes the results of training activities aimed at optimizing the subjective quality of life. It notes that this work is specific, depending on the level of the integral index of subjective quality of life initially diagnosed with personality. It is shown that the growth of subjective quality of life is associated with the development of value-semantic orientations of a person, his goals and ambition, life satisfaction.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Эксакусто Т.В., Заиченко А.А. Динамика показателей субъективного качества жизни у участников тренинговой группы // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/08/3692 (дата обращения: 24.02.2024).

Вопросы субъективного благополучия, качества жизни, удовлетворенности привлекают большое внимание многих исследователей особенно в последние десятилетия. Актуальность этой проблемы вызвана высокими запросами общества к современному человеку как субъекту своей жизни, способствующему развитию социума, его прогрессу. Решение вопроса качества жизни возможно и необходимо не только с точки зрения развития объективных показателей благополучия, но и с точки зрения субъективных, психологических факторов. Другими словами значимы именно ощущения человека, его ценностно-целевые ориентиры, мотивация к достижению результата [1], которые во многом определяют качество жизни человека. Развитие субъективного качества жизни (СКЖ) – возможно в процессе целенаправленной тренинговой работы, способствующей формированию субъектной позиции личности, ее целостности, активности [2].

Субъективное качество жизни определяется нами как совокупность ценностно-смысловых ориентаций, целей, устремлений и степень удовлетворенности ими в различных сферах жизнедеятельности человека [3, с.66]. С целью оптимизации качества жизни субъекта, была разработана и реализована авторская тренинговая программа, опирающаяся на теоретическую модель субъективного качества жизни. В процессе организации тренинговой работы были учтены все необходимые требования: регулярность встреч (еженедельные занятия), их соответствие этапам и структуре тренинговых занятий, стабильность состава группы, общая длительность программы (48 часов). Диагностика субъективного качества жизни личности на разных этапах работы в тренинговой группе осуществлялась при помощи методики «Субъективное качество жизни личности (СКЖ)» (А.А. Заиченко, Т.В. Эксакусто) [4, с.74] и методов обратной связи (анкеты «Дартс», «Градусник»; методики «Лучи», «Шкала оценки»). В тренинговой работе приняли участие 35 человек (3 тренинговые группы).

На первом этапе исследования (до проведения тренинговой работы) было выявлено 11 человек (31%) с высоким интегральным показателем СКЖ, 17 человек (49%) со средним интегральным показателем СКЖ и 7 (20%) – с низким СКЖ. Субъекты с высоким показателем СКЖ характеризуются сформированными личностными смыслами и ценностями, терминальными устремлениями и удовлетворенностью своими достижениями в различных сферах жизни. Субъекты с низким СКЖ характеризуются дисгармонией в структуре ценностно-смысловых ориентаций, неудовлетворенностью собой, неумением отстаивать свои интересы и достигать собственные цели. Респонденты, относящиеся к группе со средним уровнем, обладают дисгармоничным профилем СКЖ и «выпадением» одного (или нескольких) из компонентов СКЖ, что может сопровождаться нереализованностью целей, ценностей либо низкой удовлетворенностью личности в тех или иных сферах жизнедеятельности.

Ориентируясь на полученные уровни СКЖ, работа в тренинговых группах выстраивалась следующим образом. Для субъектов с высоким уровнем СКЖ основной задачей выступала оптимизация субъективного качества жизни, построение новых ориентиров достижения с целью поддержки всестороннего и непрерывного развития творческого и духовного потенциала человека. В табл. 1 представлены результаты СКЖ в среднем по данной группе до начала тренинговой работы, после ее окончания и спустя три месяца.

Таблица 1. Динамика показателей качества жизни у субъектов с высоким уровнем СКЖ

Показатели в баллах/стенах

СКЖ

Ценностно-смысловые ориентации

Цели и устремления

Удовлетворенность

жизнью

До тренинга

467/8

154/8

166/9

147/8

После тренига

482/9

155/8

165/9

162/10

Спустя

3 мес.

501/9

172/9

171/10

158/9

 

Анализируя полученные данные, было выявлено, что в целом по группе показатели СКЖ улучшились, при отсутствии достоверно значимых различий. Нужно отметить, что у субъектов с высоким СКЖ в процессе тренинговой работы, хотя и не произошло значимых изменений, однако положительные сдвиги на уровне тенденций в ценностно-смысловых ориентациях, в постановке новых целей, были обнаружены. Можно говорить о том, что субъекты стали более сознательно относится к себе, более осмысленно подходить к организации своей жизни. Одним из основных изменений в ценностно-целевой структуре респондентов стало принятие ими происходящих событий действительности такими, какие они есть, осознание перспектив роста и возможности реализации своего внутреннего потенциала в различных сферах жизнедеятельности.

Субъекты с низким уровнем СКЖ в процессе тренинговой работы были ориентированы на развитие ценностно-смысловой системы, актуализацию познания себя и мира, осознание детерминант собственного развития и планирование будущих достижений (в табл. 2 указаны результаты динамики показателей СКЖ и уровня его развития).

Таблица 2. Динамика показателей качества жизни у субъектов с низким уровнем СКЖ

Показатели в баллах/стенах

СКЖ

Ценностно-смысловые ориентации

Цели и устремления

Удовлетворенность

жизнью

До тренинга

287/2

104/3

102/2

81/2

После тренинга

402/5

146/6

122/4

134/7

Спустя

3 мес.

385/5

148/7

110/3

107/5

 

После завершения тренинга в данной группе результаты существенно изменились, так у 72% субъектов интегральный показатель СКЖ увеличился и стал соответствовать среднему уровню качества жизни. Были обнаружены достоверные изменения не только по интегральному показателю СКЖ (Т=94 при р>0,05), но и по блокам «Удовлетворенность жизнью» (Т=71 при р=0,001),«Цели и устремления» (Т=172 при р=0,1), «Ценностно-смысловые ориентации» (Т=90 при р>0,05). Выявленная положительная динамика изменений позволяет охарактеризовать данных респондентов по итогам тренинговой работы как более гармоничных, осознающих свои возможности субъектов. Они характеризуются более четкими, сформированными личностными смыслами, что в целом способствует формированию целостности жизненной позиции респондентов и росту их благополучия. При этом нужно отметить, что изменения в сфере целей и устремлений были обнаружены только на уровне тенденций. Другими словами субъекты смогли осознать ценностные ориентиры своего развития, увидеть перспективы роста, однако проявление их активности в постановке конкретных целей и перспектив еще не достаточно высокое.

Важно отметить, что более 50% всех участников тренинговых групп – люди со средним уровнем СКЖ, которые характеризуются достаточной жизнестойкостью, адекватным восприятием себя и окружения, средними показателями благополучия жизни. Коррекционное воздействие в работе с этими респондентами было ориентировано на актуализацию рефлексии собственных целей и подцелей, проектирование будущего, работу по осознанию намерений и дифференциации чувств (т.е. коррекция была ориентирована на “слабый”, “выпадающий” компонент в структуре СКЖ конкретных участников группы) (см. табл. 3).

Таблица 3. Динамика показателей качества жизни у субъектов со средним уровнем СКЖ

Показатели в баллах/стенах

СКЖ

Ценностно-смысловые ориентации

Цели и устремления

Удовлетворенность

жизнью

До тренинга

391/5

135/5

142/6

114/4

После тренинга

458/8

144/6

165/9

149/8

Спустя

3 мес.

466/8

150/7

157/8

159/9

 

Изменение показателей СКЖ в данной группе респондентов характеризуется наличием положительного сдвига по блоку «Удовлетворенностью жизнью» (Т=66, при р=0,01). Их отличает благоприятный жизненный настрой, оптимистичное видение своих перспектив, уверенная позиция и ориентация на достижения в будущем. Субъекты характеризуются повышением осознанности в постановке целей, осмысленности в проектировании будущего и активности в процессе постановки целей (достоверные изменения по блоку «Цели и устремления», Т=89, при р=0,04). По окончании тренинговой работы были обнаружены (на уровне тенденций) изменения в ценностно-смысловых ориентациях (Т=143 при р>0,1). Незначительные изменения в ценностно-смысловой сфере объясняются тем, что они достаточно пролонгированы во времени и предполагают постепенное изменение в структуре личности респондентов. Особенностью данной группы респондентов является то, что характерная для них неустойчивость, неопределенность смысловых ориентиров компенсируется активностью и целеустремленностью в достижении своих целей.

Таким образом, на данном этапе исследования можно заключить, что для всех участников тренинговых групп (не зависимо от уровня СКЖ) по окончании работы характерен сдвиг в строну улучшения показателей (по критерию сдвига Вилкоксона T=3 при р=0,001), более благоприятное представление о жизни в целом. Подтверждением положительной динамики СКЖ у субъектов тренинговой группы выступили результаты оценки обратной связи. Так по результатам анкеты «Откровенно говоря» был сделан вывод, что в процессе тренинга для участников большую значимость имела работа с ценностно-смысловыми ориентациями, направленная на оптимизацию самопознания и осознания своих ориентиров, целей. Реализация открытого диалога в группе способствовала актуализации внутренней работы субъектов, развитию позитивного самоотношения и восприятия событий жизни. Субъекты не просто «отрабатывали» тренинговые занятия, но и осознавали значимость внутренней работы для улучшения внешних показателей жизни.

По результатам оценочной методики «Дартс» было обнаружено, что средний балл в процессе тренинговой работы вырос с 5 до 7,5 (из 10 возможных), а по методике «Градусник» с 5,5 до 8 баллов (из 10 возможных). Методика «Лучи» позволила определить, что после реализации тренинга благополучие и жизненный настрой участников выросли с 6,5 до 8 баллов (из 10 возможных). Данные изменения в показателях можно объяснить тем, что большинство субъектов до начала тренинговой работы достаточно поверхностно и нечетко представляли перспективы своей жизни, были более подвержены влиянию социальных стереотипов и неустойчивы в собственных предпочтениях. Однако в процессе открытого тренингового общения (способствующего изменению системы отношений человека к миру, себе и другим) обнаружился устойчивый рост активности и вовлеченности, общий положительный настрой и удовлетворение от новых открытий. Это отражает субъектные изменения в структуре личности участников, их стремление к поиску своего Я и самореализации в жизни. Другими словами участники стали осознавать необходимость субъективной работы направленной на саморазвитие и самореализацию, открытие новых возможностей (рост профессиональных успехов, налаживание социальных контактов и др.), что во многом способствует улучшению качества жизни.

Таким образом, можно заключить, что оптимизация показателей качества жизни у респондентов вне зависимости от уровня СКЖ способствует раскрытию потенциала и внутренних возможностей субъектов. Данное исследование раскрывает перспективы психокоррекционной, профилактической, просветительской деятельности направленной на оптимизацию субъективного качества жизни человека. Таким образом, в условиях неопределенности и нестабильности объективного мира, можно поддерживать благополучный уровень жизни населения и формировать личность, готовую к инновационным преобразованиям и творчеству посредством целенаправленной работы, связанной с формированием осознанной субъектной позиции человека, его уверенности в достижении целей, понимания системы ценностей гражданского общества.


Библиографический список
  1. Эммонс Р. Психология высших устремлений. М, 2003, 416 с.
  2. Заиченко А.А. Апробация тренинговой программы «Субъективное качество жизни личности» // Известия ТТИ ЮФУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика». 2012. №10. С.178 – 185.
  3. Эксакусто Т.В., Заиченко А.А. Конструирование и апробация методики «Субъективное качество жизни (СКЖ) личности» // Вестник Санкт-петербургского университета. 2012. Сер.12. Вып. 4. С.64 – 84.
  4. Эксакусто Т.В., Заиченко А.А. Конструирование и апробация методики «Субъективное качество жизни (СКЖ) личности» // Вестник Санкт-петербургского университета. 2012. Сер.12. Вып. 4. С.64 – 84.


Все статьи автора «Эксакусто Татьяна Валентиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: