УДК 355.233.23

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Дзюбенко Олег Леонидович1, Бертлеуов Кабыржан Аккуаналы1
1Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина» (г. Воронеж)

Аннотация
Военная доктрина РФ на настоящем этапе предусматривает как качественное совершенствование Вооруженных Сил, так и повышение эффективности системы подготовки военных специалистов, а следовательно, предъявление новых требований к уровню профессионализма выпускников военных вузов.

Ключевые слова: военные специалисты, Вооруженные Силы РФ, профессиональная подготовка


PEDAGOGICAL ASPECTS OF IMPROVING THE PROFESSIONAL TRAINING OF MILITARY SPECIALISTS

Dzyubenko Oleg Leonidovich1, Bertleuov Kabourzhan Akkuanalou1
1Military educational-scientific center of air forces «The air force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Gagarin (Voronezh)

Abstract
The military doctrine of the Russian Federation at the present stage provides for a qualitative improvement of the Armed Forces, and to increase the efficiency of the system of training of military specialists, and, consequently, to apply the new standards to the level of professionalism of graduates of military higher educational institutions.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Дзюбенко О.Л., Бертлеуов К.А. Педагогические аспекты совершенствования профессиональной подготовки военных специалистов // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/08/3623 (дата обращения: 26.05.2017).

Инновационные изменения в сфере образования должны быть направлены на все аспекты подготовки специалистов: организационные схемы; образовательные технологии; процессы интеграции обучения и воспитания с научными исследованиями и производственной деятельностью; методическое, информационное и материально-техническое обеспечение учебного процесса, а также его кадровое сопровождение.

Возрастающие требования к будущим военным специалистам определяют изменение приоритетов в организации образовательного процесса в военных вузах, его направленность на личностно-профессиональный рост выпускника, на обеспечение условий для раскрытия его потенциала и непрерывное формирование профессиональной компетентности.

Основной задачей военного вуза является подготовка военных специалистов, отвечающих современным требованиям профессиональной деятельности. При организации образовательного процесса в вузе перед профессорско-преподавательским составом возникает проблема поиска новых форм, методов и технологий, позволяющих повысить качество подготовки будущих офицеров. В настоящее время в Военном учебно-научном центре ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина» (г. Воронеж) наряду с традиционными апробируются и внедряются новые информационные технологии обучения, в частности, с применением компьютерных виртуальных симуляторов [1].

В определение «компетентность» исследователи включают три составляющие – когнитивную (знание и понимание), деятельностную (практические и оперативное применение знаний) и ценностную (ценности как органическая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте). Профессиональную компетентность военного специалиста мы рассматриваем как базисную характеристику личности военного специалиста, которая проявляется в способности к выполнению боевых задач и задач повседневной деятельности. Она характеризуется фундаментальностью знаний, многофункциональностью, междисциплинарностью, требует интеллектуальных, автономных, поисково-творческих и рефлексивных действий.

В соответствии с названными компонентами все педагогические условия формирования профессиональной компетентности у военных специалистов объединим в следующие группы: мотивационно-ценностные, содержательно-целевые, поисково-творческие, организационно-деятельностные и другие условия, активизирующие познавательную деятельность курсантов.

Уточним понятие «педагогические условия». В философии категория «условие» трактуется как выражение отношения предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может, как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. Условие составляет ту среду, обстановку, в которой явления, процессы возникают, существуют и развиваются [2].

В современной педагогической и психологической литературе категория «условие» рассматривается как видовая по отношению к родовым понятиям «среда», «обстоятельства», «обстановка», что расширяет совокупность объектов, необходимых для возникновения, существования, изменения педагогической системы. Педагогическая трактовка данной категории представлена в работах В.И Андреева, который рассматривает условие как целенаправленный отбор, консультирование и применение элементов содержания, методов обучения и воспитания для дидактических целей [3].

Под педагогическими условиями формирования профессиональной компетенции военных специалистов к будущей профессиональной деятельности мы понимаем совокупность внешних и внутренних обстоятельств образовательного процесса в военном вузе, от реализации которых зависит процесс адаптации курсантов к профессиональной деятельности. Педагогические условия выступают при этом необходимым компонентом профессиональной подготовки курсантов, учитываются при организации образовательного процесса военного авиационного вуза, которые позволят обеспечить высокий уровень адаптации военных специалистов к профессиональной деятельности.

Рассмотрим педагогические условия формирования профессиональной компетенции военных специалистов.

Мотивационно-ценностные условия включают: формирование ценностного отношения курсантов к развитию субъектной активности; формирование потребности к освоению, осуществлению и творческому преобразованию своей профессиональной деятельности военного специалиста. Среди содержательно-целевых условий мы выделяем: функциональную ориентацию виртуального симулятора на использование активных методов и интенсивных форм обучения; формирование модельного мышления путем наглядного моделирования исследуемых процессов посредством виртуального симулятора; алгоритмизацию учебно-познавательной деятельности и др. Организационно-деятельностные условия относятся как к деятельности преподавателя, так и к деятельности курсанта. Условиями эффективной деятельности преподавателя являются: предварительная подготовка преподавателей к внедрению обучения с применением виртуальных симуляторов; владение преподавателем методикой информационной технологии обучения с применением виртуальных симуляторов; умение преподавателем применять методы проблемного обучения в изучении учебного материала с использованием виртуальных симуляторов; оптимальное сочетание дидактических возможностей виртуальных симуляторов с этапами учебно-познавательной деятельности будущих специалистов наземного обеспечения ВВС и др. Поисково-творческие условия включают: целенаправленность на результат обучения; формирование умений курсантов самостоятельно конструировать образовательную и поисковую деятельность при работе с виртуальным симулятором; вырабатывание курсантами умений применять виртуальный симулятор в качестве «прибора» поисковой деятельности. Из других условий, активизирующие познавательную деятельность курсантов, мы выделили следующие: рефлексивные (овладение четкостью и последовательностью выполняемых операций, развитие у курсантов навыков самоконтроля, выбор возможностей реального объекта изучения для выполнения поставленной задачи и др.); обеспечение возможности самостоятельного управления ситуацией; выбор режима учебной деятельности и т.д.

Таким образом, соблюдение рассмотренных педагогических условий поможет обеспечить наиболее полное раскрытие возможностей применения виртуальных симуляторов в учебном процессе военного авиационного инженерного вуза, что окажет положительное влияние на формирование профессиональных компетенций военных специалистов.


Библиографический список
  1. Козирацкий Ю.Л. Методическое сопровождение внедрения современных информационных технологий в учебный процесс в военном вузе / Ю.Л. Козирацкий, О.Л. Дзюбенко. // Современные исследования социальных проблем. – 2010. – №3. – С. 38-41.
  2. Краткий философский словарь / А.А. Алексеев. – М.: Проспект, 2009. – 492 с.
  3. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития – Казань, Центр инновационных технологий, 2006 г. – 608 с.


Все статьи автора «enot1881»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: