УДК 304.9

СЕТЕВОЕ МЫШЛЕНИЕ – ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОСТИ

Крюкова Олеся Викторовна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Студентка

Аннотация
Данная статья рассматривает мышление как современный сетевой феномен. Изучено влияние сетевого и клипового мышления на развитие и становление личности индивида, выявлены отрицательные и положительные стороны воздействия Интернета на человека. Сетевое мышление активно влияет и изменяет мировоззрения людей, а также способствует развитию новейших видов коммуникации, независимости и творческих начал, ведёт к созданию цивилизации нового типа.

Ключевые слова: Всемирная сеть, глобальная информатизация, Интернет, клиповое мышление, компьютерные технологии, МЕТ – мышление., мышление, сетевое мышление, сетевой феномен


NETWORK THINKING - A PHENOMENON OF THE PRESENT

Krukova Olesya Viktorovna
Belgorod State National Research University
Student

Abstract
This article considers thinking as a modern network phenomenon. The influence of the network and the video clip on the development of thinking and the personality of the individual, identified the negative and positive aspects of the Internet's impact on humans. Network thinking actively influences and changes the outlook of people and contributes to the development of new types of communication and creative independence began, leading to the creation of a new type of civilization.

Рубрика: Культурология, Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Крюкова О.В. Сетевое мышление – феномен современности // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/07/3558 (дата обращения: 27.05.2017).

Наше современное общество вступило в новый, информационный период глобальной цивилизации. Прежде всего, это связанно с возникновением и развитием в широком масштабе новейших форм и способов деятельности, активное участие человека в преобразовании общества (виртуализация реальности, компьютерные технологии, Всемирная сеть и т.п.), которые делают нашу жизнь удобной, достойной и легкой, производят новые формы отчужденности человека, в том числе мыслительных и идеально-информационных продуктов от природных, первоосновных, онтологических основ его жизнедеятельности.

Синхроничность процессов формирования мышления социальной действительности и научной теории и практики столь потрясает, что стохастические процессы беспокоят многих ученых уже не только в связи с закономерностями отдельных малых групп и сообществ, но в связи с особенностями развития социума, того феномена, который притягивает всеобщее внимание со стороны общества своей широкомасштабностью, самостоятельностью, спонтанностью и стихийностью. Имя ему Интернет [1, с. 223].

Изучая особенности развития сетевого мышления, можно выдвинуть гипотезу: мышление есть современный сетевой феномен. Таким образом, действия человеческого мышления можно представить с точки зрения сетевых эффектов общества и организации человеческого мозга. Рассуждая в данном направлении, можно сделать два утверждения: человек мыслит посредством сети, следовательно, сеть мыслит обществом. В настоящее время, с появлением так называемого «Царства безграничных возможностей» – Интернета, когда сетевые феномены станут замеченными более четко, мы подойдем к владению мыслительной ситуации как сетевой ситуации. В данном случае будет преобладать зависимость нашего общества от сети, взаимосвязь и взаимовлияние Интернета на человека. Изменится сетевое видение общества и человека.

Сегодня Интернет – это не только новая технология, которая не имеет пространственных границ и временных рамок. Это еще и новое информационное пространство, а для многих и вовсе – подлинная среда их повседневной жизни. Можно утверждать, что Всемирная сеть является не только как техническое средство, а представляется нам социально новым явлениемгде центром становится появление
новых форм бытия.

Мы часто не задумываемся над тем, что Интернет имеет и положительные и отрицательные стороны. Сеть создает не только новые формы отчуждения и самоотчуждения человека, но и создает все возможные условия для образования форм свободного самовыражения человека, его сообщества, отдельных малых и больших групп и субкультур, для творческого развития человека, дает гарантию группам и индивидам на свободную публичность при соблюдении своих свобод и прав другого, установленной анонимности и близости, а это значит, перемещает человека в новое пространственное поле, сопряженное как трудностями, опасностями, так и гарантиями его безопасности и спокойствия. Интернет основал новую парадигму мыслительных операций – сетевое мышление (или так называемое МЕТ-мышление).
Изменение и становление личности индивида происходит под влиянием Интернета. Становление «нового человека» влечет за собой изменение в самокоррекции, психологии и адаптации человека к условиям жизни, интеллектуальности и культуры, формирует новый стиль демонстрации собственной личности и идентификации человека [2, с. 224].

Сетевое мышление можно отнести к феномену современности, который активно влияет и изменяет мировоззрения людей, доминирующие в современном обществе. С другой стороны, сетевое мышление способствует развитию новейших видов коммуникации, независимости и творческих начал, ведёт к созданию цивилизации нового типа.

Рассматривая сеть как важнейший социально-антропологический феномен современного общества, можно сказать, что он задает направление и стиль мышления человеку, его поступкам, преображает сферу деятельности человека, изменяет действия общества и окружение человечества в целом.

Особенно сильно Интернет влияет многие продукты деятельности человека. Это заметно в средствах массовых коммуникаций: «Интернет-телевидение», «блогосфера», «интерактивное СМИ». Научными исследованиями доказано, что масс-медиа становятся средствами индивидуальной коммуникации. Это означает, что мы проходит этап «от человека (технологизированного) к человеку (технологизированному же)». СМИ образовали оборотную связь со своим клиентом (возникло интерактивное общение с телезрителем, радиослушателем и т.п.).

Немецкого ученого и философа Фредерика Вестера возмущал тот факт, что наш образованный, талантливый народ не хочет мыслить системно и подвергается «сетевому» мышлению, мышлению внутри реальных взаимоотношений вещей». Погружаясь в мир изолированного специализированного мышления, мы допускаем глобальные погрешности, ведь данное мышление не соответствует естественно – закономерным данностям.

Сетевое мышление на современном этапе его развития имеет ряд характерных черт, соединенных в первую очередь с расширением пространственного восприятия и безграничным доступом к неограниченному количеству разнообразной информации:

- Поиск информации затрагивает минимальное количество времени, что максимально приближено к непосредственному темпо-ритму мышления человека.

- Доступ к безграничному потоку информации, данным ресурсов сети значительно облегчает запоминание и хранение информации в памяти человека.

- Любой пользователь сети может в реальном времени принять участие с массовой коммуникации.

- Пробуждение чувства внутренней свободы личности и беспредела, доходя до неуязвимости. Интернет общение для всех становится доступной и равной.

- Каждый человек способен высказать свою точку зрения, возразить в неправильности, разделить свои впечатления с окружающими. Это создает культ субъективной публичности человека.

- Создание сетевых структур объединяет всех участников сети в целостный организм с отсутствующим центром.

- Большое скопление людей дает возможность соблюдать анонимность, а значит иметь личную безопасность коммуникантов.

Такое принципиальное трансформирование условий процессов знания естественным образом оказывать влияние на мышление человека, ослабляя одни свойства и развивая другие [3, с. 174].

Всемирная сеть выработала широкоуниверсальный формат передачи информации – так называемую последовательность актуальных клипов. Люди способны легко воспринимать и трактовать клип так, как сам человек погружен в этот реальный мир. Конечно же, не все так замечательно, как выглядит на первый взгляд, ведь, ввиду подачи информации по фрагментам и разнесению объединенных событий по времени, человеческому мозгу просто не по силу осознавать и овладевать связями между событиями. Появление клипового мышления – это отклик на выросшее большое количество передаваемой и получаемой информации.

Теории этапов развития цивилизации М. Маклюэна являются подтверждением этому: «…общество, находясь на современном этапе развития, трансформируется в «электронное общество» или «глобальную деревню». Канадский философ, теоретик электронных СМК считает, что «электронный мир» позволяет многомерно воспринимать мир. Всестороннее развитие электронных средств общения ведет к возвращению человеческого мышления к дотекстовому периоду» [4, с. 312].

Словосочетание «клиповое мышление» за период своего существования начинает приобретать сильно проявленную отрицательную коннотацию, прежде всего это относится к молодому поколению. Считается, что клиповое мышление катастрофично, ведь подростки и молодежь читают урывками, слушают музыку в автомобилях, посредством мобильных средств, т.е. принимают сообщения пульсами, фокусируясь не на идеи, а на отдельных образах и сиюминутных вспышках. На самом ли деле только подростки и молодежь подвержены клиповому мышлению? Действительно ли это плохо?

Негативные стороны данного мышления состоят в том, что наш современный мир образует мозаичную форму разрозненных, мало соединенных между собой фактов, частей и информации. Сменяя друг друга, и часто требуя новых, люди привыкают к изменившейся среде (возникает потребность слушать музыку, просматривать фото и видео, общаться с друзьями в чатах, непрерывно находиться в сети, погружаться в виртуальные онлайн игры и т.п.). За последнее десятилетие возрос темп обмена информацией, произошла глобальная информатизация всего населения, что дает подростку быть уверенным в том, что любую сложную задачу можно просто решить с наименьшими затратами сил и временем. Клиповое мышление – подразумевает упрощение, т.е. оно «забирает» всю глубину изучения, освоения материала. Данное мышление нацеливает человека на легкий способ добычи информации.

Оборотной стороной медали является то, что клиповое мышление можно использовать как защита организма на информационную перегруженность человека. Если учесть то информационное поле, которое испытывает, видит и чувствует за целый день человек, плюс Интернет, то ничего потрясающего в этом нет, что его мыслительные процессы изменяются, подстраиваются и адаптируются к новому окружающему миру. Клиповое мышление – это новое в развитии взглядов человека, отношений с информацией, который завязался, не вчера и исчезнет точно не завтра. Как говорил Л.Н. Толстой: «Короткие мысли тем хороши, что они заставляют серьезного читателя самого думать».

Современные дети, зависимые от интернета могут одновременно выполнять несколько действий сразу: слушать музыку, смотреть телевизор, общаться, сидеть в социальных сетях, выполняя при этом школьные домашние задания. Безусловно, расплачиваются дети за многозадачность невнимательностью, рассеянностью, гиперактивностью и т.д.

Таким образом, удивительные информационные технические достижения человека оказывают воздействие на психику человека и зарождают новые мыслительные парадигмы. Сетевое мышление представляет собой свободу воли, выбора во всемирной глобальной сети. Клиповое мышления дает человеку беспрепятственно добираться до беспрецедентного числа информации и сообщений. Данные научных достижений показывают, что с каждым годом всемирная паутина превращает человека в рассеянных и легкомысленных потребителей, основательно воздействуя на процессы, проистекающие в нашей голове.


Библиографический список
  1. Игнатов М.А. Сетевое мышление: феномен самоорганизации (философский анализ)/ В.П. Римский, М.А. Игнатов// Социально-гуманитарные знания. Региональный выпуск. – Краснодар, 2009. – С. 223-228.
  2. Игнатов М.А. Сетевое мышление: феномен самоорганизации (философский анализ)/ В.П. Римский, М.А. Игнатов// Социально-гуманитарные знания. Региональный выпуск. – Краснодар, 2009. – С. 223-228.
  3. Маклюэн Г.М. Понимание медиа: внешние расширения человека/ Г.М. Маклюэн // Центр фундаментальной социологии. Перевод с английского В. Г. Николаева. М.: Канон-пресс, 2003. – 464 с.
  4. Маклюэн Г.М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего/ Г.М. Маклюэн. – М.: Академический проект, 2005. – 496 с.


Все статьи автора «Крюкова Олеся Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: