УДК 94 (47). 084. 8

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ ПСКОВСКОГО РАЙОНА ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1940-Х ГГ.

Фролов Василий Владимирович
Псковский филиал Санкт-Петербургского государственного экономического университета (Институт управления)
ст. преподаватель кафедры гуманитарных и естественных наук, учитель истории МБОУ «Середкинская средняя общеобразовательная школа»

Аннотация
В данной статье рассматривается процесс организации деятельности прокуратуры Псковского района Псковской области во второй половине 1940-х гг. Эта работа написана на основе архивных материалов прокуратуры Псковской области. Она может быть полезна и интересна всем тем, кто интересуется историей отечественной прокуратуры.

Ключевые слова: послевоенные годы, прокуратура Псковского района Псковской области, прокурорский надзор, районный прокурор


ORGANIZATION OF THE ACTIVITY OF THE PROSECUTOR'S OFFICE OF THE PSKOV DISTRICT OF PSKOV REGION IN THE SECOND HALF OF THE 1940S

Frolov Vasiliy Vladimirovich
Pskov branch of the St. Petersburg State University of Economics (Institute of management)
Senior Lecturer, Department of Humanities and natural Sciences, Teacher MBOU «Seredkinskaya Secondary School»

Abstract
This article examines the process of organizing the Prosecutor's Office of the Pskov district of Pskov region in the second half of the 1940s. This paper is based on archival material prosecutors Pskov region. It would be useful for everybody who is interested in the history of Russian Procurator’s offices.

Keywords: district prosecutor, postwar years, Prosecutor's Office of the Pskov district of Pskov region, public Prosecutor's supervision


Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Фролов В.В. Организация деятельности прокуратуры Псковского района Псковской области во второй половине 1940-х гг. // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/07/3543 (дата обращения: 31.03.2019).

23 августа 1944 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об образовании Псковской области в составе РСФСР» было утверждено представление Президиума Верховного Совета РСФСР об образовании нового самостоятельного региона – Псковской области. Почти сразу в новообразованном регионе началось формирование своей самостоятельной правоохранительной системы: органов МВД, госбезопасности, суда и прокуратуры.

Создание областной прокуратуры началось 15 сентября 1944 г. с прибытия командированных в Псков 9 оперативных работников прокуратуры Ленинградской области и одного секретаря [1, л. 75.]. В свою очередь в районах новообразованного региона также началось постепенное формирование местных прокуратур.

В данной статье мы рассмотрим, как происходила организация деятельности прокуратуры Псковского района Псковской области в такой тяжелый исторический момент для нашего государства, как вторая половина 1940-х гг. (окончание Великой Отечественной войны, начало новой территориально-административной реформы, усиление культа личности Сталина).

Построение органов прокуратуры на региональном уровне в интересующий нас период времени, было основано на строгом соподчинении, при единстве деятельности всей системы. Каждый прокурор был подчинен только вышестоящему прокурору и ему подотчетен, причем, для выполнения своих функций высшего надзора за законностью, он был наделен всей полнотой прокурорской власти [7, с. 45].

Начальные звенья системы прокурорских органов (районные и городские прокуратуры), по своей структуре являлись простыми органами. Внутри этих прокуратур не было каких-либо подразделений (отделов или управлений). Численность аппарата районных и городских прокуратур зависела от объема выполняемой каждым органом работы [7, с. 100.]. В крупных районах или городах прокурор имел заместителя, одного или нескольких помощников, двух и более следователей [8, с. 26.].

В 1945 г. штат Псковской районной прокуратуры (без вспомогательного персонала) состоял из 5 человек: прокурора, двух помощников прокурора и двух народных следователей.

15 сентября 1944 г. прокурором Псковского района был назначен Константин Степанович Дребезгов. Он стал первым послевоенным прокурором района. До этого времени К.С. Дребезгов работал народным судьёй (2 года), адвокатом (5 лет), прокурорским работником (6 лет) в г. Ленинграде, то есть имел достаточный опыт для того, чтобы руководить районным подразделением прокуратуры Псковской области. Константин Степанович не имел высшего юридического образования. При этом окончил годичные юридические курсы при Народном комиссариате юстиции СССР и четырехмесячные курсы при Военной коллегии Верховного Суда СССР. С 1920 г. К.С. Дребезгов являлся членом ВКП (б) (в то время данный факт очень сильно способствовал продвижению по карьерной лестнице – В.Ф.) [4, л. 24].

У прокурора К.С. Дребезгова было два помощника: Василий Федорович Скотников и Эдуард Анатольевич Янушкевич. Оба этих прокурорских работника были моложе своего начальника, и практически не имели опыта работы в правоохранительных органах. Должность народного следователя при прокуроре К.С. Дребезгове занимала Антонина Михайловна Журавлева (второе место народного следователя некоторое время в прокуратуре Псковского района оставалось вакантным – В.Ф.)

На своей должности Константин Степанович проработал недолго. Во многом «из-за плохого отношения к порученной работе», так как «свое назначение на работу в Псковский район считал наказанием и жил настроением возвращения в г. Ленинград» [4, л. 26]. В 1946 г. новым прокурором Псковского района была назначена А.С. Драчева, которая также долго не проработала в данной должности, так как была переведена на работу в центральный аппарат областной прокуратуры [2, л. 3]. Таким образом, в 1949 г. должность прокурора Псковского района занимал А.Г. Богаченко (впоследствии прокурор г. Пскова – В.Ф.) [3, л. 8].

Сменяемость помощников и народных следователей в районной прокуратуре была также достаточно частой. Подобная текучесть прокурорских кадров была характерна для всех районных прокуратур Псковской области.

Каково же было распределение обязанностей в районной прокуратуре между её основными сотрудниками во второй половине 1940-х гг.?

Согласно тогдашнему законодательству, прокурор района являлся основным звеном системы органов советской прокуратуры. Через него главным образом осуществлялась связь прокуратуры с массами, с населением страны. Он выполнял все функции прокурорского надзора на территории района [8, с. 26].

Между прокурором района и его помощниками проводилось распределение обязанностей по работе, как по основным ее направления (например, по общему надзору, надзору за рассмотрением в судах уголовных и гражданских дел, надзору за следствием), так и вспомогательным (например, систематизация законодательства), тем самым достигалась определенная специализация прокурорских работников по отраслям прокурорской деятельности [7, с. 100].

Народные (районные) следователи расследовали наиболее важные категории уголовных дел на территории своего района. При этом самостоятельность следователей была серьезно ограничена административным руководством со стороны прокуроров, «который мог в любой момент отобрать у следователя дело, передать его другому следователю или взять в собственное рассмотрение, а также дать указание закрыть дело» [6, с. 483.].

Работники районных прокуратур могли осуществлять надзор и следственную работу только в рамках своей административной единицы и находились в прямом подчинении центрального аппарата областной прокуратуры.

В 1945 – 1949 гг. в деятельности прокуратуры Псковского района (как и других районных прокуратур региона) следует выделить следующие основные направления: 1) надзор за сохранностью государственной и общественной собственности, соблюдением законности в хозяйственных отношениях; 2) борьба с преступностью; 3) надзор за охраной прав граждан; 4) работа по разъяснению советского законодательства местному населению [9].

Особое внимание районная прокуратура уделяла борьбе с преступностью. Согласно данным прокурора А.С. Драчевой в первые послевоенные годы в Псковском районе увеличилось число таких преступлений, как растраты (с 10 дел в 1946 г. до 48 дел в 1947 г.); кражи личного имущества граждан (с 28 дел в 1946 г. до 52 дел в 1947 г.); убийства (с 1 дела в 1946 г. до 7 дел в 1947 г.); спекуляция (с 7 дел в 1946 г. до 14 дел в 1947 г.); появились случаи взяточничества (4 дела в 1947 г.). С другой стороны уменьшилось количество таких преступлений, как хулиганство (с 14 дел в 1946 г. до 9 дел в 1947 г.); незаконное хранение оружия (с 5 дел в 1946 г. до 2 дел в 1947 г.); небрежное отношение к лошадям (с 6 дел в 1946 г. до 2 дел в 1947 г.) [2, л. 3].

В данный период времени на территории района «резко сокращается число дел оконченных органами милиции и увеличивается количество дел оконченных районной прокуратурой» [2, л. 5]. Так, в 1946 г. районной милицией было окончено и направлено в суд 192 дела (месячная нагрузка 16 дел). Следователи прокуратуры в 1946 г. окончили 53 дела (месячная нагрузка 4,4 дела), то есть прокуратурой за обозначенный год было расследовано 23% всех дел возникших на территории Псковского района. Во втором полугодии 1947 г. милицией было окончено 65 дел (месячная нагрузка 10,8 дела). Следователи прокуратуры за данный период времени окончили 75 дел (месячная нагрузка 12,5 дела), то есть 53,5% дел возникших в районе были расследованы именно прокуратурой. Таким образом, мы можем сделать вывод, что на территории Псковского района «всю тяжесть следственной работы прокуратура взвалила на свои плечи» [2, л. 5].

В работе сотрудников прокуратуры Псковского района того периода времени было много упущений и недостатков. Так, например, согласно данным прокурора уголовно-судебного отдела Псковской областной прокуратуры Ф.И. Сердечного в деятельности районной прокуратуры были выявлены следующие недостатки: 1) низкое участие прокурора в суде по делам важнейших категорий; 2) нерегулярные проверки уголовных дел в суде; 3) недостаточная подготовка прокурора к судебным заседаниям [4, л. 26]. Прокурор следственного отдела Дробинский отмечал, что «следователи при расследовании дел планы не составляют, в наблюдательных производствах имеются лишь обвинительные заключения. По многим законченным делам обвинительные заключения находятся в папке следователя и наблюдательные производства вообще не заведены» [5, л. 33].

В результате всего выше изложенного можно сделать вывод о том, что, несмотря на тяжелую экономическую и социально-политическую обстановку «позднего сталинизма», на территории Псковского района (как и на всей территории Псковской области) удалось наладить работу органа (районной прокуратуры), способного выполнять, с той или иной степенью эффективности, возложенные на него функции по осуществлению надзора за законностью на определенной территории.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Архив прокуратуры Псковской области. Д. 74.
  2. Государственный архив Псковской области (ГАПО). Ф. Р-249. Оп. 2. Д. 4.
  3. ГАПО. Ф. Р-249. Оп. 2. Д. 8.
  4. ГАПО. Ф. Р-1472. Оп. 4. Д. 14.
  5. ГАПО. Ф. Р-1472. Оп. 4. Д. 54.
  6. Говоров И.В. Государство и преступность в Советской России в 1945 – 1953 гг. (на материалах Ленинграда и Ленинградской области): Дис. … док. ист. наук: 07.00.02. СПб, 2004.
  7. Мурашин Г.А. Органы прокуратуры в механизме советского государства. Киев, 1972.
  8. Тадевосян B.C. Прокурорский надзор в СССР. М., 1956.
  9. Фролов В.В. Основные направления деятельности прокуратуры Псковской области в послевоенное десятилетие (1944 – 1955 гг.) // Гуманитарные научные исследования. – Октябрь, 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/10/1836 (дата обращения: 07.07.2013).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Фролов Василий Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация