Послевузовское образование в современном мире с его постоянно меняющимися стандартами и нормами носит одну из важнейших ролей в системе получения образования в целом. В связи с тем, что ценность высшего образования упала, а его доступность выросла, возникает вопрос о повышение общепринятых стандартов хорошего образования. Сейчас для того, чтобы в обществе выглядеть высокообразованным человеком, уже недостаточно иметь просто высшую квалификацию, соответственно, интерес к повышению уровня подготовки и переподготовки кадров высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников растет, то есть актуализируются проблемы изучения послевузовского образования. Традиционно под понятием «послевузовское образование» понимают систему повышения квалификации лиц, имеющих высшее образование.
Послевузовское профессиональное образование выполняет несколько функций:
- дает высшую образовательную квалификацию, основанную на освоении программ сверх вузовской подготовки;
- позволяет приобрести статус педагогического работника для ведения образовательной деятельности в системе главным образом высших учебных заведений;
- служит для развития научной деятельности и подготовки кадров для науки;
- делает доступным получение образования по иной специальности на условиях, отличных от получения первого образования;
- охватывает любые образовательные отношения, усовершенствующие профессиональную основную подготовку в связи с развитием науки и общественно-техническим прогрессом.[1]
Послевузовское профессиональное образование можно получить в аспирантуре (адъюнктуре) или докторантуре высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, научных организаций. Или же с помощью квалификационной работы, т.е. диссертации на соискание ученой степени кандидата наук или диссертации на соискание ученой степени доктора наук, по совокупности научных работ. По окончании обучения слушателям присваивается ученая степень и выдается соответствующий документ государственного образца об ученой степени (диплом кандидата наук или диплом доктора наук). Максимальный срок обучения – три года в очной форме, четыре года в заочной форме. Исключение составляют отдельные специальности научных работников технических, естественных отраслей наук, срок обучения по которым может составлять четыре года в очной форме, пять лет в заочной форме.
По мнению Зубовой Л.Г., за последние годы в системе послевузовского образования накопились серьезные проблемы. Одной из таких проблем является увеличение спроса на послевузовское образование и ученые степени у лиц, не занимающихся преподавательской или научной деятельностью, что приводит к расширению платности образования, снижению качества диссертационных работ и даже диспропорции в подготовке специалистов разных профессий. То есть, система послевузовского образования перестает выполнять свою первостепенную функцию – воспроизводство научных кадров. [2]
Согласно опросам экспертов [2], оптимальными путями развития послевузовского образования являются сохранение или восстановление лучшего отечественного опыта и достижений в области подготовки кадров, а также более активное интегрирование России в систему Болонского образования. Одно из главных направлений в рамках Болонского процесса – структурированность подготовки, которая заключается в двух составляющих, первая из которых направлена на расширение и углубление знаний в предметной области, а вторая – на развитие коммуникационных, управленческих и организационных навыков. Развитие по этой траектории предполагает использование различных механизмов и инструментов регулирования процесса подготовки кадров высшей квалификации – макроэкономических, нормативно – правовых, структурно – организационных, управленческих, финансовых, стимулирующих, кадровых ресурсных, международных, консолидирующих.
Такие модернизации постепенно включаются в систему образования России, например, одной из новейших систем послевузовского медицинского образования является обучение по системе кредитов – Кредитная система ECTS – European Credit Transfer System – единая система оценивания, позволяющая обеспечить прозрачность и сравнимость программ обучения и образовательных квалификаций. В виде пилотного проекта технология применения системы накопительных кредитов использована Федерацией анестезиологов-реаниматологов РФ, кафедрой анестезиологии и реаниматологии ФППОВ МГМУ им. И.М. Сеченова.[3] Такой подход позволяет сохранить очень важный принцип сочетания имеющихся национальных традиционных форм образования с инновационными технологиями и осуществить плавный переход к Европейским образовательным традициям.
Таким образом, система подготовки кадров высшей квалификации подошла к такому этапу, на котором отрицание новых образовательных технологий невозможно, поэтому исследования в данной области можно считать приоритетными и в целом необходимыми.
Библиографический список
- Курцев, И. Система послевузовского профессионального образования [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.isras.ru/files/File/Vlast/2010/12/Kurzev.pdf/ Власть. – 2010г. – №12 . – С. 91-94.
- Зубова, Л.Г. Проблемы послевузовского профессионального образования в оценках экспертов [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.isras.ru/abstract_bank/1210166177.pdf
- М.А. Выжигина, Ж.М. Сизова, Е.В. Ших. Система кредитных единиц в послевузовском профессиональном образовании врачей.// Медицинское образование и профессиональное развитие. – 2010г. – №1. – С. 25-32.