ПРОБЛЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ельчина Анастасия Сергеевна
Юго-Западный государственный университет

Аннотация
Статья подготовлена в рамках реализации программы развития деятельности студенческих объединений ЮЗГУ на 2012-2013 годы (мероприятие 2 «Популяризация образа успешного российского ученого и повышение научного информационного обмена молодежи» пп. 2.6 «Организация и проведение интернет-конференции с ведущими учеными РАН «Интерактивный диалог поколений в университетском образовательном пространстве»).

Ключевые слова: послевузовское образование


CHALLENGES AND TECHNOLOGIES OF POSTGRADUATE EDUCATION

Elchina Anastasya Sergeevna
Southwestern State University

Abstract
This article was prepared as part of the development program of student associations SWSU, 2012-2013 (Activity 2 "Promoting the image of a successful Russian scientist and the rise of scientific information exchange Youth" paragraphs. 2.6 "Organization of the Internet conference with the leading scientists of Russian Academy of Sciences' Interactive dialogue of generations in university education space ").

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Ельчина А.С. Проблемы и технологии послевузовского образования // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/06/3265 (дата обращения: 21.02.2024).

Послевузовское образование в современном мире с его постоянно меняющимися стандартами и нормами носит одну из важнейших ролей в системе получения образования в целом. В связи с тем, что ценность высшего образования упала, а его доступность выросла, возникает вопрос о повышение общепринятых стандартов хорошего образования. Сейчас для того, чтобы в обществе выглядеть высокообразованным человеком, уже недостаточно иметь просто высшую квалификацию, соответственно, интерес к повышению уровня подготовки и переподготовки кадров высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников растет, то есть актуализируются проблемы изучения послевузовского образования. Традиционно под понятием «послевузовское образование» понимают систему повышения квалификации лиц, имеющих высшее образование.

Послевузовское профессиональное образование выполняет несколько функций:

  • дает высшую образовательную квалификацию, основанную на освоении программ сверх вузовской подготовки;
  • позволяет приобрести статус педагогического работника для ведения образовательной деятельности в системе главным образом высших учебных заведений;
  • служит для развития научной деятельности и подготовки кадров для науки;
  • делает доступным получение образования по иной специальности на условиях, отличных от получения первого образования;
  • охватывает любые образовательные отношения, усовершенствующие профессиональную основную подготовку в связи с развитием науки и общественно-техническим прогрессом.[1]

Послевузовское профессиональное образование можно получить в аспирантуре (адъюнктуре) или докторантуре высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, научных организаций. Или же с помощью квалификационной работы, т.е. диссертации на соискание ученой степени кандидата наук или диссертации на соискание ученой степени доктора наук, по совокупности научных работ. По окончании обучения слушателям присваивается ученая степень и выдается соответствующий документ государственного образца об ученой степени (диплом кандидата наук или диплом доктора наук). Максимальный срок обучения – три года в очной форме, четыре года в заочной форме. Исключение составляют отдельные специальности научных работников технических, естественных отраслей наук, срок обучения по которым может составлять четыре года в очной форме, пять лет в заочной форме.

По мнению Зубовой Л.Г., за последние годы в системе послевузовского образования накопились серьезные проблемы. Одной из таких проблем является увеличение спроса на послевузовское образование и ученые степени у лиц, не занимающихся преподавательской или научной деятельностью, что приводит к расширению платности образования, снижению качества диссертационных работ и даже диспропорции в подготовке специалистов разных профессий. То есть, система послевузовского образования перестает выполнять свою первостепенную функцию – воспроизводство научных кадров. [2]

Согласно опросам экспертов [2], оптимальными путями развития послевузовского образования являются сохранение или восстановление лучшего отечественного опыта и достижений в области подготовки кадров, а также более активное интегрирование России в систему Болонского образования. Одно из главных направлений в рамках Болонского процесса – структурированность подготовки, которая заключается в двух составляющих,  первая из которых направлена на расширение и углубление знаний в предметной области, а вторая – на развитие коммуникационных,  управленческих и организационных навыков. Развитие по этой траектории предполагает использование различных механизмов и инструментов регулирования процесса подготовки кадров высшей квалификации – макроэкономических, нормативно – правовых, структурно – организационных, управленческих, финансовых, стимулирующих, кадровых ресурсных, международных, консолидирующих.

Такие модернизации постепенно включаются в систему образования России, например, одной из новейших систем послевузовского медицинского образования является обучение по системе кредитов – Кредитная система ECTS – European Credit Transfer System – единая система оценивания, позволяющая обеспечить прозрачность и сравнимость программ обучения и образовательных квалификаций. В виде пилотного проекта технология применения системы накопительных кредитов использована Федерацией анестезиологов-реаниматологов РФ, кафедрой анестезиологии и реаниматологии ФППОВ МГМУ им. И.М. Сеченова.[3] Такой подход позволяет сохранить очень важный принцип сочетания имеющихся национальных традиционных форм образования с инновационными технологиями и осуществить плавный переход к Европейским образовательным традициям.

Таким образом, система подготовки кадров высшей квалификации подошла к такому этапу, на котором отрицание новых образовательных технологий невозможно, поэтому исследования в данной области можно считать приоритетными и в целом необходимыми.


Библиографический список
  1. Курцев, И. Система послевузовского профессионального образования [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.isras.ru/files/File/Vlast/2010/12/Kurzev.pdf/ Власть. – 2010г. – №12 . – С. 91-94.
  2. Зубова, Л.Г. Проблемы послевузовского профессионального образования в оценках экспертов [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.isras.ru/abstract_bank/1210166177.pdf
  3. М.А. Выжигина, Ж.М. Сизова, Е.В. Ших. Система кредитных единиц в послевузовском профессиональном образовании врачей.// Медицинское образование и профессиональное развитие. – 2010г. – №1. – С. 25-32.


Все статьи автора «ElchinAnastasya»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: