Актуальной задачей в современных условиях является развитие специализированной системы учреждений для детей и подростков с девиантным поведением, предназначенной для целенаправленной работы по их социальной реабилитации и дальнейшей адаптации в социуме. С целью изучения специфики профессиональной помощи несовершеннолетним с девиантным поведением в таком типе учреждений нами изучен опыт работы Краевого социально–реабилитационного центра для несовершеннолетних «Солнышко» (г. Барнаул).
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко» предоставляет временное проживание, социальную помощь и осуществляет реабилитацию несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи и поддержки государства. Несовершеннолетние находятся в Центре в течение времени необходимого для оказания им экстренной социальной помощи и решения вопросов их дальнейшего устройства.
Деятельность Центра реализуется в рамках следующего круга задач: обеспечение временного проживания несовершеннолетним; участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; оказание психологической, социальной, юридической, педагогической и иной помощи несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в преодолении трудной жизненной ситуации; организация медицинского обслуживания клиентов; создание условий для продолжения несовершеннолетними обучения, получения среднего образования; содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.
На базе Центра созданы следующие отделения:
Приемное отделение (на его базе осуществляется выявление и анализ факторов, обусловивших социальную дезадаптацию несовершеннолетних; определение форм и степени дезадаптации; проводится первичная социально–психологическая и педагогическая диагностика; разрабатываются индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних);
Стационарное отделение (создано для обеспечения временного проживания и социальной реабилитации несовершеннолетних);
Отделение социально–правовой помощи (оказывает помощь в юридическом консультировании несовершеннолетним, родителям или законным представителям);
Отделение дневного пребывания (предназначено для реализации индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации несовершеннолетних);
Социально – медицинское отделение (оказывает медицинскую помощь несовершеннолетним);
Отделение социального патроната (проводит социальный патронаж семей, состоящих на учете, ведет наблюдение за адаптацией воспитанников вернувшихся в семью);
Семейные воспитательные группы (обеспечивают оптимальные условия для социальной адаптации и социально-психологической реабилитации несовершеннолетних).
Cпроектированная таким образом реабилитационная работа в социально–реабилитационном центре содействует преодолению трудной жизненной ситуации, в которую попал несовершеннолетний, и предоставлению им социальной поддержки и помощи в процессе социализации и интеграции в систему общественных отношений.
Проведенные нами наблюдения показывают, что задачи в Центре решаются комплексно, в направлении оценки целесообразности возвращения ребенка в семью, а основу профессиональной деятельности специалистов (социальных работников, социальных педагогов, психологов, воспитателей и др.) составляют программы социальной реабилитации и адаптации несовершеннолетних и их реализация.
В этой связи нами разработаны методические рекомендации, следование, которым позволит, особенно молодым специалистам, грамотно осуществлять разработку и ведение программно-целевого обеспечения собственной деятельности:
1. Социальная программа – документ, на основе которого осуществляется индивидуальная и групповая реабилитация воспитанников социально-реабилитационного центра и представляет собой систему задач и социальных услуг, реализуемых в межведомственном взаимодействии в течение реабилитационного периода клиента.
2. При разработке и реализации программ необходимо руководствоваться принципами: научности; согласованности действий специалистов; оптимальности выбора форм и методов социальной реабилитации; перспективности, обеспечивающего реализацию программы в зоне ближайшего развития ребенка; конкретности в определении ресурсного обеспечения – мотивационного, кадрового, временного, методического, материально-технического.
3. Алгоритм разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации в Центре включает: 1) анализ предпосылок поступления ребенка в социально-реабилитационный центр; 2) прогнозирование перспектив реабилитационного процесса для ребенка в учреждении; 3) первичную диагностику социального статуса, уровня социализированности и социальных компетенций ребенка и оценку реабилитационных ресурсов ближайшего его окружения; 4) анализ предшествующих форм помощи и поддержки несовершеннолетнего и его семьи; 5) разработку специалистами рекомендаций по включению ребенка в реабилитационные и профилактические мероприятия; 6) рассмотрение предложений специалистов на межведомственном консилиуме; 7) составление и утверждение на межведомственном консилиуме индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетнего; 8) реализация разработанной программы реабилитации; 9) обсуждение результатов реабилитации ребенка на заседаниях плановых и итоговом консилиумах; 10) анализ эффективности реабилитационного процесса несовершеннолетнего.
4. Виды программ групповой работы с несовершеннолетними в реабилитационном процессе целесообразно разрабатывать с учетом следующих критериев: вид оказываемых социальных услуг (социально-психологические, социально-педагогические, социально-правовые, социально-экономические, социально-бытовые, социально-медицинские программы); возраст целевой групп (программы социальной реабилитации детей дошкольного возраста,, младших школьников, младших подростков, старших подростков), время реализации (оперативные и стратегические программы социальной реабилитации), форма социальной работы (программа деятельности низкопорогового/высокопорогового клуба, реабилитационной студии, группы дневного пребывания, группы взаимопомощи и др.).
5. Для обеспечения интеграции несовершеннолетних клиентов в социум и повышения степени открытости специализированных учреждений важно использовать добровольческие ресурсы, которые позволяют развивать систему реабилитационных инноваций, реализовывать технологию «равный – равному» посредством поддержки волонтерства в подростковой и молодежной среде, создавать условия для внедрения социального аудита как общественной формы оценки социальных услуг населению.