УДК 316.4

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Дронова Елена Николаевна1, Баргатина Валерия Васильевна1
1Алтайский государственный университет

Аннотация
В работе представлен опыт организации социальной реабилитации несовершеннолетних в специализированном учреждении социального обслуживания. Предлагаются методические рекомендации по разработке социальных программ для специалистов социально-реабилитационных центров.

Ключевые слова: социальная программа, социальная работа, социальная реабилитация несовершеннолетних, социально-реабилитационный центр


PROFESSIONAL ASSISTANCE FOR MINORS WITH BEHAVIORAL PROBLEMS IN A SOCIAL REHABILITATION CENTER

Dronova Elena Nikolaevna1, Bargatina Valeria Vasil’evna1
1Altai State University

Abstract
This paper presents the experience of the organization of social rehabilitation of juveniles in the institution of social service. Methodical recommendations on the development of social programs for professionals and social rehabilitation centers.

Keywords: social and rehabilitation center, social program, social rehabilitation of minors, social work


Рубрика: Педагогика, Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Дронова Е.Н., Баргатина В.В. Профессиональная помощь несовершеннолетним с девиантным поведением в условиях социально-реабилитационного центра // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/05/3181 (дата обращения: 02.10.2017).

Актуальной задачей в современных условиях является развитие специализированной системы учреждений для детей и подростков с девиантным поведением, предназначенной для целенаправленной работы по их социальной реабилитации и дальнейшей адаптации в социуме. С целью изучения специфики профессиональной помощи несовершеннолетним с девиантным поведением в таком типе учреждений нами изучен опыт работы Краевого социально–реабилитационного центра для несовершеннолетних «Солнышко» (г. Барнаул).

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко» предоставляет временное проживание, социальную помощь и осуществляет реабилитацию несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи и поддержки государства. Несовершеннолетние находятся в Центре в течение времени необходимого для оказания им экстренной социальной помощи и решения вопросов их дальнейшего устройства.

Деятельность Центра реализуется в рамках следующего круга задач: обеспечение временного проживания несовершеннолетним; участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; оказание психологической, социальной, юридической, педагогической и иной помощи несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в преодолении трудной жизненной ситуации; организация медицинского обслуживания клиентов; создание условий для продолжения несовершеннолетними обучения, получения среднего образования; содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

На базе Центра созданы следующие отделения:

Приемное отделение (на его базе осуществляется выявление и анализ факторов, обусловивших социальную дезадаптацию несовершеннолетних; определение форм и степени дезадаптации; проводится первичная социально–психологическая и педагогическая диагностика; разрабатываются индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних);

Стационарное отделение (создано для обеспечения временного проживания и социальной реабилитации  несовершеннолетних);

Отделение социально–правовой помощи (оказывает помощь в юридическом консультировании несовершеннолетним, родителям или законным представителям);

Отделение дневного пребывания (предназначено для реализации индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации несовершеннолетних);

Социально – медицинское отделение (оказывает медицинскую помощь несовершеннолетним);

Отделение социального патроната (проводит социальный патронаж семей, состоящих на учете, ведет наблюдение за адаптацией воспитанников вернувшихся в семью);

Семейные воспитательные группы (обеспечивают оптимальные условия для социальной адаптации и социально-психологической реабилитации несовершеннолетних).

Cпроектированная таким образом реабилитационная работа в социально–реабилитационном центре содействует преодолению трудной жизненной ситуации, в которую попал несовершеннолетний, и предоставлению им социальной поддержки и помощи в процессе социализации и интеграции в систему общественных отношений.

Проведенные нами наблюдения показывают, что задачи в Центре решаются комплексно, в направлении оценки целесообразности возвращения ребенка в семью, а основу профессиональной деятельности специалистов (социальных работников, социальных педагогов, психологов, воспитателей и др.) составляют программы социальной реабилитации и адаптации несовершеннолетних и их реализация.

В этой связи нами разработаны методические рекомендации, следование, которым позволит, особенно молодым специалистам, грамотно осуществлять разработку и ведение программно-целевого обеспечения собственной деятельности:

1. Социальная программа – документ, на основе которого осуществляется индивидуальная и групповая реабилитация воспитанников социально-реабилитационного центра и представляет собой систему задач и социальных услуг, реализуемых в межведомственном взаимодействии в течение реабилитационного периода клиента.

2. При разработке и реализации программ необходимо руководствоваться принципами: научности; согласованности действий специалистов; оптимальности выбора форм и методов социальной реабилитации; перспективности, обеспечивающего реализацию программы в зоне ближайшего развития ребенка; конкретности в определении ресурсного обеспечения – мотивационного, кадрового, временного, методического, материально-технического.

3. Алгоритм разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации в Центре включает: 1) анализ предпосылок поступления ребенка в социально-реабилитационный центр; 2) прогнозирование перспектив реабилитационного процесса для ребенка в учреждении; 3) первичную диагностику социального статуса, уровня социализированности и социальных компетенций ребенка и оценку реабилитационных ресурсов ближайшего его окружения; 4) анализ предшествующих форм помощи и поддержки несовершеннолетнего и его семьи; 5) разработку специалистами рекомендаций по включению ребенка в реабилитационные и профилактические мероприятия; 6) рассмотрение предложений специалистов на межведомственном консилиуме; 7) составление и утверждение на межведомственном консилиуме индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетнего; 8) реализация разработанной программы реабилитации; 9) обсуждение результатов реабилитации ребенка на заседаниях плановых и итоговом консилиумах; 10) анализ эффективности реабилитационного процесса несовершеннолетнего.

4. Виды программ групповой работы с несовершеннолетними в реабилитационном процессе целесообразно разрабатывать с учетом следующих критериев: вид оказываемых социальных услуг (социально-психологические, социально-педагогические, социально-правовые, социально-экономические, социально-бытовые, социально-медицинские программы); возраст целевой групп (программы социальной реабилитации детей дошкольного возраста,, младших школьников, младших подростков, старших подростков), время реализации (оперативные и стратегические программы социальной реабилитации), форма социальной работы (программа деятельности низкопорогового/высокопорогового клуба, реабилитационной студии, группы дневного пребывания, группы взаимопомощи и др.).

5. Для обеспечения интеграции несовершеннолетних клиентов в социум и повышения степени открытости специализированных учреждений важно использовать добровольческие ресурсы, которые позволяют развивать систему реабилитационных инноваций, реализовывать технологию «равный – равному» посредством поддержки волонтерства в подростковой и молодежной среде, создавать условия для внедрения социального аудита как общественной формы оценки социальных услуг населению.



Все статьи автора «Дронова Елена Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: