ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

Грицай Людмила Александровна
Рязанский заочный институт (филиал) Московского государственного университета культуры и искусств
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики

Аннотация
В статье изучаются речевые традиции семьи и их значение в формировании языковой картины мира ребенка. На основе комплексного педагогического подхода анализируются традиции русского речевого этикета как средства формирования личности маленького человека.

Ключевые слова: речевой этикет, речевые традиции, семейное воспитание, тради-ционные благопожелательные высказывания, языковая картина мира ребенка


FORMATION OF SPEECH CULTURE OF THE CHILD IN THE FAMILY

Gritsai Lyudmila Alexandrovna
Correspondence Ryazan institute (branch) of Moscow State University of Culture and the Arts
PhD, Senior Lecturer, Department of Psychology and Pedagogy

Abstract
In this paper speech traditions family and their importance in shaping the linguistic world of the child. Based on an integrated pedagogical approach examines the traditions of Russian speech etiquette as a means of identity formation a little man.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Грицай Л.А. Формирование речевой культуры ребенка в семье // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/05/3164 (дата обращения: 21.02.2024).

 

Семью часто называют колыбелью человеческой личности. Именно в семье человек рождается и возрастает не только физически, но и нравственно. Учится различать лица и имена своих родных и близких, видеть и понимать явления природы и мира людей, а через них узнавать о прошлом и настоящем своей Родины. 

И главный помощник ребенку в этом непростом деле – язык, вернее, живая родная речь.

Об этой удивительной способности человека познавать «живую плоть предметов и явлений, даруя ей имена» (А. Тарковский) упоминается еще в Библии. Ветхозаветный Адам получает от Бога право назвать своими именами все Его творения. Таким образом, через этот дар слова человек становится со-работником Всевышнего. Когда же, выполнив волю Творца, первый человек оглядывается вокруг, то он искренне удивляется красоте и величию мира, в котором ему предстоит жить.

Возможно, близкий к этому дар словотворчества мы можем наблюдать в раннем детском возрасте. Поэтому так важно в этот период научить ребенка не только словарному разнообразию языка, полному наименований окружающих предметов и явлений, состояний человека и природы, но – главное – научить его различать семантическое значение слов и выражений, то есть умению отличить доброе высказывание от дурного.

Ведь одной из психологических особенностей дошкольного возраста как раз и является чуткое до максимализма отношение к речи, особенно к ласковым или обидным словам, высказанным не только в адрес самого ребенка, но и узнаваемым им в разговорах взрослых людей.

Поэтому так важно родителям в домашнем кругу и в общественной среде избегать грубых негативных высказываний, унизительных обращений и сравнений, несущих скрытую или явную угрозу.

Проводившиеся исследования в области лингвистической психологии убедительно показывают, что маленькие дети, слыша негативно окрашенную лексику из уст взрослых, подсознательно догадываются об отрицательном значении подобных слов и выражений, но часто принимают их за языковую норму.

Более того, часто сквернословие ребенка, являясь отражением взаимоотношений в семье, становится своеобразным способом подражания взрослым или привлечения их внимания, если родители слишком заняты своими делами, заботами и конфликтами и по этой причине не уделяют своим детям должного внимания [1].

Научно обоснованным фактом является и то обстоятельство, что чувство тревожности и недоверие к миру у детей из семей, в которых регулярно используются бранные грубые выражения (даже если эти семьи внешне вполне благополучны) выше, нежели у их сверстников, в семьях которых таких негативных слов стараются не употреблять [2].

Анализируя данные обстоятельства, следует обратить внимание на проблему определяющего влияния семьи на формирование речевой культуры ребенка.

Следует отметить, что речевая культура неразрывно связана с таким явлением как речевой этикет(термин В.Г. Костомарова) – одним из направлений языкознания, изучающим национальную специфику речевой вежливости. «Смысл речевого этикета, – пишет Т.В. Матвеева, – сводится к поддержанию гармонии общения в соответствии с требованием речевой ситуации и национально-культурной традицией» [3, с. 289].

Как отмечает автор «Словаря русского речевого этикета» А.Г. Балакай: «Отличительная особенность семантики этикетных слов и выражений заключается в том, что они являются не столько знаками, называющими понятия, сколько знаками-перформативами (словами-поступками)» [4, с. 4].

Таким образом, речевой этикет понимается нами как важнейшая часть культуры, в которой заложена созидательная сила народа. Ведь это не только и не столько слова-формулы, закосневшие в языке, а по своей сути  высказывания, с ярко выраженной положительной семантикой.

Исходя из этого, в русском речевом этикете можно выделить особую группу высказываний, близких по коммуникативному намерению к перформативам – словам-поступкам, и обозначить ее как традиционные благопожелательные высказывания.

«Под традиционным высказыванием понимается традиционный способ выражения в языке какого-либо речевого намерения, – читаем в статье В.В. Плешаковой «Традиционные формы русской речи как национальное достояние» [5, с. 32].

Характерными примерами таких традиционных высказываний могут служить благопожелания, благословения, благообращения, молитвенные прошения, наставления, советы, благодарения, приветствия и просьбы.

Изучение благопожелательных высказываний свидетельствует о высоких духовно-нравственных традициях народа. Как правило, по своему коммуникативному намерению такие выражения предназначены для пожеланий в чей-либо адрес осуществления какого-либо блага, причем часто это благо  для собеседника испрашивается у Бога:

 – благопожелания: «дай Бог тебе здоровья», «храни тебя Господь», «будь счастлив», «да будет тебе день в радость», «желаем вам мира и здоровья», «в час вам добрый»; «ешьте на здоровье и другие;

– благословения (дар родителям по отношению к детям и священству по отношению к пастве): «мир вам», «благословен будь», «Бог благословит доброе творить»;

– благообращения: «радость моя», «голубушка», «милый мой», «солнышко ясное»;

– молитвенные прошения: «Господи, спаси и помилуй»;

– наставления: «береги платье снову, а честь смолоду», «так и поступай … не обижай никогда людей»;

– советы: «мой совет тебе: живи, смекая себя, а за другими не тянись»;

– благодарения: «спасибо», «благодарю вас»;

приветствия: «здравствуйте», «доброго здоровья», «с добрым утром»;

– просьбы: «помоги мне, пожалуйста», «извините меня», «простите за беспокойство».

Безусловно, использование таких благопожелательных высказываний в речи способно оказать существенное влияние на формирование положительно окрашенной речевой культуры личности. Ведь исходя из лингво-философского осмысления данного понятия, речевая культура антропологична по своей сути, представляя собой результат взаимодействия системы ценностей человека с его жизненными целями и проявляясь в текстах, создаваемых данным человеком.

Поэтому обучение детей основам русских традиционных благопожелательных высказываний является важнейшей воспитательной задачей, стоящей перед современной семьей.

Такое воспитание можно осуществлять и на материале устного народного творчества, которые пронизано национальным духов и традициями [6].

И речь идет не только о частично устаревших выражениях, а о самом стремлении пожелать благо собеседнику. Таким образом, ребенок научится понимать, что другому человеку можно подарить доброе слово и доброе дело.

 Возможно, именно с этого пожелания блага другому и начинается нравственное воспитание личности в семье.

Способов такого обучения семейным речевым традициям можно рассматривать множество, но мы остановимся на трех самых распространенных.

Первым и наиболее существенным может считаться прямое обучение детей основам речевого этикета и традиционных высказываний, беседы родителей, проводимые на эту тему, рассказы о значении слов с благопожелательной семантикой и т. д.

Вторым не менее значимым способом является использование взрослыми в собственной бытовой и официальной речи таких благо-высказываний  по отношению к окружающим людям и самому ребенку.

И, наконец, третьим способом обучения речевым традициям может стать домашнее чтение. Ведь при внимательном изучении произведений русской классической литературы, в том числе рассказов и повестей, обращенных к детям, становится понятно, что они хранят в себе настоящие сокровища традиционных благопожелательных высказываний.

Таким образом, речевые традиции семьи могут помочь родителям не только в воспитании положительно окрашенной речевой культуры ребенка, но и научат маленького человека, только вступающего в жизнь, бережно относится к слову, понимая заложенную в нем силу разрушения и силу созидания.


Библиографический список
  1. Лосева А. «Плохие» слова. Как отучить ребенка ругаться // Мама и малыш. 2006. № 2 //  http://www.2mm.ru/vospitanie/516/
  2. Нодель Ф.А. Отношение детей к нецензурной лексике // Русский язык. Я иду на урок русского языка // rus.1september.ru/articlef.php?ID=200502411
  3. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. М. : Флинта, 2003.  432 с.
  4. Балакай, А.Г. Словарь русского речевого этикета. М.: Аст-пресс, 2001. 672 с.
  5. Плешакова, В.В. Традиционные формы русской речи как национальное достояние // Русский язык: прошлое и настоящее: тезисы докладов международной научно-практической конференции, 22–25 мая 2000 года / РГПУ им. С.А. Есенина.  Рязань, 2000. – 60 с.
  6. Грицай Л.А. Идеалы родительского воспитания в русской традиционной культуре (на материале изучения устного народного творчества) // Общество: социология, психология, педагогика. 2012. № 4. С. 53-62.


Все статьи автора «Грицай Людмила Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: