УДК 374

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Хадранкова Ирина Алексеевна
Смоленсий колледж легкой промышленности и индустрии моды
преподаватель высшей категории

Аннотация
Данная статья посвящена внедрению в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений среднего профессионального образования практико-ориентированных учебных пособий, направленных на пробуждение у студентов постоянной тяги к знаниям, развитие их готовности к учебно-исследовательской работе.

Ключевые слова: дипломированный специалист, дипломное проектирование, курсовой проект, последовательный метод обучения, профессиональные компетенции, развитие личности, творческие специалисты, творческое мышление


PRACTICE-ORIENTED TEACHING AS A MEANS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS

Hadrankova Irina Alekseevna
Smolensk College of light industry and the fashion industry
teacher of the highest category

Abstract
This article deals with the introduction in educational process of educational institutions of secondary vocational education, practice-oriented teaching materials aimed at awakening in students constant cravings for knowledge, develop their commitment to teaching and research.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Хадранкова И.А. Практико-ориентированные учебные пособия как средство формирования профессиональной компетентности обучающихся // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/05/3161 (дата обращения: 03.10.2017).

Педагогическая мысль среднего профессионального образования как в России, так и в мире огромное внимание уделяет профессиональной компетентности обучающихся.

Во многих программах образовательных систем в качестве основных целей обучения заложено интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование самостоятельного критического и творческого мышления.

В новых российских социально-экономических условиях основными ценностями для человека являются знания и квалификация, умение самостоятельно приобретать знания, принимать взвешенные решения. Становление и развитие нового производства нуждается в новых специалистах. Производству нужны самостоятельные, творческие специалисты, инициативные, предприимчивые, способные приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, не традиционные решения.

Методологическим аспектом удовлетворения этой потребности производства и приобщения будущих специалистов к процессу социального преобразования общества является раскрытие потенциала студентов, их общественной активности, самодеятельности, ответственности.

В основе любой профессии лежат профессиональные компетенции. Методическая научная мысль в России сейчас  много и глубоко исследует работу образовательных учреждений в этом направлении. За последние годы появилось немало публикаций, посвященных учебно-воспитательному и производственному процессу различных учебных заведений начального и среднего профессионального образования.

Исследование, выполненное в Смоленском колледже легкой промышленности и индустрии моды в рамках экспериментальной площадки Российской академии образования на тему «Подготовка рабочих и специалистов по интегрированным программам профессионального образования, реализующие систему непрерывного профессионального образования НПО-СПО-ВПО», позволяет говорить об эффективности работы в направлении профессиональной компетентности обучающихся.

Смоленский колледж легкой промышленности и индустрии моды ведет свою историю с июля 1974 года, когда было открыто техническое училище № 23. В октябре 1992 года образовательное учреждение стало первым в области профессиональным лицеем, расширив число и повысив качество подготавливаемых профессий и специальностей.

Благодаря неиссякаемому творческому потенциалу педагогического коллектива над созданием имиджа лицея как образовательного учреждения, готовящего настоящих профессионалов для индустрии моды, в 2000 году лицей получил имя Профессиональный лицей № 1 МОДЫ (с 1998 года была организована работа над коллекциями модной одежды, которые успешно выставлялись и отмечались дипломами и благодарственными письмами на престижнейших конкурсах и фестивалях моды).

В 2005 году лицей стал опытно-экспериментальной площадкой Российской академии образования, а уже в 2006г. – реорганизован в техникум, а в 2009 – колледж.

На протяжении всех лет существования образовательное учреждение развивалось, искало пути совершенствования педагогического процесса, повышения качества подготовки выпускников и квалификации педагогов. За годы своего существования колледж прочно утвердился в числе лучших учебных заведений Смоленской области, готовящего конструкторов-модельеров.

В условиях рыночной экономики и свободной конкуренции важным фактором поддержания работоспособности предприятий легкой промышленности и возможностей их развития, становления модной индустрии в России является подготовка специалистов, соответствующих требованиям рынка. Сегодня широкое развитие получил и малый бизнес, где тоже острый дефицит хороших специалистов. Небольшие частные фирмы, чтобы быть конкурентоспособными, не в состоянии содержать большой штат специалистов. Модельер должен владеть смежными специальностями, способными помочь не только реализовывать свои знания в любых социальных и производственно-экономических условиях, но и действовать оперативно, творчески, проявляя инициативу, правильно организовывая свой труд, а также постоянно повышая свой профессиональный уровень и применяя на практике новейшие, современные технологии. Современный модельер должен обладать художественным видением, тонкостью восприятия и умением поставить свое дело.

Специалист по производству одежды, вне всякого сомнения,  должен быть компетентным в вопросах эффективного использования современных методов и средств при изготовлении швейных изделий, так как быстрая сменяемость современной моды, высокая конкуренция предлагаемых товаров, объективные рыночные условия современного производства и сбыта продукции, в том числе и одежды,  все в большей мере требует от специалиста умения ориентироваться в быстро меняющихся условиях рынка, а также умения вовремя и достаточно точно прогнозировать спрос и качество продукции.

При изучении тем и разделов курса «Конструирование и моделирование одежды» применяется последовательный метод обучения, позволяющий более рационально использовать время студентов. Суть в том, что все вопросы, изучаемые данной дисциплиной, условно поделены на вопросы для самостоятельного изучения материала дома, изучения на лабораторно-практических занятиях и лекциях. Преподаватели колледжа разработали систему учебных пособий, ориентированных на развитие навыков самостоятельного творческого мышления и решения конкретных проблемных задач в сфере производства одежды.

При разработке практико–ориентированных учебных пособий преподаватели тесно сотрудничали  с работодателями, были учтены все требования, потому что формировать профессиональные компетенции невозможно в отрыве от реальных условий, в которых будущие специалисты будут осуществлять свою профессиональную деятельность. В условиях производства даже самые подготовленные специалисты могут столкнуться с вопросами связанными с выполнением их профессиональных функций.

В рамках этой системы были разработаны следующие практико-ориентированные учебные пособия: «Методические рекомендации по оформлению, проведению и выполнению лабораторно-практических работ», в которых изложены последовательность выполнения работы, обеспечение – оборудование, инструменты, материалы, приспособления и т.д., а также основные сведения для выполнения (перечень вопросов,  список литературы и т.д.); «Рабочая тетрадь»; «Дефекты одежды и способы их устранения», «Градация лекал»; «Построение различных конструкций женской, мужской и детской одежды»; «Конструирование 2011»; «Конструирование 2012».

На третьем курсе студенты приступают к творческой  работе по выполнению курсовых проектов. Курсовой проект – работа, выполняемая студентами самостоятельно с целью закрепления и углубления знаний, полученных при изучении спецдисциплин. Для выполнения курсового проекта разработаны методические рекомендации в соответствии с рабочей программой, которые  предусматривают самостоятельную работу студентов по разработке ПКД на изготовление швейного изделия, включающее разработку проекта новой модели одежды и изготовление первичного образца.

Завершающим этапом  обучения студентов является дипломное проектирование – важнейшая часть итоговой государственной аттестации специалиста. Предлагаемые студентам для самостоятельной проработки темы дипломного проекта являются комплексными и предполагают  детальную разработку многих взаимосвязанных вопросов: художественных, конструкторских, материаловедческих, технологических, экономических.

Внедрение учебных пособий приучает студентов к самостоятельной активности, влияет на творческое развитие личности, студенты могут сами извлекать знания. Руководители дипломных проектов ограничиваются только рекомендацией темы, указанием базовых источников и графиком консультаций. Студент, благодаря разработанной системе, составляет собственный график работы, где учитывает все элементы работы

Пособия предназначены для студентов профессии 262019.03 Портной, специальности 262019 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий, а также может быть использовано преподавателями специальных дисциплин и производственного обучения.

Все материалы пособия  - совместный труд преподавателей и студентов, оказывающий огромную помощь выпускникам при выполнении дипломных проектов.

Таким образом, внедрение практико-ориентированных учебных пособий решает задачи пробуждения у студентов постоянной тяги к знаниям, развитие их готовности к учебно-исследовательской работе, создают условия для развития компетентных и конкурентоспособных специалистов.



Все статьи автора «stlpiim»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: