ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ «КОНСТРУИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ И ПОДГОТОВКИ ЛИЧНОСТИ «ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА»

Артемова Жанна Яковлевна
Смоленсий колледж легкой промышленности и индустрии моды
преподаватель конструирования и моделирования одежды высшей квалификационной категории

Аннотация
Данная статья посвящена внедрению информационно-коммуникативной технологий на уроки «Конструирование одежды» как средство формирования познавательной самостоятельности, умений работать с источниками информации и подготовки личности «информационного общества»

Ключевые слова: информационное общество, информационные технологии, конструирование одежды


THE INTRODUCTION OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE CLASSROOM "GARMENT CONSTRUCTION AS A MEANS OF FORMING" COGNITIVE SELF-RELIANT, SKILLS TO WORK WITH INFORMATION SOURCES AND THE PERSONALITY OF THE «INFORMATION SOCIETY»

Artemova Jeanne Yakovlevna
Smolensk College of light industry and the fashion industry
teacher of constructing and design of clothes of the highest qualification category

Abstract
This article focuses on introduction of information-communication technologies in the design of clothes "lessons as a form of cognitive self-reliant, skills to work with information sources and the personality of the "information society".

Keywords: garment construction, information society, information technology


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Артемова Ж.Я. Внедрение информационно-коммуникативной технологии на уроках «Конструирование одежды» как средство формирования познавательной самостоятельности, умений работать с источниками информации и подготовки личности «информационного общества» // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/05/3041 (дата обращения: 24.02.2024).

Разработка и применение средств обучения – это та сторона педагогической деятельности, в которой проявляется индивидуальное мастерство, творческий поиск преподавателя, его умение побудить студентов к сотрудничеству. И здесь на помощь преподавателю приходят новая техника и технология. Именно комплекс наиболее совершенных технических средств обучения и средств массовой информации позволяет повысить эффективность учебного процесса с одной стороны и заинтересовать, привлечь внимание студента к предмету с другой стороны.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео и пр.)

Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Главная особенность фактологической стороны содержания компьютерного образования заключается в многократном увеличении «поддерживающей информации», наличии компьютерной информационной среды, включающей на современном уровне базы информации, гипертекст и мультимедиа. Под базами данных понимаются технологии ввода, систематизации, хранения и предоставления информации с использованием компьютерной техники.

В своей профессиональной деятельности я использую базы данных как средство предоставления преподавателю и студентам необходимой, не вошедшей в учебники и пособия информации как непосредственно в дидактическом процессе, так и в режиме свободного выбора информации самим пользователем (сервисный режим). Такие базы данных представляют собой информационные системы, включающие гипертекст и мультимедиа и содержащие замкнутый, не подлежащий дополнению объем информации по данной теме, структурированный таким образом, что каждый ее элемент содержит ссылки на другие логически связанные с ним элементы из их общего набора. Ссылки на элементы, не содержащиеся в данной базе данных, не допускаются. Такая организация информации позволяет студенту изучать ее в той логической последовательности, которая для знаний наиболее предпочтительна в данный момент, т.к. он может по-своему желанию переструктурировать информацию при знакомстве с ней.

Использование информационных технологий позволяет решить ряд важнейших проблем, стоящих перед образовательным учреждением: усилить мотивацию обучения, повысить скорость и качество усвоения знаний, установить тесную обратную связь, успешно решать вопросы дифференцированного подхода и индивидуализации обучения, формировать познавательную самостоятельность.

Активность самостоятельной работы обусловлена прежде всего целью, которая именно в самостоятельной деятельности осознается студентом, становится для него актуальной и значимой. Трансформация цели во внутренний план личности вызывает мотивы деятельности, главными из которых являются: потребность расширить свои знания, узнать новое, овладеть каким-либо умением, желание проявить самостоятельность, выполнить задание без посторонней помощи, потребность проверить свои знания и возможности. Своеобразие самостоятельной работы как активного метода обучения заключается в том, что его основу составляют действия, которые студент выполняет без помощи преподавателя, он сам выбирает способы выполнения этих действий, совершает множество операций, контролирует их в соответствии с поставленной целью. Ожидаемые результаты работы достигнуты, если студент контролирует свои действия.

На уроках «Конструирование одежды» при проведении лабораторных работ по построению базовых и модельных конструкций студенты обращаются к информационным таблицам базы данных компьютера, являющегося одним из основных технических средств обучения, и самостоятельно выбирают размерные признаки на заданную преподавателем типовую фигуру и прибавки на свободное облегание. Систематизация и поиск данных информационных таблиц осуществляется в иерархической и реляционной базе данных, где используются каталоги и рубрикаторы и каждой единице информации присвоены определенные атрибуты – ключевые слова.

Таблицы с размерными признаками построены так, чтобы студент не просто выбрал графу для нужной фигуры и переписал значения, а на основе средних значений с помощью приращений смог самостоятельно пересчитать эти значения на любую типовую фигуру. Такое определение размерных признаков позволяет развивать у студентов профессиональное внимание, пополнять свои знания и умения по разработке размерной технологии, по определению морфологических характеристик и развивает умение пользоваться справочно-информационными данными, в основе которых лежат различные методики составления.

В статистической базе данных оперируют с числовой информацией, организованной с помощью двухмерной матрицы так, что искомая информация находится в системе путем задания ее координат. С помощью таких электронных таблиц студенты имеют возможность быстро и качественно производить расчеты для построения чертежей конструкции различных моделей.

Методика конструирования одежды ЕМКО СЭВ является универсальной для мужской, женской и детской одежды. Основной, самой общей и универсальной частью ЕМКО СЭВ является система основных конструктивных отрезков и способ их выведения. Эта система содержит отрезки, которые повторяются в конструкциях всех видов одежды и разделяются на две части – для верхней и нижней частей тела. Система основных конструктивных отрезков не зависит от моды, технологии, свойств материалов и т.д. В ЕМКО каждой формуле присвоен номер системы и разработана единая последовательность конструирования для всех групп и видов одежды. На основе исходных данных определяют характер конструкции и производят расчет, используя электронные таблицы. Эти таблицы построены на базе программы MS Excel таким образом, что каждой системе расчета соответствует математически обоснованная формула и расчет происходит автоматически при вводе исходных данных: размерных признаков и прибавок на свободное облегание.

Разработка таких электронных таблиц исключает возможности математических ошибок, ускоряет процесс расчета, высвобождая время на  анализ модельных особенностей и построение непосредственно чертежей конструкций и лекал, как основного конечного продукта «Конструирования одежды».

Компьютерные средства являются в данном случае интерактивными, обладают способностью «откликаться» на действия студента и преподавателя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методики компьютерного обучения.

Информация обучения требует от преподавателя и студентов компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии. Внедрение информационно-коммуникативных технологий на уроках «Конструирование одежды» позволяет развивать навыки самостоятельной работы и познавательной самостоятельности студентов, сократить время на поиск нужной информации, на расчеты для построения базовых конструкций и ожидается высвобождение дополнительного времени на художественное и инженерное конструирование и моделирование, связанное с предметным выражением технической структуры изделия.



Все статьи автора «stlpiim»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: