УДК 330

ОСНОВЫ НАКОПЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Носкова Кристина Альбертовна
Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых
аспирант

Аннотация
Показателем качества жизни населения является степень накопления человеческого капитала.

Ключевые слова: активы человеческого капитала, инвестиции в человеческий капитал, накопление человеческого капитала, человеческий капитал


FUNDAMENTALS OF HUMAN CAPITAL ACCUMULATION

Noskova Christina Albertovna
Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs
graduate student

Abstract
An indicator of the quality of life is the degree of accumulation of human capital.

Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Носкова К.А. Основы накопления человеческого капитала // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/04/2838 (дата обращения: 26.05.2017).

В процессе экономического развития наблюдается замещение накопления физического капитала на накопления человеческого капитала. Темпы накопления человеческого капитала опережают темпы накопления физического капитала. Человеческий капитал имеет совершенно другой процесс накопления, чем физический капитал. Внимание к человеческому капиталу обусловлено явной прибыльностью средств, вложенных в его формирование (например, в образование, профессиональную подготовку).

Человеческий капитал является мобильной формой капитала. В современных условиях трудовая миграция высококвалифицированных работников является важным источником накопления человеческого капитала, обеспечивающего благосостояние и экономический рост в России[1].

Экономический мир нуждается в наемных работниках высокого качества, имеющих высшее образование и высокую квалификацию. Теоретические модели роста и микроэкономические данные свидетельствуют о том, что накопление человеческого капитала является важным фактором, определяющим доходы на душу населения, ВВП. Одним из основных факторов производства, определяющим национальное богатство страны, является величина накопленного человеческого капитала.

Основной формой накопления человеческого капитала являются инвестиции в человеческий капитал, здоровье, образование.

Накопление основных активов человеческого капитала происходит в процессе инвестирования, причем в качестве инвесторов выступают как частный сектор экономики, так и государственный. Рост мировой экономики в ближайшие несколько лет будет зависеть от накопления человеческого капитала. Накопление человеческого капитала становится одним из важнейших условий достижения такого развития. Накопление человеческого капитала является источником экономического роста.

Стратегия накопления человеческого капитала включает в себя:

  • специфику развития человекоориетированных отраслей (научно-образовательного комплекса, здравоохранения, культуры);
  • человеческий капитал и демографические процессы: подходы к комплексному регулированию;
  • формирование человеческого капитала;
  • бизнес и инвестиции в человеческий капитал;
  • государственно-частное партнерство в сфере накопления человеческого капитала;
  • проблемы накопления и реализации человеческого капитала в регионах России.

На рисунке 1 выделены три основных этапа накопления человеческого капитала [2].

Рисунок 1 – Этапы накопления человеческого капитала

Накопление человеческого капитала имеет две составляющие: инвестиции и потребление. На начальном этапе создаются условия накопления человеческого капитала – за счет системы инвестиций общества, предприятия, семьи формируются структуры, обеспечивающие расширенное воспроизводство потенциального человеческого капитала. Государственные вложения в образование населения во всем мире признаются необходимым условием экономического роста, но не все они превращаются в производительные инвестиции и приводят к качественному изменению человеческого капитала.

Накопление человеческого капитала происходит в период обучения личности в дошкольном образовательном учреждении, школе, колледже, институте, университете, на курсах повышения квалификации. В начальных и средних классах школьного образования происходит накопление первоначального человеческого капитала личности. Начальный запас человеческого капитала формируется в процессе получения школьного образования. Общее среднее образование закладывает базовый объем знаний в области естественных, общественных и гуманитарных наук.

Страны имеют различные периоды и скорость накопления человеческого капитала. Скорость накопления человеческого капитала снижается от стремления личности жить за счет других. Иждивенчество влияет на параметры накопления человеческого капитала. Институциональные различия между странами проявляются в разных условиях доступа к заемным средствам, необходимым для получения образования. В странах с более развитыми институтами чистая стоимость займов ниже, а спрос на образование, соответственно, выше.

Техногенные катастрофы, стихийные бедствия влияют на рост накопления человеческого капитала.

На втором этапе происходит формирование потенциального человеческого капитала, т.е. всей совокупности свойств и качеств человеческого капитала, применимых в процессе общественного производства. Одним из важнейших жизненных циклов является получение профессионального образования через производственное обучение, профтехучилища, средние и высшие специальные учебные заведения. Высокое качество человеческого капитала достигается за счет наличия у работников высшего образования, профессиональной подготовки. Более образованные люди накапливают больше человеческого капитала. У квалифицированных сотрудников выше отдача накопленного человеческого капитала. Накопление человеческого капитала осуществляется в период обучения и переподготовки работников, повышения квалификации, накопления ими производственного, предпринимательского, социального опыта. Профессиональная подготовка сопровождает работников на протяжении всей карьеры, занимая до 10% рабочего времени.

Непрерывность процесса накопления человеческого капитала улучшает качественные характеристики человеческого капитала. Высокое качество человеческого капитала зависит от компетентности сотрудников, их способности к адаптации, созданию новых идей при глобальной конкуренции. Профессиональное обучение играет основополагающую роль в обогащении человеческого капитала путем развития навыков. Китай, Индия и Турция это страны, которые демонстрируют значительные темпы роста, за счет развития навыков работников.

На третьем этапе потенциальный человеческий капитал вовлекается в производственно-коммерческую деятельность, то есть имеет место его превращение из потенциальной формы в форму реального человеческого капитала. При таком представлении о стадиях накопления человеческого капитала инвестиции в человека являют собой не только начальный этап формирования и накопления, но и источники, призванные обеспечить возможность осуществления этих процессов.

На накопление человеческого капитала огромное влияние оказывает субъективный фактор. Накопление человеческого капитала зависит от среднего уровня человеческого капитала. Участие людей в процессе накопления человеческого капитала носит осмысленный характер, требует мотивации и значительных усилий самого обучающегося. Прямые расходы на накопление человеческого капитала могут включать в себя частные уроки, учебные материалы, инвестиции в человеческий капитал. Общий процесс накопления человеческого капитала носит длительный характер и составляет от 12 до 20 и более лет. В России накопление человеческого капитала в каждом регионе имеет свои особенности: в сельской местности, малых городах накопление капитала идет медленнее, чем в крупных городах. Экономический рост способствует накоплению человеческого капитала в сельской местности.


Библиографический список
  1. Носкова К.А. «Человеческий капитал» современной России: проблемы трудовой миграции. // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – Октябрь, 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2012/10/1357
  2. Самородова Е.М. Накопление и рыночная реализация человеческого капитала – основа формирования и эффективного использования инновационных кадров России // Вестник ОрелГИЭТ, 2011, №3(17) с. 93-100.



Все статьи автора «Носкова Кристина Альбертовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: