УДК 37

ДЕТИ «ГРУППЫ РИСКА» СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ. КАКИЕ ОНИ? ОБРАТНАЯ СТОРОНА МЕДАЛИ

Железнова Инна Васильевна
МБОУ СОШ №17 г.Белгорода
Педагог-психолог

Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению проблемы личности современных подростков с отклоняющимся поведением. В работе анализируются исследования ученых относительно особенностей подросткового возраста, рассматриваются понятия «отклоняющееся поведение», «трудный подросток», описывается общая картина психологической диагностики эмоционального состояния детей «группы риска».

Ключевые слова: конфликт, общение со взрослыми, общение со сверстниками, отклоняющееся поведение, подростковый возраст, тревожность


CHILDREN IN THE «RISK GROUP» OF THE MODERN SCHOOL. WHAT ARE THEY? THE REVERSE SIDE OF THE MEDAL.

Zheleznova Inna Vasilievna
School №17 in Belgorod
Teacher-psychologist

Abstract
In the article the problem of identity of modern teenagers. In the work is the research of scientists of adolescence, describes the concepts of "deviating behavior", "hard cases", the emotional state of children "groups of risk".

Keywords: adolescence, anxiety, communicating with an adult, communication with peers, conflict, deviating behavior


Рубрика: Педагогика, Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Железнова И.В. Дети «группы риска» современной школы. Какие они? Обратная сторона медали // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/04/2666 (дата обращения: 27.03.2019).

Как мы все знаем, не бывает плохих детей. Но хоть один раз в жизни каждому из нас удавалось встречаться с детьми, поведение которых выходило за рамки общественных норм и правил. Как показывает наука и житейский опыт, феномен отклоняющегося поведения наиболее остро мы можем наблюдать в подростковом возрасте. Под отклоняющимся (девиантным) поведением мы подразумеваем отдельные поступки или систему поступков, противоречащих принятым в обществе правовым или нравственным нормам: преступность и уголовно ненаказуемое поведение [1, с.72].

В современной школе получают образование очень разные дети.  В процессе учебы педагогам часто приходится сталкиваться к детьми, имеющими различные девиации. И нередко диалог «учитель-ученик»  с такими детьми заканчивается конфликтом. Но не будем слишком критично относиться к данной ситуации. Следует помнить, что любое поведение имеет свою причину.

Обращаясь к работам многочисленных авторов, изучавших проблему подросткового возраста, Божович Л.Б., Выготский Л.С., Давыдов В.В., Казнова Г. В., Козинцева Т. Н., Леонтьев А. Н., Петровский А. В., Фельдштейн Д. И. и др., мы видим, что данный возрастной этап является кризисным, поскольку затрагивает все стороны развития и социальной жизни. В подростковый период происходит половое созревание, порождающее эмоциональную неустойчивость, резкие перепады настроения; изменяется социальная ситуация развития: ребенок начинает отстаивать свою самостоятельность, претендует на равенство со взрослыми, рождается «чувство взрослости»; изменяется ведущая деятельность – появляется интимно-личностное общение, где подросток пересматривает свою систему ценностей, взглядов, идеалов. Все эти перемены в подростке как защитная реакция способны породить поведенческие паттерны, не принятые в социальном обществе.

Поэтому в современной школьной среде для профилактики возникновения девиантного поведения формируется так называемая «группа риска» обучающихся. В нее входят дети из неблагополучных семей, дети с отклоняющимся поведением, в том числе педагогически запущенные, а также дети с проблемами в обучении и развитии, дети с хроническими заболеваниями, инвалиды. «Группа риска» в данном случае является промежуточным звеном между «нормой»  и «девиацией».

Работая с детьми, имеющими проявления девиантного поведения, была проведена психологическая диагностика особенностей эмоционального состояния, личностных особенностей. В работе были использованы методика «Шкала тревожности» (Кондаш), методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна.

Из полученных результатов мы видим, что, несмотря на наличие вербальной, косвенной и физической агрессии, у таких детей преобладает межличностная тревожность -71 % исследуемых (результаты отображены в таблице 1).  Дети данной категории испытывают беспокойство в ситуациях общения с окружающими. Результаты психологической диагностики уровня самооценки показали, что подростки «группы риска» имеют завышенный неустойчивый уровень самооценки и завышенный уровень притязаний. Что означает, неуверенность в себе, желание скрыть свою несостоятельность «храбрым», вычурным поведением. Подобное желание проявляется в совершении поступков, привлекающих внимание окружающих.

 

Таблица 1.  Оценка подростков «группы риска» субъективной неприятности различных конкретных ситуаций

Школьная тревожность Самооценочная тревожность Межличностная тревожность
Процентная выраженность результатов

8% исследуемых

21% исследуемых

71% исследуемых

 

Таким образом, рассмотрев проблему эмоционального состояния детей «группы риска», мы увидели эмоциональную составляющую их личности. И получив результаты межличностной тревожности, мы понимаем, насколько важно таким детям произвести нужное впечатление на окружающих. Неуверенность в себе, завышенные показатели межличностной тревожности, все это указывает на стремление подростка к положительному образу «Я», желание компенсировать пусть даже через асоциальное поведение.

 

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1989.
  2. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. – Т.4. – М., 1986.
  3. Фельдштейн Д.И. Трудный подросток. -М, 1988.
  4. Крайг, Г. Психология развития – СПб.: Питер, 2000.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Железнова Инна Васильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация