УДК 93

ОСОБЕННОСТИ САМОВЫРАЖЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Скопинцева Е.1, Пономаренко И.В.2
1ГБОУ СОШ №1 г.о.Чапаевск, ученица 8б класса ГБОУ СОШ №1, г.о.Чапаевск
2ГБОУ СОШ №1 г.о.Чапаевск, учитель истории ГБОУ СОШ №1, аспирант кафедры Отечественной истории и археологии ПГСГА

Аннотация
В статье рассказывается об особенностях самовырожения подростков в школе.
Работа написана ученицей 8 б класса школы №1 в г.Чапаевске и представлена на научно-практической конференции школьников.

Ключевые слова: личность, самовыражение подростков


SELFEXPRESSIONS OF TEENAGERS

Skopinzev E.1, Ponomarenko I.V.2
1SCHOOL №1 of Chapayevsk, Student class 8B GBOU SCHOOL No. 1, g.o. Chapayevsk
2SCHOOL №1 of Chapayevsk, history teacher GBOU SCHOOL No. 1, the post-graduate student of Faculty of national history and archeology PGSGA

Abstract
The article tells about the peculiarities of savyroženiâ teenagers in school. also studied ways of self-expression.
The work is written by a disciple of 8 b class of school №1 in the town of Chapayevsk, and presented at the scientific-practical Conference of students.

Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Скопинцева Е., Пономаренко И.В. Особенности самовыражения подростков // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/04/2630 (дата обращения: 29.09.2017).

Проблема самоутверждения и самовыражения личности находится в поле зрения различных специалистов: психологов, культурологов, педагогов, социологов и т.д. Это состояние объясняют и поиском счастья, и поиском самого себя, и поиском своего предназначения, миссии. Порой в этот период ребенок полностью меняется, что иногда может вызывать недопонимание со стороны родителей. Поэтому мы считаем актуальным обратиться к формам и способам самовыражения, чтобы понять в связи, с чем это связано.

Теоретико-методологические основы исследования обусловлены комплексным подходом к изучаемой проблеме и представлены следующими учениями, концепциями и идеями: учение о единстве мышления, сознания, деятельно-творческой сущности человека, его творческой активности; идеи о роли деятельности в формировании и развитии творческой активности человека.); теории развития творческих способностей и креативности личности; идеи доминирующей роли мотивации при формировании творческих качеств личности, а также идеи самореализации и самоактуализации личности.

Историография изучаемого вопроса. Анализ педагогической, научно-методической и специальной литературы показал, что аспекты изучения и становления творчески активной личности имеют длительную и обширную историю. Проблемой самовыражения подростков начинают заниматься со второй половины XX века. Но конкретизация изучения поведения подростков наметилась в начале XXI века. Видные ученые Б.С. Волков, Е.М Волкова, Ю.А. Клейбиг изучает девиантное поведение подростков, рассматривают через призму поведения человека. Большое внимание уделяется также причине зарождения такого поведения. Ученые издали множество монографий по данному вопросу, где показали роль различных факторов в становлении личности подростка.

В каждом из нас существует наше внутреннее Я с безграничным потенциалом энергии, которое нужно удовлетворить. Но социум поглощает, подавляет это Я,  диктует свои условия жизни, и мы адаптируемся к жизни в обществе, и забываем про эту программу (а еще хуже — мы вообще ее не учитываем).

Засилье жизненных проблем иногда так давит и мешает поднять голову, в поисках выражения собственного Я. Никто нам не мешает гармонично сочетать жизнь в обществе и творческое самовыражение.

Поэтому свою потребность в самовыражении обязательно нужно удовлетворять, и вот несколько причин, почему это нужно делать:[1] Самовыражение – мощный источник положительных эмоций, вдохновения и отличный способ разрядки, дающий выход накопленной негативной энергии. Не зря говорят, что для художника картина – это канализация, куда он сливает отрицательные эмоции.

  • Самовыражение человека – способ найти себя, лучше понимать себя и развиваться. Терапия самовыражением – актуальное и набирающее силу направление психологической помощи. Наиболее популярными являются арт-терапия и танцевально-двигательная терапия.
  • Посредством самовыражения происходит повышение самооценки, когда вы действуете в коллективе, и другие признают ваш талант, когда единомышленники и поклонники наслаждаются плодами вашего творчества.
  • Каждый человек уникален, и каждому подходят различные способы самовыражения.

А теперь попробуем определить типичные способы самовыражения, существующие на сегодняшний день.

  • Творчество (искусство, танцы, декоративно – прикладное искусство и т. д.)
  • Внешность (яркий макияж, экспрессивная одежда, татуировка, пирсинг)
  • С помощью вкусов (кино, музыка, игры)
  • Научная деятельность
  • Достижения, заслуги
  • Профессиональная деятельность.

Выразиться можно, добиваясь успеха в любой деятельности:

  • Становясь спортсменом, занимать призовые места;
  • Будучи ученым, получающим научные звания, степени, награды;
  • Являясь работником, чья фотография висит на доске почета;
  • Получая звание «работника месяца»

Таким образом, перечисленные способы самовыражения не исчерпывают весь возможный список для реализации внутреннего человеческого потенциала. Ведь сколько людей – столько и существует вариантов самовыражения[2].

 

Стремление человека к самоутверждению появляется в раннем подростковом возрасте. Особенно интенсивно оно становится заметным в возрасте 12-13 лет. Если ситуация в окружении ребенка благоприятная, то он как личность развивается гармонично.

В этот период у ребенка появляется потребность общаться с друзьями, а учебные процессы отходят на второй план. По этому поводу с родителями бывают споры и разногласия. Ребенок под нажимом взрослых или по привычке продолжает хорошо учиться, но в школу торопится, чтобы встретить друзей, поделиться новостями, зарекомендовать себя в коллективе сверстников с лучшей стороны.

Процесс утверждения подростка в коллективе может идти различными путями, но главный канал — «играние ролей» (социально-психологический термин), причем, именно тех, на которые подросток претендует. Из них наиболее характерны:

  • Умный
  • Сильный, смелый, волевой
  • Активист
  • Талантливый
  • Увлечённый
  • Надежный друг, верный товарищ

Так же еще одним способом утверждения в обществе является одежда и внешний вид, через то, что подростки стараются выразить себя. И чтобы не мешать своему ребенку в этом деле, необходимо, в первую очередь, вспомнить себя в таком возрасте, когда выбирать одежду хотелось самому без советов родителей.

Мода – это еще один способ самовыражения. По моему мнению – это самый лучший способ выразиться в обществе, т. к. «судят человека по одежке…». Исходя из всего этого, давайте вместе познакомимся с самыми распространенными субкультурами среди молодежи, через которые мода, как самовыражение, помогает подростку отыскать самого себя в мире[3]. Перед вами самые распространенные и выделяемые психологами типы нового поколения, которые показывают свое самовыражение через необычный стиль одежды и внешний вид. Вот некоторые из них[4]:

  • Готы;
  • Панки;
  • Стиляги;
  • Спорти;
  • Рэперы;
  • Эмо;
  • Гламурщики.

Огромную роль во внешнем виде подростка играют детали, которые помогают ему самоутвердиться и познать глубины своего внутреннего мира[5]:

  • Разнообразные прически
  • Серьга в ухе
  • Пирсинг
  • Татуировка

Каждый подросток это индивидуальность. Именно поэтому все молодые люди могут смело позволить себе появиться на людях и проявить себя в неповторимом стиле, который свойственный только ему. Через такую одежду ребенок демонстрирует самовыражение «Я», которое он пытается выдвинуть на первый план. Здесь стоит помнить о том, что внешний вид это важная составляющая часть его представления о себе, как о личности. Вот именно поэтому одежда это лучший способ проявить себя в социуме.

Для определения проблем связанных с утверждением подростков в социуме, мы провели анкетирование среди учащихся 5 – 9 классов.

В опросе принимали участие 100 человек (первая группа 5-7 класс 60 человек, вторая группа 8 – 9 класс 40 человек).

По результатам анкетирования мы увидели то, что для детей первой группы (5-7 классы) самовыражение менее важно, нежели для ребят постарше (8-9 класс), то, что респонденты первой группы больше прислушиваться к родителям, чем респонденты другой группы, что объясняется возрастными особенностями.

Подтвердилась наша гипотеза, то, что многие родители слишком жестко контролируют своих детей, считая маленькими, и поэтому оберегают их. Между тем дети в силу своих возрастных особенностей агрессивно реагируют на запреты родителей, игнорируют их, между «отцами и детьми» возникает недоверие, которое может вылиться в ненависть, поэтому часто многие ребята начинают показывать свою взрослось через не очень хорошие поступки. Задача родителей в этот период развития своего чада больше уделять внимание ему: интересоваться его жизнью, помогать в трудных ситуациях, разговаривать на разные темы, объяснять «что такое хорошо и что такое плохо». Одним словом относиться к нему не как к ребенку, а как к равноправному члену общества.

 


[1] Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М., Академический проект, 1999. С.56-78; Клейберг Ю.А.  Психология девиантного поведения. М., 2001. С.140.

[2] Юнг К.Г. «Человек и его символы». – М., 1998.

[3] Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. М., 2000. С.59

[4] Подросток на перекрестке эпох. Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. / Под ред. Кривцовой С.В. М., Генезис. 1997. С.80-112

[5] Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании. – М., Класс, 1998. С.99.



Все статьи автора «Пономаренко Илья Валентинович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Один комментарий к “Особенности самовыражения подростков”

  1. 09.04.2015 в 16:19

    Здравствуйте, я занимаюсь исследованием похожей темы, не могли бы вы показать вашу анкету?

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: