ШАХМАТНАЯ ИГРА В ШКОЛЬНОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Прудникова Е.А.
ГБОУ ЦО №1883 «Бутово»
к.п.н., педагог дополнительного образования

Аннотация
В статье рассматривается шахматная игра в школьном дополнительном образовании как средство социально-творческого развития детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: шахматы, школьное дополнительное образование


CHESS IN THE SCHOOL ADDITIONAL EDUCATION AS A MEANS OF SOCIAL AND CREATIVE DEVELOPMENT OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

Prudnikova E.A.
GBOU TcO №1883 «Butovo»
Ph.D., teacher of additional education

Abstract
Chess in the school additional education is considered as a mean of social and creative development of children of primary school age in this paper.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Прудникова Е.А. Шахматная игра в школьном дополнительном образовании как средство социально-творческого развития детей младшего школьного возраста // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/02/2325 (дата обращения: 24.02.2024).

Основы социально-творческой активности закладываются в раннем возрасте. Значительная роль в развитии такой активности принадлежит школьному дополнительному образованию, в том числе и активно внедряющемуся в школьное дополнительное образование шахматной игре. В этом отношении возникает потребность в повышении роли школьного дополнительного образования в социально-творческом развитии учащихся.

Обратимся к самому понятию «социально-творческая активность». Проведенный категориальный анализ различных подходов к трактовке понятий «активность ребенка» (И.Д. Демакова, М.И. Лисина и др.), «творческая активность детей» (Д.Б. Богоявленская, М.Н. Скаткин и др.), «социальная активность ребенка» (В.В. Зеньковский, В.А. Петровский и др.), а также обобщения собственных научных изысканий
позволили придти к
следующему пониманию существа «социально-творческой активности младшего школьника» – как интегрированного социально значимого качества личности ребенка, характеризующее его интересы общественно-значимой направленности, самодеятельность, творчество и целенаправленное проявление инициативы в решении социально-значимых задач. Речь идет о таких сферах проявление ребенка, как отношение к учебе, сверстникам и взрослым, общественно-полезной, созидательной деятельности.

Анализ литературы по вопросу роли дополнительного образования в формирование и развитие личности детей позволил выявить факторы, существенно сказывающиеся на проявлении социально-творческой активности детей в школьном дополнительном образовании. К ним отнесем: различные сферы дополнительного образования, роль детского воспитательного коллектив, личности педагога, а также потенциал различных средств школьного дополнительного образования.

Большая возможность в стимулировании развития социально-творечской активности младшего школьника есть у школьного дополнительного образования. Здесь создаются различные одновозрастные и разновозрастные объединения учащихся (кружки, секции, студии, ансамбли и пр.), с учётом их интересов, возрастных, и индивидуальных особенностей. Занятия проводятся по комплексным, интегрированным, вариативным, разноуровневым, практико-ориентированным программам, многие из которых являются авторскими, разработанными педагогами–практиками. Данные занятия оказывают значительное влияние на развитие творчества, самоопределения младших школьников, так как данный возраст – это ступень личностного становления ребенка, развития его способностей к взрослению, к ответственности за себя и окружающий его мир.

На сегодняшний день все чаще одним из направлений школьного дополнительного образования становится шахматная игра. Значение шахмат в формировании личности весьма значительна. Благодаря этой игре дети учатся быть настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать творческие логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине, стараются не падать духом при отдельных неудачах и т. д. Таким образом, шахматы, несомненно, полезны, способствуя интеллектуальному развитию человека, оказывая эстетическое воздействие и раскрывая красоту человеческого мышления.

В тоже время, практика свидетельствует, что, при включение ребенка в шахматную игру, необходимо целесообразное насыщение занятий оригинальными творческими продуктами, что способствует разносторонности в развитии детей.

Изучение опыта организации школьного дополнительного образования в образовательных учреждениях, их учебных планов и образовательных программ, а также личный опыт работы педагогом дополнительного образования в школе, позволили разработать методику организации шахматной работы с детьми младшего школьного возраста, направленную на развитие социально–творческой активности учащихся, основанную на использовании оригинальных творческих продуктов деятельности детей. Включение творческого компонента в структуру занятия обеспечивает стимулирование социально-творческого проявления и создает предпосылки для наиболее полной самореализации ребенка. Этому содействует использование оригинальных творческих продуктов деятельности. Они насыщают и обогащают деятельность детей, внося разнообразие, поддерживая интерес и проявление активности с учетом индивидуальных возможностей ребенка.

Структуру оригинальных творческих продуктов можно представить в виде схемы. (См.: схема 1).


Схема 1. Структура оригинальных

творческих продуктов

В рисунках дети стремятся выразить эмоциональные отношение к явлениям жизни, к увиденному, услышанному. Творческие занятия по рисованию, лепка на шахматную тематику развивают воображение, способствуют развитию творческого, латерального мышления, развивают креативные способности, а также творческий потенциал. В развитии интеллекта во время изобразительной деятельности участвуют такие важные мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Сказкотерапия является для обучающихся развивающим средством. В сказках, сочиненных детьми, отражаются желания самого ребенка, его «Я», самооценка.

Дети любят составлять и зарисовывать сказки. «Рисование» сказки способствует развитию креативности, умения образно выражать свои мысли; развивает память, внимание, волю, нравственные чувства. Дети очень любят волшебные сказки. Они таинственны, динамичны, они настраивают, побуждают фантазию ребенка. Такие задания формируют у детей творческую фантазию и воображение, умение воплощать задуманное в реальном образе.

Творческие развивающие игры – особый вид заданий, способствующий в игровой и увлекательной форме закреплению пройденного материала. Для целей развития творческого потенциала ребенка можно использовали различного вида игры: дидактические игры, игра в шахматы как таковая, сюжетно–ролевые. Эмоционально насыщенная игра дает ребенку силы, радость, здоровье, развивает интеллект, культуру, она воспитывает ребенка, укрепляет его жизненные интересы, позиции. Игра способствует развитию фантазии, креативности.

Стихи, загадки, ребусы про шахматный фигуры способствуют быстрому запоминанию шахматного материала и включению всех детей в познавательный процесс.

Специальные творческие избирательные упражнения направлены на воздействие и тренировки внимания, оперативной памяти, воображения, комбинаторного, логического и творческого мышления, творческой фантазии.

Таким образом, в обобщенном виде специфика методики организации шахматной работы с детьми младшего школьного возраста, направленных на развитие социально–творческой активности учащихся, должна носить следующие черты:

1)    носить этапный характер: этап усвоения знаний, этап осмысления знаний и этап закрепления знаний;

2)    специфика методик должна быть основана на взаимодействии шахматной игры с оригинальными творческими продуктами: творческими заданиями, творческими развивающими играми, творческими избирательными упражнениями, сказками, стихами, загадками, ребусами, что существенно обогащает творческую среду;

3)    занятия должны строиться на свойственных младшим школьникам потребностях и интересах, на использовании видов деятельности влияющих на развитие творчества учащихся.

Итак, проведенный анализ методик и рекомендаций по начальному обучению шахматной игре, а так же опыт их реализации, позволил отметить, что шахматная кружковая работы с младшими школьниками, может способствовать развитию их социально-творческого потенциала. В этом ведущую роль играет возможность целесообразного насыщения занятий по шахматам оригинальными творческими продуктами, создания творческой среды, включение детей в разнообразную по форме деятельность.


Библиографический список
  1. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей.- М.: ВЛАДОС, 2002. – 352 с.
  2. Миссия, цели и стратегия развития дополнительного образования // Дополнительное образование. – 2004. – № 2. – С. 52-54.
  3. От внешкольной работы – к дополнительному образованию детей : сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей / Под ред. А.К. Бруднова. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 544 с.
  4. Салахутдинов Р. Г. Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды. – Казнь, РИЦ “Школа”, 2002. – 216с


Все статьи автора «Прудникова Екатерина»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: