УДК 7

ПРОТЕСТАНТИЗМ КАК МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРОИЗВОДСТВА КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Домбраускене Галина Николаевна
Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского
доцент

Аннотация
В статье рассматривается протестантизм как мировоззренческая система производства культурных ценностей.

Ключевые слова: архитектура, драма, духовная культура протестантизма, живопись, литература, музыка


PROTESTANTISM AS AN IDEOLOGICAL SYSTEM OF PRODUCTION OF CULTURAL VALUES

Dombrauskene Galina Nikolaevna
Marine State University named after Admiral G.I. Nevelskiy
associate professor

Abstract
Protestantism is considered in this paper as an ideological system of production of cultural values.

Рубрика: Искусствоведение, Религия

Библиографическая ссылка на статью:
Домбраускене Г.Н. Протестантизм как мировоззренческая система производства культурных ценностей // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/01/2251 (дата обращения: 28.05.2017).

Протестантизм как форма христианского вероисповедания существует уже почти пятьсот лет. Его распространение привело к значительным изменениям религиозной и социально-политической жизни в Европе XVI в., а также дало мощный импульс для развития целого пласта культуры, завоевавшей впоследствии заслуженное мировое признание. «Развитие современного государственного устройства, науки, технологии бизнеса и современной профессиональной этики происходит при активнейшем взаимодействии с культурой протестантизма уже на протяжении пяти веков»[12].

В настоящее время мировая общественность, во главе с Евангелической Церковью Германии (Evangelische Kirche in Deutschland (EKD)) при поддержке правительства Германии, готовиться к празднованию пятисотой годовщины Дня Реформации (31 октября 2017 г.). Период с 2008 по 2017 гг. объявлен «десятилетием Лютера»; каждый год посвящен актуальным социокультурным вопросам мирового значения: образованию, культуре, политике, социальным свободам, толерантности. В Германии создан специальный комитет по подготовке и проведению праздничных мероприятий. Планируется проведение торжественных богослужений, фестивалей, симпозиумов; издаются журналы, готовятся телепередачи и т.д.

2012 г. объявлен EKD годом «Реформации и музыки». В рамках национального культурного проекта «366+1, Kirche klingt 2012» («366+1, Церковный Звук 2012») повсеместно в Германии и среди лютеранских общин в других странах проходят музыкальные концерты, в которых организационный комитет видит так называемый «Kraftimpuls» («Импульс силы») для дальнейшего позитивного преобразования христианского мира.

Памятные исторические места привлекают большие потоки туристов. Среди наиболее посещаемых памятников Реформации – лютеровский мемориал в земле Саксония-Ангальт, который с 1996 г. входит во всемирное наследие ЮНЕСКО; церковь в Виттенберге, к дверям которой Мартин Лютер прибил свои знаменитые «95 тезисов» (31 октября 1517 г.); Виттенбергский замок, на реставрацию которого в 2011 г. власти Магдебурга выделили несколько десятков миллионов евро; церковь Св. Георгия, построенная около 1180 г., в которой в детстве пел М. Лютер и был крещен И. С. Бах; церковь Св. Томаса в Лейпциге, где работал И. С. Бах и где впервые звучали многие его выдающиеся духовные произведения. Всего в Германии в рамках готовящихся мероприятий должны принять участие около 7000 духовых оркестров, свыше 250 тысяч певцов, около 10000 хоров [7].

Среди выдвигаемых на обсуждение общественности вопросов, связанных с Реформацией, наиболее актуальными продолжают оставаться вопросы духовной эмансипации, свободы; а также расширения аксиологического пространства средствами религиозной культуры и искусства.

26 апреля 2029 г. мировую общественность снова ожидает важный юбилей – пятьсот лет со дня подписания «Протестации» («Protestation») – официального документа, составленного пятью немецкими князями – Саксонии, Гессена, маркграфств Бранденбурга, Люнебурга и Ангальта и четырнадцатью вольными городами, выступившими против решения II Шпейерского рейхстага (февраль – апрель 1529 г.), на котором односторонним большинством было отменено право немецких правителей устанавливать религию для своих подданных в соответствии со своей личной верой. Их выступление, выразившееся в публичном протесте, дало название реформаторскому христианскому вероисповеданию.

Рождение протестантизма протекало в сложных экономических, политических, религиозных и общественных условиях, на стыке старой феодальной и новой буржуазно-капиталистической общественных формаций. Европа пришла к одному из самых тяжелых кризисов. Господствующий повсеместно и на всех уровнях социальной жизни религиозный институт, в лице Римско-католической церкви, утратил к этому моменту авторитет духовного лидера и вызывал повсеместное недовольство, и даже негодование среди всех слоев общества. Причины – чрезмерность богатства культа, требовавшего тяжелых повсеместных поборов, а так же, неспособность отвечать духовным потребностям людей.

Стремление преодолеть сложившуюся кризисную ситуацию вылилось в мощное общественное движение, эпицентр которого в XVI в. находился в Германии: внутренние проблемы Римско-католической церкви эпохи Возрождения обсуждались гуманистами, такими как Ульрих фон Гуттен, Альбрехт Дюрер, Эразм Ротердамский, Филипп Меллонхтон; многими общественными лидерами, например, Томасом Мюнцером, Михаэлем Гайсмаром и др. Среди всех этих выдающихся личностей роль признанного религиозного вождя принадлежала Мартину Лютеру (1483-1546).

Его трактаты, расходившиеся по Германии и за ее пределами, стали важным инструментом формирования новой картины мира, отвечающей во многом гуманистическим идеалам эпохи и сформировавшей в последствие качественно новый европейский менталитет с развитым и рефлектированным индивидуальным сознанием.

На это качество обращает внимание отечественный исследователь протестантизма И. В. Подберезский. Говоря о христианском индивидуализме, построенном «на уважении к своей человеческой личности, созданной по образу и подобию Бога, пронизанной заботой о ближнем, созданном по тому же образу и подобию. <…> Этот индивидуализм исходит из уважения к своему «я», невозможного без уважения к ближнему» <…> Индивидуализм протестантов вытекает из напряженной работы мысли, из особого переживания своего отношения к Богу…» [8, c. 80-81].

Начавшая быстро распространяться и укрепляться, мировоззренческая концепция протестантизма произвела существенные перемены не только в духовной жизни ряда европейских стран, но и в хозяйственной. Как утверждает Л. Савельев, протестантизм, предоставив дело спасения души «одной лишь вере», вытолкнул разум на поприще мирской практической деятельности – ремесла, хозяйства, политики [13].

Применение разума в практической сфере поощрялось, так как реформаторы особое место отводили труду, выдвинув его чуть ли не в качестве аскезы, заменившей монашество. Являясь внимательными исследователями Библии, которая стала активно переводиться с латыни на национальные языки, протестанты стремились строить свою жизнь в соответствии с тем, что там было написано: «работник заслуживает платы» (Евангелие Луки 10:7, с. 1140), «… каждый получит то вознаграждение, которое ему положено. Мы ведь сотрудники на службе у Бога…» (1 Коринфянам 3:8-9, с. 1267), «Кто воровал, пусть больше не ворует, а усердно работает собственными руками, чтобы было чем поделиться с тем, кто в нужде» (Эфесянам, глава 4, стих 28) [1, c. 1306].

Традиция уважать любой труд способствовала признанию протестантами особой ценности технических и научных изобретений, всевозможных усовершенствований, которые этот труд облегчают. Безусловно, это один из важных факторов материального прогресса в Европе. Этот феномен был глубоко исследован и представлен общественности в работе известного немецкого социолога Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» (1905 г.). Проводя сравнительный анализ разных религий, и исследуя взаимодействие экономических условий, социальных факторов и религиозных убеждений, он отмечал «преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей, а равно среди высших квалифицированных слоев рабочих, и прежде всего среди высшего технического и коммерческого персонала современных предприятий». <…> «В этих случаях, несомненно, налицо следующее причинное соотношение: своеобразный склад психики, привитый воспитанием, в частности тем направлением воспитания, которое было обусловлено религиозной атмосферой родины и семьи, определяет выбор профессии и дальнейшее направление профессиональной деятельности» <…> «Результатом Реформации как таковой было, прежде всего, то, что в противовес католической точке зрения, моральное значение мирского профессионального труда и религиозное воздаяние за него чрезвычайно возросли» [2].

Успешное развитие капитализма в протестантских странах Макс Вебер связывает именно с вероисповеданием, подчеркивая, что религиозное мышление и жизненная ориентация является определяющим качеством характера европейской культуры и ее индустриально-технических завоеваний, результаты которых заслужили всемирное признание.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель с позиции своей философии утверждал: «…Представление о Боге составляет общую основу народа. <…> Поэтому природа государства и его конституция таковы же, как и природа религии; государство действительно произошло из религии, и притом так, что Афинское или Римское государство было возможно лишь при специфической форме языческой религии этих народов так же, как католическому государству свойственны иной дух и иная конституция, чем протестантскому. <…>…Определенный дух народа сам является лишь отдельным индивидуумом в ходе всемирной истории. Ведь всемирная история есть… выражение… ряда ступеней… Эти ступени находят свое выражение во всемирно-исторических духах, в определенности их нравственной жизни, их конституции, их искусства, религии и науки» [3].

В философском понимании протестантизм представляет собой мировоззренческую систему, которая строится на Библейской картине мира с ее учением о происхождении Вселенной, Земли, жизни на Земле, сотворении человека; объяснением природных явлений; оценкой поступков человека; прогнозом его загробной жизни. В эту систему также входят определенные взгляды, убеждения, идеалы, ценностные ориентации, принципы познания и деятельности. Она определяет место человека в этом мире и его вселенский статус в отношениях с Богом, окружающими людьми, природой и самим собой. «…И как Меня полюбил Отец, так и Я [Иисус] полюбил вас [обращается к ученикам]. Живите в Моей любви! Если исполните то, что Я вам заповедал, будете жить в Моей любви, так же, как Я исполнил то, что Мне заповедал Отец, и живу в любви Отца. Я сказал это вам, чтобы радость Моя стала вашей, чтобы наполнила вас до краев. Вот Моя заповедь вам: любите друг друга так, как Я вас полюбил. Нет любви выше той, когда жизнь отдают за друзей. Если исполните то, что Я вам заповедал, вы Мне – друзья. Слугами больше Я вас не зову, слуга ведь не знает, чем занят его господин. Вас же назвал Я друзьями, потому что поведал вам все, что узнал от Отца» (Ев. Иоанн 15:9-15, с. 1190) [1].

Любая религиозная мировоззренческая конструкция определяет свойства всей культовой системы. Культовая система формируется на основе определенных этой конструкцией отношениях со сверхъестественным, что выражается в специфики обрядовых действий. «Мировоззренческие конструкции становятся основой формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и т. д., придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным» [10].

«Цель религии везде, где мы встречаемся с ней, всегда священна. Религия может быть и несовершенной, и наивной, но она всегда ставит человеческую душу рядом с Богом; и каким бы несовершенным, каким бы наивным ни было понятие Бога, оно всегда представляет собою высший идеал совершенства, который человеческая душа за время своего существования может постичь и охватить. Следовательно, религия ставит человеческую душу рядом с высшим идеалом, она поднимает ее выше уровня обыденных добродетелей и, по крайней мере, рождает тоску по высшей и лучшей жизни – жизни в божественном свете» [6, c. 162].

Религиозные мировоззренческие основания протестантизма имеют довольно длительную историю. Истоки следует искать в первоначальном и средневековом христианстве, в движениях вальденсов, альбигойцев, ллолардов, гуситов, богемских (моравских) братьев и др. Несмотря на историческую удаленность, региональные культурные особенности, на разнообразие форм духовной практики, – эти дореформационные движения связывают с реформаторскими схожие воззрения в отношении вероисповедания, базирующегося на чистоте образа первоапостольской церкви.

Примеры активного сопротивления религиозной закоснелости, ханжеству, пренебрежению духовных и нравственных законов можно встретить и в древности. Одним из авторитетных для христиан и, особенно для протестантов, источником является Библия. Она демонстрирует немало героических образов, таких как Авраам, Моисей, Иисус Навин, царь Давид, Самуил, Илия, Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Неемия, Малахия и др. для которых защита божественных истин и чистоты веры были принципиальной жизненной позицией. У истоков христианства – Иоанн Креститель и, конечно, сам Иисус Христос, а далее, его ученики, Апостолы. Все эти личности призывали народ к полному послушанию Божественным законам, сохранению своей жизни от порочных деяний и преступлений.

Библия включает также много драматических событий связанных с упадком религиозного чувства, отступлением людей от основ веры, подмены их языческими традициями, духовным и моральным разложением. Весьма впечатляет поступок Иисуса Христа, пришедшего в храм незадолго до Своих крестных страданий, где Он стал опрокидывать столы меновщиков денег, продавцов голубями и прочей живностью, которая своим присутствием оскорбляла сакральное пространство храма и божественную личность. Отступление от основополагающих духовных принципов привело людей к извращенным представлениям о богослужении. Деятельность и проповедь Иисуса Христа показались иудейским священникам настолько радикальной, что они сговорились предать Его мучительной казни – распятию.

Непримиримая, порой даже жесткая позиция в вопросах веры была свойственна и лидерам Реформации. Мартин Лютер написал много обличительных посланий в свойственной ему эмоциональной и бескомпромиссной манере, например: «Романисты с завидной прытью воздвигли вокруг себя три стены, при помощи которых они до сих пор защищали себя, и никто не смог их реформировать; из-за этого все христианство пришло в ужасный упадок. Во-первых, если им угрожали светской властью, то они утверждали, что светские законы не для них писаны, более того, что духовное выше мирского. Во-вторых, если их хотели привлечь к ответственности на основании Священного Писания, то они подчеркивали, что никому, кроме папы, не подобает истолковывать Писание. В-третьих, если им угрожали Собором, то они выдумывали, будто бы никто, кроме папы, не имеет права созывать Собор. Так они тайно похитили у нас три розги, чтобы иметь возможность оставаться безнаказанными, и, укрывшись за надежными укреплениями этих трех стен, творили всевозможные гнусности и злодеяния, которые мы воочию видим и в наши дни» [5].

Таким образом, пространство протестантской культуры составляют разнообразные религиозные движения, чьи аксиологические ориентиры связаны с чистотой христианского вероучения по образу ранней церкви.

Общими для многих стали принципы, сформулированные и провозглашенные в период Реформации Мартином Лютером. Так называемая концепция «трех только»: человек спасается только верой; он обретает ее только через милость Божью, а не вследствие каких-либо личных заслуг (например, через покупку индульгенций); единственным авторитетом в делах веры является только Священное Писание [4, c. 230].

Характер протестантского вероучения был определен этими фундаментальными принципами, которые, при всем многообразии протестантских деноминаций, являются основным объединяющим всех признаком. Отклонение от этих принципов ставит под сомнение принадлежность той или иной деноминации к протестантизму. Исходя из этого, ученые расширяют исторические рамки протестантизма, выделяя, как показывает Схема 2, следующие периоды:

В значительной степени идеологическую почву Реформации XVI в. сформировали гуманисты. «Человек должен любоваться самим собой: лишь понравившись самому себе, сумеет он понравиться и другим (Э. Ротердамский) [11]. «Человек стоит столько, во сколько он сам себя ценит (Ф. Рабле) [9].

 «Будучи важной составной частью внутреннего мира человека, мировоззрение имеет сложную структуру. <…> Мировоззрение человека непременно обнаруживает себя в различных феноменах его духовной жизни и поведения: во взглядах, верованиях, убеждениях, поступках и т.п. <…> Но в них самих следует видеть лишь отдельные проявления более глубоких структур или слоев мировоззрения» [14]. «Протестанты теснее связаны со своим вероучением, приверженность которому предполагает сознательный выбор, известное личное мужество и способность противостоять давлению большинства» [8]

Характер вероисповедальной практики протестантизма обрел свои черты, отличные от исторических церквей – католической и православной. Одной из отличительных черт протестантизма является деноминационализм (англ. denominationalism) – разделение на многочисленные и самостоятельные формирования (церкви, общины, братства, конгрегации и т.п.). Все протестантские движения имеют свою преемственность, которая отражена на Схеме 3.

При всем разнообразии форм протестантских деноминаций, всех их объединяет одна характерная черта – возвращение к идеалам раннего христианства и Реформации. Мировоззренческая система, сформированная в XVI в. на основе ключевых принципов веры, провозглашенных реформаторами, определила характер всего аксиологического пространства, в котором функционируют разнообразные формы духовной культуры протестантизма – музыка, литература, живопись, архитектура, драма.


Библиографический список
  1. Библия. Современный русский перевод. – М: Российское библейское общество, 2011. – С. 1306.
  2. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. – М.: Прогресс, 1990. – 808 с.
  3. Гегель Г. В. Ф. Философия права. Пер. с нем.: Ред. и сост. Д. А. Керимов и В. С. Нерсесянц; Авт. вступ. ст. и примеч. В. С. Нерсесянц. – М.: Мысль, 1990. – 524 с.
  4. История Европы с древнейших времен до наших дней: В 8 т. Т. 3: От средневековья к новому времени (конец XV – первая половина XVII в.) – М.: Высшая школа, 1993. – 647 с.
  5. Лютер М. Время молчания прошло: Избранные произведения 1520-1526 гг. – Харьков, 1992.
  6. Мюллер Ф. М. Введение в науку о религии: Четыре лекции, прочитанные в Лондонском Королевском институте в феврале – марте 1870 года. / Пер. с англ., предисловие и комментарии Е. С. Элбакян. Под общей редакцией А. Н. Красникова. – М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. – 264 с.
  7. Официальный сайт мероприятия «Luther 2017 – 500 Jahre Reformation» [Электронный ресурс]. URL: http://www.luther2017 (дата обращения: 3.04.2012).
  8. Подберезский И. В. Быть протестантом в России. – М. Издательство «Благовестник», 1996. – 382 с.
  9. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. – М.:, Эксмо, 2005. – Глава XXIX.
  10. Радугин А. А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и дополн. – М.: Центр, 2004. – 336 с.
  11. Роттердамский Э. Похвала глупости. / Перевод с латинского П.К. Губера. Редакция перевода Маркиша С. П. Статья и комментарии Л. Е. Пинского. Изд.: Государственное издательство художественной литературы – М., 1960.
  12. Рудаков М. В. Протестантизм как феномен культуры XX века / Автореферат диссер. канд. культурол. наук. – М., 2001.
  13. Савельев Л. П. Протестантизм как феномен европейской цивилизации. Программа спецкурса [Электронный ресурс]. URL: http://www.isu.ru/hist/mimo/index.html (дата обращения: 30.06.2004).
  14. Якушев А. В. / Философия (конспект лекций) [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks (дата обращения: 14.02.2011


Все статьи автора «dombrauskene»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: