ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНОВ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВУЗЕ

Ясинский Д.В.
Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко
преподаватель кафедры психологии

Аннотация
В статье исследуются психолого-педагогические возможности органов студенческого самоуправления в ВУЗе.

Ключевые слова: студенческое самоуправление


PSYCHO-PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE STUDENT SELF-GOVERNMENT IN UNIVERSITY

Yasinskiy D.V.
Transdniestrian State University named after T.G. Shevchenko
teacher of psychology department

Abstract
This article is about psycho-pedagogical potential of the student self-government in university.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Ясинский Д.В. Психолого-педагогические возможности органов студенческого самоуправления в ВУЗе // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/01/2244 (дата обращения: 02.03.2024).

Становлению гражданской, профессиональной, а также личностной позиции студента способствует организация в высшей школе органов студенческого самоуправления. Система студенческого самоуправления – это целостный механизм,  позволяющий студентам участвовать в управлении вузом и своей жизнедеятельностью в нем через коллегиальные взаимодействующие органы самоуправления – на всех уровнях управления вузом,  в том числе самоуправления в общежитиях, а также общественных студенческих организациях по интересам [1].

Студенческое самоуправление – это объединение студентов, целью которого является совместная деятельность, направленная на профессиональное, социальное и гражданское становление, а также на защиту интересов студенчества. Особенностями данной организации считаются наличие устава или положения, которые определяют основные ее направления деятельности, структуру, цели, а также постоянное членство. Наиболее распространённой формой студенческого самоуправления является студенческая организация, именно поэтому в высшей школе студенческая организация и органы студенческого самоуправления часто используются как равнозначные понятия. Студенческая организация призвана действовать как в интересах самого студенчества, так и в интересах всего общественного развития, что способствует реализации творческого потенциала студенческой молодёжи. Она существенно расширяет возможности активно участвующего в данной организации студента в выборе ориентиров жизненного пути, достижении личностного успеха, создании условий для начала своей профессиональной деятельности.

В качестве основных критериев эффективного пути развития психолого-педагогического потенциала органов студенческого самоуправления выделяются:

а) реализация и успешное выполнение главной воспитательной функции вуза, то есть –  формирование социально-активной, творческой, профессионально-грамотной личности с развитой гражданской позицией;
б) осуществление особой образовательной функции органов студенческого самоуправления, которая предполагает использование самоуправления для самоорганизации учебной деятельности студентов;
в) эффективное использование развивающей функции студенческого самоуправления, для обеспечения развития у студентов творческих, организаторских и коммуникативных способностей.

Задача подготовки социально активного специалиста решается через создание единого образовательного пространства, где главными структурными единицами являются профессорско-преподавательский состав вуза и студенческие общественные объединения: студенческий совет вуза, студенческое научное общество, студенческий клуб, совет факультета, студсовет общежития, старостат и пр.

Вследствие взаимодействия данных структур, т.е. систематического педагогического «соуправления», и происходит формирование необходимых психологических и профессиональных качеств выпускника.

Психолого-педагогический потенциал студенческого самоуправления можно определить как совокупность возможностей студенческих организаций, студенческого самоуправления, отдельных инициативных групп и конкретных социально-значимых личностей призванных обеспечить, расширить и усилить психолого-педагогическое влияние на молодёжь.

Воспитательная функция органов студенческого самоуправления в настоящее время реализуется в разнообразных организационных формах и средствах, среди которых – работа волонтёрских, педагогических, строительных, трудовых отрядов и движений.

Для решения проблемы реализации образовательной функции в вузе органы студенческого самоуправления могут быть использованы как ресурс для самоорганизации учебной деятельности.

Развитие взаимоотношений обучающих и обучающихся обусловливает вовлечение в управленческую деятельность социально активных студентов, перевод их в режим самоуправления своей учебной деятельностью и прямое участие в ней на всех этапах управленческого процесса. При рассмотрении самоуправления как ресурса самоорганизации учебной деятельности, выделяются такие его функции, как самооценка, самопланирование, саморегулирование, самоконтроль и самокоррекция.

Сегодня в ВУЗах роль студенческого самоуправления особенно усиливается при переходе на двухуровневую систему высшего профессионального образования, где учащиеся часто испытывают затруднения  при выборе профиля бакалавриата, программы магистратуры, составлению индивидуального учебного плана, а также нуждаются в советах по выполнению творческих самостоятельных работ, разработки профессионального маршрута и т.д.

В плане развивающей функции деятельности органов студенческого самоуправления, становление студента-активиста предполагает достижение им так называемых «точек роста», которые включают несколько стадий. Первая «точка роста» – это задействование студента в организаторской работе на уровне первичного студенческого коллектива, например старостата. Вторая «точка роста» предполагает организаторскую деятельность на уровне ВУЗа. Последней «точкой роста» будет выход студента-активиста на более широкий социум, это взаимодействия с разнообразными молодёжными организациями, в том числе районного, городского, межрегионального, республиканского, международного уровня. На каждом этапе студент-активист может занимать статусные и ролевые позиции различного характера. Наиболее распространёнными являются позиции лидера-генератора идей, соруководителя, отвечающего за конкретный участок деятельности, заинтересованного участника, активного наблюдателя [2].

В настоящее время развитие органов студенческого самоуправления рассматривается как неотъемлемая часть профориентационной работы вуза, как маркетинговый инструмент для привлечения большего количества абитуриентов, а, следовательно, и как способ конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг. Прежде всего, это касается негосударственных вузов, чье существование напрямую зависит от набора студентов. Выбор молодого человека, скорее всего, остановится на том учебном заведении, где наряду с высокий уровень профессиональной подготовки существует интересная разнообразная «студенческая жизнь». Вуз должен рассматривать формирование студенческой активности как один из главных стратегических факторов своей успешности. Для этого необходимо постоянное психолого-педагогическое взаимодействие между педагогическим коллективом и студенческими общественными объединениями ВУЗа. Для студенческого самоуправления это, прежде всего, работа по самореализации, самообразованию, самосовершенствованию. Это возможно лишь в том случае, когда студент выступает как активный субъект общественной жизни,  участвует в организации этой жизни, создании и поддержании традиций вуза, осознает свою ответственность за качество подготовки к предстоящей профессиональной и гражданской деятельности.

Основные направления деятельности органов студенческого самоуправления: культурно-массовое, патриотическое, спортивно-оздоровительное, научно-исследовательское и информационное, позволяют содействовать формированию современной социально значимой личности, ее профессионально-трудовой, духовно-нравственной и гражданской культуры.


Библиографический список
  1. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. Учебное пособие. СПб., 2000
  2. Певзнер В.М. Педагогический потенциал студенческого самоуправления в современном ВУЗе. Автореферат. – Великий Новгород, 2005г.
  3. Шамова Т.И. Управление педагогическими системами. – М., 2002г.
  4. Шацкий С.Т. Работа для будущего. – М, Просвещение, 1989г.


Все статьи автора «kniaz»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: