ЮХНЕВА С.А. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАСМУСА РАСКА


ЮХНЕВА С.А. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАСМУСА РАСКА


Рубрика: Лингвистика

Библиографическая ссылка на статью:
// Гуманитарные научные исследования. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/01/2235 (дата обращения: 27.05.2017).

Одним из основателей современного языкознания является датский ученый Расмус Раск, благодаря которому лингвистика в Дании в XIX-XX вв. вышла на чрезвычайно высокий уровень.

Ученый родился в 1787 г. Несмотря на то, что его отец был портным, Р. Раск получил хорошее образование. В тринадцать лет он поступил в одну из лучших школ Дании, где проучился шесть лет. Во время учебы он начал интересоваться изучением живых языков. Для изучения исландского языка ему самому пришлось составить грамматику этого языка, в которой он выработал свой уникальный метод исследования языков. Р. Раск использовал этот метод впоследствии и для создания множества других грамматик.

Изучение исландского языка Р. Раск продолжает в университете Копенгагена, где у него рождается идея провести сравнение скандинавских языков с целью выявить сходные черты их грамматического строя. Для этого он изучает русский, польский, чешский и другие языки.

В 1813 году Р. Раск впервые посещает Исландию, где пишет свой самый известный труд – «Исследование о происхождении древнескандинавского или исландского языка», за который получает золотую медаль от Королевского научного общества.

После возвращения из Исландии Р. Раск совершает шестилетние путешествие по разным странам. Сначала он отправился в Швецию, а затем в Россию. В Петербурге он пробыл более года. В это время он изучал не только русский язык, но и армянский, арабский, персидский и др. Способом изучения языков было общение с их носителями. Раск пытался организовать в России обучение скандинавским языкам. В Петербурге ученый много работает, пишет работы о языке. Из Петербурга Раск отправляется в Астрахань, а затем в Тифлис. Из Тифлиса через Ереван Раск доезжает до Персии, а затем едет в Индию. Жизнь в Индии подорвала его здоровье, у него начинается психическое расстройство и болезнь легких. В 1823 году Раск возвращается в Данию.

Все ждали от Р. Раска трудов, посвященных его путешествию. Однако он неожиданно издает испанскую и фризскую грамматики. Он впадает в немилость при дворе, и даже друзья не понимают его поведения. Неизвестно, почему Раск не написал ничего по поводу языков, изученных в Индии, возможно, все, связанное с этой страной было ему неприятно. Но несмотря на то, что вернулся он больным, его энергия и интерес к языкам не иссякли. Раск умер от болезни легких в 1832 году. После него осталось множество печатных и рукописных работ, которые до сих пор издаются.

В конце XVIII – начале XIX вв. языкознание все еще не рассматривалось как отдельная наука в полной мере. Оно существовало для лучшего изучение истории или философии. Расмус Раск тоже изучал языки с целью полнее понять историю народов. По Раску, язык является явлением природы, поэтому его описание должно происходить с позиции естествознания. Грамматика призвана описывать связи и сходства между явлениями языка. Необходимо выявить структурные признаки языков, так как подобно природе, в языке все взаимосвязано. Правильным Раск считал то, что более естественно для большого количества языков.

Для изучения истории народов Раск предлагал изучать языки, так как они могут помочь понять, как связаны между собой разные культуры. Сравнение языков должно выполняться системно, а не опираясь на разрозненные факты. К тому же, Раск пытался сравнить как можно большее количество языков по единой схеме. Такое сравнение должно было выявить сходство их происхождения.

Расмус Раск сравнивал грамматический, а не лексический строй языков. В грамматическом строе важным для него было сходство грамматических схем, а не сходство флексий.

В книге «Руководство по исландскому языку» среди грамматических схем в исландском языке Раск выделил восемь словоизменительных классов существительных и два способа словоизменения глаголов, что делает его похожим на скандинавские и немецкие языки.

В последующих работах Раск по-другому разделяет глаголы и существительные на разряды и классы, пытаясь ввести единые критерии для их выделения. Он пытался найти сходство схем деления глаголов и существительных в разных языках, что иногда приводило к неправильным выводам. И деление, приведенное им в своей первой работе, можно считать более точным. В поздних работах он выделял единую схему деления на две группы, каждая из которых в свою очередь делилась на три группы. Хотя его деления не всегда верны, но все же его большим достижением является установка на сравнение грамматических структур. Поэтому некоторые ученые считают его основоположником структурно-типологического языкознания.

Расмус Раск, однако, сравнивает не только грамматические структуры, но и грамматические показатели. Так он первым заметил, что в германских языках изменение гласного в корне происходит под влиянием последующего гласного, что позднее выросло в теорию умлаута.

Для Раска язык – это система, грамматическая структура. Если грамматическая структура меняется, появляется новый язык. Однако он ошибочно считал, что отсутствие изменений в грамматике указывает и на отсутствие изменений в фонетике языка. Сравнение фонетических систем языков также является одним из способов Раска для доказательства родства языков.

Все же основным достижением Расмуса Раска считается использование понятия «буквенных переходов» в определении родства языков. Под буквой понимается единство внешнего вида, названия и значения, а под «буквенным переходом» – изменение звука, которое может быть отображено при помощи букв. Ученый сомневался, свойственны ли «буквенные переходы» только двум языкам или они едины для всех языков. Тем не менее, наличие большого количества регулярных «буквенных переходов» в двух языках он считал критерием их родства. Наряду с «буквенными переходами» Раск обнаружил и регулярные звуковые переходы, положив начало сравнительно-исторической фонетики многих языков.

Последним критерием Раска в определении родства языков было сходство их словарного запаса. Самым важным он считал общность местоимений и числительных, так как они меняются позднее всего при смешении языков.

Таким образом, Расмус Раск пытался установить родство языков, то есть решить задачи сравнительно-исторической грамматики методами сопоставительной грамматики. Он смешивает типологический и генетический подходы, неверно считая критерий сходства грамматических и фонетических структур более важными, чем сходства флексий, словарного запасы и «буквенный переходы». Раск признавал важность исторической грамматики, но сам ею не занимался. Однако его открытия впоследствии помогли созданию исторической грамматики индоевропейских и финноугорских языков.

Так в ранних работах Расмуса Раска можно проследить его идеи по поводу развития языков. Он полагал, что на самом раннем этапе развития понятие выражалось одним звуком или словом. С развитием языка морфология усложняется, появляются флексии. Но впоследствии язык начинает упрощаться, и снова одно понятие начинает обозначаться одним словом. Для прохождения такого цикла необходимо огромное количество времени. Ценным является замечание о том, что языки изменяются циклично. Развитие языка от флективного к аналитическому он считал закономерным, потому что язык должен избавляться от ненужных флексий.

Расмус Раск сделал огромный вклад в развитие языкознания. Он является основоположником сравнительно-исторического и структурно-типологического методов изучения языков.

 

Список литературы 

  1. Десницкая А.В. Понимание историзма и развития в языкознании первой половины XIX века. Ленинград, «Наука», 1984.


Все статьи автора «Софья Юхнева»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: