СЕТЕРАТУРА

Юхнева С.А.

Рубрика: Литературоведение

Библиографическая ссылка на статью:
Юхнева С.А. Сетература // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/01/2234 (дата обращения: 26.02.2024).

С появлением интернета литература стала более доступной, так как стала находиться в свободном доступе. Любой человек может выложить свои произведения в сеть и найти своего читателя. К тому же интернет также открывает много новых возможностей для литераторов, делает возможным появление новых жанров. Обычно в распоряжении писателя имеется только бумага и текст, теперь же стало возможным добавлять в произведения картинки, видео, музыку, 3D эффекты, гиперссылки. Это дает больший простор для фантазии. Появился даже отдельный термин – сетература. Произведения такого жанра могут существовать только в интернете и не могут быть изданы в виде книги. Обычная литература, переведенная в электронный формат, не может считаться сетературой. Однако естественно часто произведения сетературы тоже сначала пишутся на бумаге.

Многие из приемов, используемых сетевыми писателями, уже далеко не новинки. Их мы можем найти у многих литераторов, причисляемых к течению постмедернизма. Мне кажется, что и у представителей постмодернизма и представителей сетературы очень много общего, в их произведениях акцент делается не на содержание, а на форму, первоочередным является создание чего-то нового в плане выражения мысли, вероятно, потому, что все мысли уже давно изложены в произведениях классической литературы, поэтому пришло время формы. Поэтому я не уверена, что сетературу можно считать чем-то революционным и новым, скорее это просто продолжение и развитее идей направлений, существовавших на бумаге в XX веке. Однако появление компьютеров и интернета сильно изменило нашу жизнь, теперь почти все в нашей жизни связано с интернетом: работа, учеба, хобби, развлечения, общение – все переходит на онлайн режим. Литература не могла стать исключением. Ну а возможности, которые предлагает интернет, привлекли внимание писателей.

Существует множество авторов, ставших известными как интернет-писатели, появились даже специальные награды для представителей сетературы, например, XYZZY Award, которая с 1996 года отмечает лучших авторов в области интерактивной художественной литературы.

Готовясь писать эссе, я прочитала произведения некоторых представителей сетературы. Мне было интересно почитать английских авторов, потому что английский – мой профильный предмет и потому что в английский сектор интернета больше развит, и можно найти больше различных видов литературы и больше авторов. Писатель, который заинтересовал меня больше всего, – это Роберт Кендалл, канадский поэт, так у него представлено огромное количество разных вариантов использования преимуществ, который дает интернет.

Зайдя на сайт Роберта Кендалла, я нашла список произведений. Каждое из них оказалось непохожим на остальные. Первое произведение «Feed» («Питание»). На фоне огромных слов then и now (тогда и теперь) появляются поочередно фразы, которые выглядят как афоризмы. Эти фразы продолжают появляться бесконечно, так что их можно читать, пока не надоест. Интересно то, что программа на ходу создает эти фразы, компилируя их из имеющихся у нее слов и словосочетаний. При этом над фразами можно долго размышлять и трактовать их по-разному.

Следующее произведение «Pieces» («Кусочки»). Здесь каждый читатель становится соавтором повествования, выбирая из предложенных кусочков пазла, он строит произведение, которое получается разным для каждого читателя. Интерактивность, наверное, самое интересное и необычное нововведение, связанное с интернетом.

«Logozoa» – целый проект, который понравился мне больше всего. Это сайт, на котором собраны афоризмы. На сайте собраны фотографии мест, куда автор приклеивал стикеры с этими афоризмами, эти места по всему миру – в Бельгии, Франции, Индии. Само место, где приклеен стикер связано с афоризмом, что придает ему еще более яркое звучание. Например, на Триумфальной арке в Париже наклеен стикер с фразой «Perhaps success is really just failed failure. What then?» («Возможно успех – это на самом деле просто неудавшаяся неудача. Что тогда?»). На сайте также много и других проектов, который можно долго рассматривать и изучать. Один из них – «Soothcircuit», программа, которая генерирует разный текст, каждый раз, как ты туда заходишь. Расположен текст очень не обычно, так, что его можно читать по-разному: как целый текст, собрание отдельный афоризмов, читать в разной последовательности. Есть отдельная строчка, куда ты можешь вписать любой вопрос и нажать на кнопку, чтобы программа выдала текст, таким образом, его можно рассматривать как косвенный ответ на этот вопрос. Текст предлагает нам поразмышлять.

Наиболее простые по композиции произведения Роберта Кедалла – так называемые «визуальные стихи». Их в принципе можно представить на бумаге. Единственное отличие – это использования картинок и распределение строф в различном порядке, не как обычно в классической поэзии. Однако присутствует опция прослушивания каждого из стихотворений, когда автор сам их читает.

У Роберта Кендалла еще множество произведений, но я решила остановиться только на этих, в них видны основные особенности сетературы: интерактивность, использование мультемидийных возможностей, видео и изображений.

Произведения Роберта Кендалла показались мне весьма занимательными, во многом их можно рассматривать как определенного рода онлайн-игры. Видимо, современный литератор должен быть не только хорошим писателем, но и хорошим программистом, и честно говоря, его способности как программиста возможно даже более важны. Чем более сложные и запутанные структуры для произведений он придумывает и воплощает в жизнь, тем интереснее его исследовать. Думаю, даже глагол «читать» для сетературы уже не подходит, раз уж придумали новый термин для интернет-литературы, то и глагол наверное тоже надо придумать новый.

На мой взгляд, обычная литература в том понимании, в котором мы привыкли ее воспринимать, более интересна и важна, чем сетература. В ней мы можем найти ответы на вопросы, которые нас волнуют, поразмышлять или просто хорошо провести время, читая интересную книгу. Однако сетература также привлекает внимание, но прежде всего своей необычностью. Можно провести много времени, пытаясь разобраться в сложной структуре произведений сетературы, она безусловна в большей степени направлена на развлечение читателей. Те, кому скучно читать книги страница за страницей, получат гораздо больше удовольствия от таких онлайн произведений. Возможно, сетература сможет стать стимулом для новых поколений обратиться к литературе, что вскоре может стать большой проблемой.



Все статьи автора «Софья Юхнева»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: