БРОВКИНА А.Р. СОВРЕМЕННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ И ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ


БРОВКИНА А.Р. СОВРЕМЕННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ И ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ


Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
// Гуманитарные научные исследования. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/01/2158 (дата обращения: 30.05.2017).

Мыслители, стоявшие у истоков науки, были убеждены в способности разума отыскать истину, но удивительно то, что в современную эпоху -эпоху научно-технического прогресса, философы порой отрицают саму возможность познать объективную реальность средствами науки, да и основной гносеологический вопрос рассматривают как пережиток прошлого. Очевидно, переоценивается значение конструктивно-проектировочной деятельности в современном научном познании, результаты которой, как известно, проверяются не на истинность, а на реализуемость. Радикальный эпистемологический конструктивизм (далее РК)  тому яркое подтверждение. И хотя РК и не является единственным направлением современной эпистемологии, но в связи с популярностью данного направление, на наш взгляд представляется необходимым, рассмотреть проблему познания именно в лоне РК.

Конструктивисты выдвигают тезис о том, что реальность есть не что иное, как конструкция нашего мозга, выстроенная на субъективном сенсорном опыте индивида. Подобных реальностей существует множество, в связи с чем, радикальные конструктивисты утверждают, что несметное количество этих конструкций не может соответствовать объективной действительности. Настаивая на том, что образ реальности, созданный индивидом, не соответствует самой реальности, конструктивисты приходят к другому утверждению: невозможно  говорить о существовании объективной действительности т.к. нельзя  удостовериться в ее наличие посредством своей субъективной конструкции. Не смотря на то, что радикальный конструктивизм возникает в 80х годах XX столетия, его идеи аналогичны известным воззрениям  Джорджа Беркли.

Ключевая проблема исследований РК это процесс нейрофизиологического, биологического создания конструкций, представляющих собой в итоге «последнюю реальность», с которой только и может иметь дело человеческое познание. РК смещает акценты с анализа влияния культуры, внешней среды на индивида, на анализ характеристики человека как биологического организма, отдавая примат нервной системе и мозгу.  Сторонники РК видят функцию мозга не в отражение мира, а в конструировании поведения, которое  способствует выживанию организма в окружающей среде. Окружающая среда, воздействуя на наши органы чувств, не несет в себе никакого объективного смысла. Лишь мозг конструирует значение сигналов, и таким образом, мозг не потребляет информацию, а генерирует ее.

Индивид для представителей РК есть аутопоэтическая система, что как раз и означает информационную замкнутость, т.е. представления о внешней действительности всегда формируется на основе «внутренних» состояний системы. И таким образом все знания буквально изобретаются человеком, а не открываются им. Но допустим, мы возьмем утверждение о том, что материя и движение неравзрывны и, что первая не будет существовать без второго. Будет ли это нашим изобретением, после того как подтвердится практикой?  Открытие внутриатомной энергии в физики, вполне подтверждает неразрывность материи и движения, а значит, отражает объективную действительность. Конструктивисты же делая выводы о знании как о субъективном изобретении, можно сказать, снимают вопрос о существовании действительности. Но независимое от субъекта существование мира элементарно подтверждаемо даже нашими ощущениями. Взять, к примеру, зрение: спектр воспринимаемого нами цвета зависит от длины световых волн, которые существуют вне человека и независимо от него. Следовательно, все же действительность первична и объективно существует. Однако физиологические процессы, тем не менее, еще не знаменуют собой процесс познания, в противном случае следует говорить о процессе познания и наличие знания у животных, насекомых и т.п.

РК, опираясь в своих рассуждениях на то, что человек рождаясь, активно конструирует свою реальность посредством спонтанной двигательной активности, сенсомоторного опыта, запоминает образы своих действий, на основании чего выстраивает конструктивистские представления о реальности. Процесс познания сводится к процессу адаптации организма, к процессу переработки негативного опыта. Таким образом, все, что остается индивиду это фактически лишь психофизиологические реакции на внешние раздражители. В остальном индивид замкнут на самом себе. За пределы себя он выйти не может, а значит все, что ему дано это его собственное сознание. Тем не менее, не ясно как из самого себя можно познавать? Человек, взятый сам по себе (как и любая вещь) не способен обнаружить свое собственное существование, более того подобное существование невозможно. Только вступая в отношения с другими вещами, взаимодействуя с миром, человек обнаруживает себя, познает и развивается.

Человеческий индивид как познающий, обладающий сознанием является субъектом  человеческой культуры. Рождаясь, индивид сталкивается с миром не только внешним (природным), но и с миром очеловеченной природы, знание о которой  генетически  не заложено. Можно сказать, что  мир культуры изначально предстает пред индивидом как противоестественный. Ему приходиться приобщаться к нему, усваивая его правила и законы, и, тем самым, это позволяет представителю биологического вида  homo sapiens  очеловечиваться.

Парадоксально, что сегодня подобный взгляд на проблему познания очень часто просто на просто не учитывается. Это и приводит к тому, что объективная реальность предстает перед философами как непознаваемая. Тем не менее, наука никогда не прекращала поиски истины. Научная деятельность носит коллективный характер, присущий науке на любых этапах ее развития. На сегодняшний день темпы роста количества ученых достигли небывалых высот. Сама наука приобрела междисциплинарный характер, что позволяет ученым консолидироваться и более комплексно изучать проблему. Все это говорит о том, что человек  лишь совместно с другими познает, делает научные открытия, создает чудеса техники и управляет ею. Совместно с другими преобразует объективную реальность, опираясь на знание и технику. Это и есть доказательство истинности познания, способности конструктивно, творчески преобразуя природу создавать очеловеченную природу.  



Все статьи автора «Анна Бровкина»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: