АБРАМОВА Д.С. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ В СВЕТЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ИНТЕРНЕТ ТЕХНОЛОГИЙ


АБРАМОВА Д.С. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ В СВЕТЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ИНТЕРНЕТ ТЕХНОЛОГИЙ


Рубрика: Политология

Библиографическая ссылка на статью:
// Гуманитарные научные исследования. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/01/2142 (дата обращения: 24.02.2024).

Мир всегда непрерывно развивался, даже в самые тяжелые свои периоды. И вот сейчас мы пожинаем плоды этого развития. Наступило время становления информационного общества, о чем свидетельствуют многие факты, такие например как процесс глобализации, информационно-коммуникационных изменений, в настоящее время информация и обмен ею (общение) становится превалирующей ценностью современного общества. Слова «кто владеет информацией – владеет миром» приобретут огромное значение.

Эти обстоятельства способствуют созданию нового коммуникативного пространства, которое отличает плюрализм мнений, междисциплинарность тем и проблем. Роль коммуникативных процессов становится особенно значимой и в политических и социально-культурных процессах. При помощи коммуникации (а особенно электронной коммуникации) становится возможным решать многие актуальные проблемы современности, такие, как взаимоотношения между государством и обществом, между партиями и электоратом.

Современные технологии уже поменяли, и продолжают изменять лицо коммуникации в целом. Процессы информатизации не обошли стороной и такую особую сферу, как политическая коммуникация. В наше время сложно представить, что крупный кинотеатр не имеет своего театра, что уж говорить о партиях и общественно – политических движениях. Каждый публичный политический лидер  имеет одну, а то и несколько, страниц в социальных сетях. Каждая партия содержит армии блогеров, которые безвозмездно ( или не очень) продвигают и поддерживают партийные интересы и лозунги в мировой паутине. В свете таких резких изменений самого процесса общений, политическая коммуникация неизбежно изменится. И стоит определить, к чему могут привести эти изменения. Для этого нам необходимо в первую очередь определиться с понятийной базой.

Политика, как и любая сфера человеческой деятельности, изначально содержит в себе коммуникационное начало, которое проявляется в конкретно-исторических формах взаимодействия, «общения» различных субъектов политики — индивидов, социальных групп и выражающих их интересы институтов по поводу установления, функционирования и изменения власти в обществе.

В основе политики лежат властные отношения то есть отношения руководства — подчинения. Это дает основания рассматривать власть и ее осуществление как коммуникационный процесс, который предполагает информационное взаимодействие «управляющих» и «управляемых», точнее, информационный обмен, обратную связь между ними. Этим целям служит особая вид коммуникации – политическая.

Политическая коммуникация выступает своеобразным социально-информационным полем политики. Ее роль в политической жизни общества сопоставима, по образному выражению французского политолога Ж.М. Коттрэ, со значением кровообращения, организма человека. Политической коммуникацией можно назвать специализированный обмен политически значимой информацией обеспечивающий отношения между властью и обществом.

Обеспечение подобных отношений осуществляется при помощи коммуникационных каналов, то есть материально-технических средств которые обеспечивают связь между коммуникантом и реципиентом. Если выделять какие-то определенные каналы то в первую очередь следует обратить внимание на вербальный и невербальный канал коммуникации. Они лежат в основе самой способности к обмену информацией и общению. Далее, основываясь на мнении Соколова А.В мы можем выделит устную, письменную и электронную, к которой он относит и радио и телевидение и интернет.

Естественно, что сами по себе способы передачи информации пережили достаточно много изменений в ходе исторического развития общества. По сути, с появления телеграфа и радио начинается период совершенствования и развития технических средств передачи информации. Появление телевидения стало своего рода прорывом для публичной политики. Во многом благодаря ему современная политология дополнилась такими субдисциплинами как политическая имиджелогия, политический маркетинг, политический PR. Телевидение долгое время играло ведущую роль в становлении отношений власть-общество, и по сути продолжает играть. Тогда возникает вопрос. Почему сейчас во многих странах оно отходит на второй план?

Ставка в политической коммуникации не на телевидение а на интернет связана с многими факторами. Это оперативность, мобильность, стоимость, плюрализм мнений, достаточно широкий охват аудитории. Но, я считаю, что основным можно назвать именно возможность двустороннего построения связи. Дело в том, что до этого все доступные обществу коммуникационные каналы были направлены на информирование и оповещение. Интернет же предоставляет возможность вступить с власть имущими в диалог, хоть и не всегда конструктивный. В этом основной прорыв web-технологий для политической коммуникации.

Интернет явился специфическим интерактивным средством массовой коммуникации. Он активно используется в политическом процессе, бросая вызовы его традиционным институтам и механизмам. Займёт интернет ведущую роль для политической коммуникации зависит в первую очередь от его технических характеристик – скорость, охват, стоимость. Для того, что бы определить их я решила привлечь данные доклада Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Интернет в России. Состояние, тенденции и перспективы развития».

Согласно этому докладу, при сохранении текущих тенденций в развитии и распространении интернета к концу 2014 года число пользователей вырастет приблизительно на 30 млн. человек. При этом к наиболее активной части (суточной аудитории) можно будет отнести больше половины россиянин — 56%, или примерно 63 млн. человек. К такому выводу пришли аналитики проекта «Мир интернета» фонда «Общественное мнение».

Регулярные замеры, проводимые ФОМом, свидетельствуют о постоянном росте числа интернет-пользователей в России. Трое из каждых десяти пользователей составляют активную аудиторию — выходят в Сеть хотя бы раз в сутки. Согласно прогнозу, к осени 2014 года численность интернет-аудитории в этой возрастной группе составит около 12 млн. человек. При этом около 95% молодёжи будут относиться к самой активной — суточной интернет-аудитории. К концу 2014 года проникновение интернета среди 25—34-летних и 35—44-летних достигнет максимального значения (97—99%), а численность пользователей в данных возрастных группах составит 22 млн и 19 млн человек соответственно. К концу прогнозного периода к интернет-пользователям можно будет отнести три четверти 45—54-летних (76%); в возрастной группе 55 лет и старше доля месячной аудитории составит лишь 24%.

С каждым годом значение интернета будет возрастать. Рано или поздно интернет станет доступен всем регионам нашей страны, что приведет к переориентации политической коммуникации с телевидения на интернет. Возможности использования Мировой паутины практически безграничны и начинать осваивать их многие акторы начинают уже сейчас.

Условно проникновение web-технологий в политику можно разделить на два этапа. Первый этап – информационный. Сущность его состоит в проникновении в сеть политической информации. В основном, это сайты политических партий и общественных организаций, отдельных политических лидеров, сайты газет и журналов, а также чисто электронные издания аналитических и исследовательских организаций. Второй этап связан с медиатизацией политики и попыткой использования Интернета в качестве инструмента политической коммуникации и политтехнологий.

Сегодня победить в борьбе за власть, не имея доступа к традиционным (электронным и печатным) СМИ, невозможно. Однако опыт избирательных кампаний на западе и в России показал, что есть и новый, гораздо менее трудоемкий способ оказывать влияние на умы электората – через сеть Интернет. Этот способ имеет ряд преимуществ, главными среди которых являются лёгкость и практическая мгновенность опубликования любой информации, отсутствие пространственно-временных границ, возможность тематического поиска и быстрой связи для мониторинга ситуации. Удельный вес виртуальной информационной составляющей в политике сегодня имеет устойчивую тенденцию к возрастанию.

По всей видимости, этот процесс будет продолжаться и в будущем: количество сайтов политических партий и движений будет увеличиваться, информационная роль Интернета – возрастать. Не исключена возможность того, что web-сеть станет ведущим источником политической информации, оттеснив традиционные СМИ на второй план.

Многие наиболее проницательные политики обратили внимание на преимущества политической рекламы в Интернете. Тексты и видео-файлы в Сети могут существовать месяцы и даже годы, тем более, что в условиях ужесточения финансового контроля за предвыборной рекламой и удорожания рекламных услуг традиционных СМИ, Интернет предоставляет весьма заметные преимущества.

Глобальная Сеть позволяет обеспечить постоянный общественно-политический диспут с возможностью электронной обратной связи в реальном времени между властью и гражданами, открывая реальную возможность преодоления иерархизма властных структур. Следовательно, зависимость граждан от институциональных посредников, партийных организаций и групп интересов может быть сведена к минимуму.

Все чаще Интернет используется в целях эффективного информационного протеста в связи с проведением важных международных встреч и конференций. В этой связи Интернет представляет собой новый, в высшей степени эффективный инструмент, содержащий в себе международный и даже глобальный потенциал.

Интернет может способствовать преодолению негативной тенденции к снижению уровня политического участия, упростив прямой контакт граждан и правительства. Интернет снижает затраты на согласование возможных путей политического действия между индивидами, придерживающимися схожих взглядов, но не взаимодействующих непосредственно в реальном мире. Сеть дает возможность для создания виртуальных партий, основанных на неизвестных для современной политической системы принципах членства, которые потенциально будут способны оперативно реагировать на изменения позиций своих членов по важнейшим вопросам и, таким образом, наиболее близко подходить к идеалу адекватной репрезентации интересов тех или иных социальных групп в политическом процессе.

Повышенное внимание сегодня уделяется проблемам голосования с использованием Интернет технологий. Системы интернет голосования разрабатываются во многих странах. В некоторых электронные выборы уже проводятся не в рамках эксперимента – например Эстония или Канада.

Помимо электронного голосования в некоторых странах, таких как США и Великобритания существует система электронной подачи петиций. Системы несколько рознятся, но в целом можно сказать что это неплохой аналог электронного волеизъявления и законодательной инициативы граждан, притом при осуществлении принудительной честности, так как для того что бы подать петицию анонимный  аккаунт не годится.

Применительно к идее интернет голосования и электронной законодательной инициативы граждан можно привести еще один пример. В последнее время на волне развития политической интернет коммуникации и осознания её потенциальных возможностей вошла в моду идея некой электронной или облачной демократии. На эту тему существует одноименная книга Л. Волкова и Ф. Крашенинникова, выпущенная в 2011 году в Екатеринбурге. Авторы предлагают создать инновационную интернет систему, в которой каждый гражданин сможет  принимать участие в политических процессах страны. Что-то вроде всеобщего интернет референдума, но не по отдельным наиболее важным вопросам, а по всем законопроектам, которые будут рассматриваться и приниматься. Фактически каждый житель получит электронную подпись и с её помощью сможет голосовать за законы, предлагать их или делегировать свой голос более компетентным представителям, например экономики или военного дела. Это зависит от направленности законопроекта. Таким образом, все жители страны смогут принимать участие в импровизированном электронном вече.

Таким образом web-технологии действительно предоставляют достаточно широкие возможности для политической коммуникации. Интернет вобрал в себя все печати, радио и телевидения, но дополнил их возможностью установления обратной связи в реальном времени.

Благодаря этому его свойству некоторые политологи и журналисты заговорили о возможности «электронных революций» и «облачных демократий». На мой взгляд, до подобного развития событий пока что далеко, во всяком случае, в России. Дело не только в технических возможностях, но и в готовности населения осуществлять свою политическую активность через интернет, в политической образованности и компетентности. Так же для этого понадобится выработать достаточно высокий уровень доверия сети. Осуществление политического участия через интернет, таким образом, и по сей день остается не только вопросом техническим, но и психологическим.

Проще вопрос стоит с осуществлением политической рекламы путем использования ресурсов интернет. Web-технологии здесь осуществляют вполне привычную для реципиента роль – информирование и реклама. Но с некоторыми приятными дополнениями, как например долгосрочность, широкий охват аудитории, мобильность, возможность проявления политического участия (комментарии, распространение). Немаловажным является тот факт, что интересную или шокирующую информацию потенциальные избиратели будут распространять сами, давая ссылки на неё своим друзьям и коллегам. Примерами удачного использования интернет технологий в предвыборной компании можно считать выборы Барака Обамы, который в своей агитации сделал ставку на YouTube и Facebook.

Но решающим фактором в успешности политической интернет агитации будет именно количество пользователей, скорость и зона охвата интернета. Политическая реклама в сети интернет сейчас охватывает не большую часть населения нашей страны, хотя можно прогнозировать, что с каждым годом количество пользователей будет только расти. А с ростом пользователей и оправданность использования политической интернет агитации.

 

На данный момент так же развивается активность политических организаций в сети интернет. С трудом можно найти сейчас общественную организацию или партию, которая не обладает собственным сайтом со всей необходимой информацией и возможностью он-лайн вступления в неё (например КПРФ). Акторы так же широко представлены в сети. Многие политики имеют свои блоги и страницы в социальных сетях. Все это способствует установлению двухсторонних связей между властью и обществом.

В нашей стране нельзя пока выиграть выборы с помощью Facebook  или произвести революцию через Twitter. Но в прогнозируемом  будущем это может стать реальностью. Так же как и каждодневное активное участие каждого пользователя в политической жизни страны. И по какому пути пойдет это развитие зависит сейчас от нас и от политиков. Интернет это свобода, интернет это отражение общества. Сейчас это отражение не самое привлекательное. Для того что бы выйти на высокий уровень действительно цивилизованной страны с высокой политической культурой и высокой степенью участия (грамотного участия) жителей в политической жизни страны еще нужно сделать очень многое. Невозможно с определенностью утверждать, как развитие интернет технологий скажется на политическом процессе, негативный сценарий тоже существует. Но приходится признать, что этот движение содержит в себе потенциал способный в корне изменить многие представления о государстве в целом. Мы определили основные перспективы использования интернет коммуникации в политический сфере, и эти перспективы достаточно впечатляющие. Сложно представить, что политики откажется от такого огромного плюса, как политическая реклама через Интернет, учитывая все её возможности. Так что, все перечисленное выше – это то что уже есть, или то, чего стоит ожидать. Поэтому несомненно, что как специалистам, так и политикам предстоит уделить огромное внимание не только исследованию потенций интернета, но и формированию грамотного интернет-законодательства, которое поможет эти возможности реализовать.



Все статьи автора «Дарья Абрамова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: