РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОКАЗАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ МУЗЫКАЛЬНО-ОДАРЕННЫМ ПОДРОСТКАМ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

Винтин А.И.
Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева
студент 5 курса специальности «История» Историко-социологического института

Аннотация
В статье даны рекомендации по оказанию социально-психологической помощи музыкально-одаренным подросткам из неблагополучных семей.

Ключевые слова: музыкальная одаренность, социально-психологическая помощь


RECOMMENDATIONS FOR THE PROVISION OF PSYCHO-SOCIAL SUPPORT MUSICAL GIFTED ADOLESCENTS FROM BAD FAMILIES

Vintin A.I.
Mordovia State University NP Ogareva
5-year student of specialty "History" of Historical and Sociological Institute

Abstract
This article is about recommendations for the provision of psycho-social support musical gifted adolescents from bad families.

Рубрика: Педагогика, Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Винтин А.И. Рекомендации по оказанию социально-психологической помощи музыкально-одаренным подросткам из неблагополучных семей // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2012/08/1580 (дата обращения: 26.02.2024).

Подростковый возраст это период, когда происходят бурные физиологические и психологические изменения, идет процесс окончательного формирования личности. Условия жизни подростков в неблагополучных семьях, часто неудачные стремления одаренных детей проявить, развить и найти практическое применение своим способностям часто провоцируют у них отклонения в поведении, эмоциональные и нервно-психические нарушения. Поэтому в этот период личностного развития подростков особенно важно оказывать им социально-психологическую помощь в целях профилактики и коррекции возможной социальной и психологической дезадаптации.

На современном этапе развития системы образования возникла необходимость создания рекомендаций и программ социально-педагогического сопровождения для музыкально-одаренных детей из неблагополучных семей, которая бы позволила на ранних этапах диагностировать социально-психологические отклонения учащихся и осуществлять комплекс мер по коррекции черт характера подростков.

«Социально-педагогическое сопровождение,пишет И. Трус, – это комплекс превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на проектирование и реализацию условий для успешной социализации подростков, перспектив их внутреннего роста» [8, 26-31]. И. Трус выделяет и основные функции социально-педагогического сопровождения:

•   Восстановительная    функция,    предполагающая    восстановление    тех положительных качеств, которые преобладали у подростков до появления у них акцентуаций характера;

•   Компенсирующая функция, проявляющаяся в формировании у подростков умения устранять тот или иной недостаток усилием деятельности в той области, которая ему больше всего нравится, где он   быстрее добивается успехов, где стремится к самореализации;

•   Стимулирующая     функция,     выражающаяся     в     поддержании     тех положительных личностных характерологических образований, которые есть у подростков;

•   Корректирующая     функция,     заключающаяся     в     исправлении     тех негативных   характерологических   изменений,   которые   произошли   у подростка с возникновением акцентуаций характера;

•   Социализирующая      функция,       направленная       на       предоставление возможностей   подростку   для   социального   развития   и   социального познания и формирования у него различных навыков и умений, повышения социально-психологической компетентности . [8, 27].

Проанализировав несколько моделей психологического сопровождения детей разного возраста [2, 3, 4, 5, 6, 7], в качестве основы своих рекомендаций мы определили следующие положения:

1.  Естественное развитие личности подростка первично, т. е. подросток рассматривается нами не только как объект социально-психологического воздействия, но и как  активный  субъект взаимодействия  с  родителями, педагогами,   психологами.   Реальные   изменения   личностных   качеств подростка возможны только при наличии у него желания и потребности к самоизменению, саморазвитию и самосовершенствованию.

2.  Социокультурное развитие ребенка проходит через его соприкосновение с окружающей средой и в освоении этой среды.

3.   В   качестве   исходного   критерия    оценки   эффективности    процесса социально-психологического     сопровождения музыкально – одаренного подростка из неблагополучной семьи выступают  развитие индивидуальных  качеств  ребенка,  способность  обнаруживать  в  себе новые творческие ресурсы и стремление делать собственные открытия.

         Основные цели рекомендаций:

1. Сохранение естественных механизмов формирования, становления и развития музыкально-одаренных подростков, а так же предотвращение условий,     способных  деформировать черты характера.

2. Формирование и развитие у талантливого подростка еще большего стремления к самопознанию, саморазвитию, самоизменению, самовыражению, самосовершенствованию, и к самоактуализации.

Процесс реализации рекомендаций должен занимать несколько этапов:

1   этап  – диагностика   психического   и   социального   здоровья   ребенка и выявление черт его характера. При этом используется широкий спектр различных методов: тестирование (к примеру тест на выявления личностного отношения к окружающему    миру    и    людям    «Незаконченные    предложения»    и    др.), анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов учебного труда;

2 этап – анализ полученной информации, на основе которого определяется общее количество трудновоспитуемых подростков в обследуемой группе, доминирующие типы характера,   определяются   группы   подростков,   которым   необходима социально-психолого-педагогическая поддержка;

3  этап – совместная разработка рекомендаций для подростков, педагогов, классных руководителей, родителей; составление планов комплексной помощи для каждого типа акцентуированных подростков;

4  этап – консультирование всех участников процесса социально – психологической помощи о путях и способах решения проблем подростка с девиантным поведением;

5  этап  -  решение   проблем,   т.   е.   выполнение   рекомендаций   каждым участником;

6   этап  – анализ   выполнения   рекомендаций   всеми   участниками процесса социально – психологической помощи подросткам (Что получилось? Что не получилось? Почему?);

7 этап – дальнейший анализ развития подростка (Что мы делаем дальше?).

Необходимым считаем отметить, что выделение данных этапов социально-психологического сопровождения музыкально-одаренных подростков с девиантным поведением весьма условно, т. к. у каждого из них своя проблема и для ее решения требуется индивидуальный подход. В связи с этим для оказания более эффективной социально-психологической помощи музыкально – одаренным подросткам из неблагополучных семей, на наш взгляд более целесообразно проводить занятия по следующим темам: (занятия прошли апробацию на учащихся 7, 8 классов Республиканской музыкальной школы-интерната г.о. Саранска).

Таблица    -      Тематический   план   тренинга   «Я   и   мой   мир» социального  функционирования музыкально-одаренных  подростков   из неблагополучных семей.

                   Название темы                                                                       Кол-во учебных часов

1. Вводное занятие. Знакомство с классом.                                                                    2

2. Наш класс: кто мы, какие мы                                                                                     2

3. Политика сотрудничества в нашем классе                                                                 2

4. Невербальное общение. Навыки психологической наблюдательности.                        2

5. Групповое давление. Умение сказать «нет»                                                                      2

6. «Ты 6 мне симпатичен… Как подойти?» Умение знакомиться.                                     2

7. Взаимоотношения между девушками и юношами в подростковом возрасте.           Разрешение конфликтов                                                                                                           2

8. Как добиться успеха и стать миллионером?                                                                      4

9.  Мама, папа, я – дружная семья?                                                                                          4

10. Преимущества и опасности «звездной болезни».                                                            2

11. Умение слушать                                                                                                                  2

12. Чувства и эмоции людей. Навыки саморегуляции.                                                       2

13. Черты характера людей                                                                                                      2

14.  Заключительное занятие. Подведение итогов.                                                                 2

Структура занятий, согласно общепсихологической практике, должна обязательно состоять из четырех частей: начало, разогрев (Э. Александровская), основной этап и рефлексия.

         На начальном этапе создается атмосфера занятия. Каждый участник имеет возможность поделиться теми чувствами и настроениями, с которым он пришел на занятие, воспоминаниями и размышлениями, оставшимися от прошлых занятий. Многие психологи, на данном этапе, советуют ведущему определить (ввести) свои ритуалы начала занятий.

         Стадия разогрева включает в себя упражнения-энергизаторы, которые поднимают настроение и энергетику в группе, способствуют сплочению, объединению подростков, включению их в совместную деятельность.

         Основной этап занятия предполагает использование самых разных форм активности, проведение 1-2 продолжительных упражнений, раскрывающих тему занятия.

         На этапе рефлексии участники могут выразить накопившееся напряжение. С помощью вопросов ведущего, подростки осознают опыт, полученный в ходе занятия: Что больше всего запомнилось? Какие чувства вы испытываете в конце занятия? Что из обсуждавшегося стоит запомнить / может пригодиться? Что было важным / неприятным / обидным / трудным? [1, 137] Каждое занятие рассчитано примерно на 1 час 30 минут.

Считаем необходимым упомянуть и опыт директора Республиканской музыкальной школы-интерната Толкачевой В. П., которая, проработав в этой области более 20 лет, выработала свои собственные заповеди работы с музыкально-одаренными детьми из неблагополучных семей:

•  Если вы не знаете, как  взаимодействовать с подростком, остановитесь и подождите.

• Нельзя использовать те способы или формы воздействия, которые вызывают у них протест или негативную реакцию.

•  Нельзя фиксировать внимание на неудачах подростков. Если этого не избежать нужно в очень корректной форме дать комплексную оценку их причин.

•  Нельзя сравнивать подростка с девиантным поведением с кем-либо ни в положительном, ни в отрицательном аспектах.

• Нужно строить общение с трудновоспитуемым подростком только с позиции сотрудничества,

•   Нужно всегда быть честным. Дал слово – сдержи его.

Кроме  того,  отечественные  практикующие  психологи                      (А. М. Александровская, Н. И.  Кокуркина, Н.  В,  Куренкова и др.) дают следующие советы:

1.  В первую  очередь  необходимо  дать  почувствовать  ребенку,  что  он принадлежит к классу, группе, что он не отвергнут и занимает очень важное место в коллективе и соответствует этому месту.

2.  Если ребенок вошел  в  какую-либо  группу,  необходимо  подчеркнуть положительные результаты данного поступка. Но категорически нельзя принуждать ребенка быть обязательно в коллективе. Нужно помнить, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы побыть наедине.

3.  Нужны поощрения  ребенка  в  том,  что  он  позволяет  себе  приятное времяпрепровождение, развлечение, которое требует взаимодействия с другими.

4.  Постарайтесь  завоевать   его  доверие.   Если   это   произойдет,   ребенок сбросит маску и откроется вам.

5.  Оценивайте   его   творческие   работы,   выставляйте   их   на   просмотр, положительное коллективное обсуждение.

6.  Не упускайте случая подчеркнуть, какие чувства уместно выражать в том или иной случае: мы смеемся над смешным и плачем о грустном, мы раздражаемся, когда кто-то нам делает плохо.

7.  Очень   полезно   хвалить   ребенка,   если   он   высказывает   какие-либо позитивные мысли.

8.  Помогите ребенку осознать и выразить свои чувства, используя такие каналы как рисование, музицирование и другие.

9.  Попросите помощи   ребенка в поисках решения какой-либо проблемы. Многие робкие дети бывают интеллектуально одаренными.

10. Вместе с ребенком нарисуйте схему, чтобы узнать, с кем он хотел бы работать в группе и кто в классе оказывает на него наибольшее влияние.

11 .Записывайте каждый день сколько раз вы обращались к трудному подростку и сколько раз вы произносили разные реплики, комментарии в его адрес. Это будет напоминанием о том, как вы работаете и какие успехи делает подросток.

12.Старшим подросткам также можно порекомендовать вести дневник с записями – ежедневными и еженедельными. [1, 45].

Естественно в рамках небольшого исследования невозможно обосновать полный комплекс рекомендаций, программ по оказанию социально-психолого-педагогической помощи музыкально-одаренным детям из неблагополучных семей. Но хотелось бы верить, что наши небольшие рекомендации помогут педагогам и психологам в их практической деятельности, будут способствовать формированию, развитию и воспитанию социально-адаптированной личности.


Библиографический список
  1. Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников : Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.
  2. Волков, И. П. Социометрические методы в социально – психологических исследованиях. – Л.: Ленинздат. 1970. – 281с.
  3. Клюева, Н. В. Программы социально – психологического тренинга. – Ярославль, 1992. – 278 с.
  4. Рубинштейн,  С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии, опыт их применения в клинике. – М.: Знание, 1970. – 478 с.
  5. Сартан Г. Н. Психотренинги для учителей и старшеклассников. – М . Педагогика, 1992. – 428 с.
  6. Семенович, А. В. Психолого – педагогическое сопровождение детей левшей : Метод. Рекомендации для педагогов и родителей. – СПб, 1994.    – 290 с.
  7. Социально – психологический диагностико – коррекционный инструментарий. – М., 1993. – 490 с.
  8. Трус, И. Модель социально -  педагогического сопровождения подростков с акцентуациями характера // Воспитание школьников. – 2003. – № 3. – С. 26-31.


Все статьи автора «Андрей Винтин»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: