ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Червякова Т.С.1, Бачило Т.П.2
1Санкт-Петербургский морской технический колледж, преподаватель истории
2Санкт-Петербургский морской технический колледж, преподаватель химии

Аннотация
В статье рассматривается исследовательская работа как средство мотивации познавательной деятельности учащихся.

Ключевые слова: исследовательская работа, мотивация познавательной деятельности


RESEARCHES AS A WAY TO MOTIVATE THE COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS

Chervyakova T.S.1, Bachilo T.P.2
1St. Petersburg Marine Technical College, teacher of history
2St. Petersburg Marine Technical College, teacher of chemistry

Abstract
This article presents researches as a way to motivate the cognitive activity of students

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Червякова Т.С., Бачило Т.П. Исследовательская работа как средство мотивации познавательной деятельности учащихся // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2012/06/1363 (дата обращения: 26.02.2024).

Для профессиональных учебных заведений важно выпускать специалистов, которые будут постоянно стремиться к самообразованию, отбросив все штампы и стереотипы. А педагоги должны вступить в диалог с учащимися, и тогда совместное мышление, споры и различные предложения помогут рождению инноваций и качественно новых идей для будущей профессиональной деятельности.

Имея продолжительный опыт работы с детьми разных возрастов, можно однозначно сказать, что работа со старшеклассниками имеет свои особенности. Старшие школьники всегда хотят установить истину. Им становится скучно, если нет интересных задач «для ума». И мы педагоги должны давать им такие задачи.

Старших школьников привлекает сам ход анализа, способы доказательства не меньше, чем конкретные сведения. Следует отметить, что многим из них нравится, когда преподаватель заставляет их выбирать между разными точками зрения, требует обоснования тех или иных утверждений; они с готовностью, даже с радостью, вступают в спор и упорно защищают свою позицию. В их дискуссиях с легкостью возникают далекие сопоставления, смелые обобщения, рождаются оригинальные идеи. Возможно, это объясняется отсутствием готовых штампов, новизной такого рода умственной работы.

Старший школьный возраст — это пора поисков и открытий. Старшеклассники любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное. И здесь очень важно правильно определить свою позицию и понять что лучше: «лепить» личность по продуманной парадигме или не вмешиваться? На наш взгляд, не допустимо ни то ни другое. Мы должны развивать! Причем это должно быть не общее развитие, а развитие творческого потенциала, так как каждый ребенок одарен и талантлив. Необходимо увидеть в ребенке самобытность и индивидуальность и развивать его способности. Мы должны помочь ему найти себя, определиться и реализовать себя, сделать свой выбор.

Необходимо научить учащихся самостоятельно учиться и добывать необходимые знания, учить умению адаптироваться в жизненных ситуациях и самостоятельно принимать решения, критически мыслить. При традиционном подходе и традиционных средствах обучения эти задачи решить достаточно сложно. Многочисленные примеры свидетельствуют о том, что одной из перспективных форм работы с учащимися, организации их научно-исследовательской деятельности является метод проектов.

В процессе такой работы главной действующей фигурой на уроке становится ученик. Преподаватель в этой ситуации сходит с пьедестала и превращается в активного помощника или консультанта, чья главная функция – организация и стимулирование процесса усвоения исторических реалий путем погружения в их мир.

Причем исследовательская работа, иногда начинается с небольших заданий при подготовке к уроку. Хочется отметить, что к таким заданиям ребята всегда относятся ответственно и подходят творчески. Были случаи, когда небольшие проектные задания настолько вовлекали ребят в работу, что перерастали в настоящие исследовательские работы.

Для организации исследовательской деятельности в этом учебном году в нашем колледже была создана творческая группа, разработаны положения об исследовательской деятельности и о научно-практической конференции.

Уже в декабре была проведена научно-практическая конференция: «Современный мир: события, факты, противоречия». По результатам НПК был отмечен высокий уровень исследовательских проектов курсанта 1 курса Гаслова Федора «Алмазы Ломоносовской эпохи», курсантов 2 курса Юшковой Екатерины и Живило Татьяны «Что мы знаем и что не знаем о чае», Быковой Александры «Душа кофе», Макаровой Леры «Закурим и подумаем», Фроловой Екатерины «М.В.Ломоносов: кристаллы и кристаллография» и др.

В феврале была проведена конференция на технологическом отделении «Пищевые добавки в рыбной промышленности». Ребята провели серьезные исследования по различным направлениям. Высокий уровень исследовательских проектов показали: курсанты 1 курса Кузьминов Давид «Еда без химии или химия с едой», Болдырев Илья «Выявления наличия пищевых добавок в продуктах питания с помощью изучения этикеток». Курсанты 3 курса Яна Гельбет, Саша Цуркин «Применение каррагенанов в рыбной отрасли», «Применение пищевых красителей при производстве продуктов питания»  Саша Цуркин, Саша Шептунова,

Результатом нашей работы является постоянное формирование мотивации достижений, стремление учащихся к углубленному изучению предметов. Высокий уровень мотивационной деятельности на уроках говорит о том, что учащиеся легко и с интересом усваивают учебный материал, успешно овладевают программой и занимаются исследовательской деятельностью.

Таким образом, мы считаем, что для достижения высоких результатов необходимо ставить учащихся в позицию исследователя, расширять привычные рамки учебного познания, а также включать в него полноценное насыщенное общение.

В процессе любой деятельности, на наш взгляд, приоритет должен принадлежать формированию личности, способной к независимому мышлению и ориентированной на самостоятельное и взвешенное принятие решений.

На наш взгляд, научно-исследовательская деятельность – это мощное средство, позволяющее увлечь новое поколение по самому продуктивному пути развития и совершенствования.

И не зря требованием времени является подготовка учеников к исследовательской деятельности, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска, что становится важнейшей задачей для нас, как преподавателей.


Библиографический список
  1. Гафитулин М.С. Проект «Исследователь» marat@pt.comcor.ru
  2. Приходько П. Азбука исследовательского труда – Новосибирск: наука. 1979
  3. Сюзанна Кутц. Ученические исследования. Определение темы и планирование работы. http://www.1september.ru Приложение «История» № 5. 1999.


Все статьи автора «Мицкевич Андрей Анатольевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: