НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

Подковко Е.Н.
Сургутский государственный педагогический университет
к.п.н., ведущий специалист отдела мониторинга качества обучения, преподаватель кафедры педагогического и специального образования

Аннотация
В статье изложены научно-педагогические основы мониторинга качества обучения.

Ключевые слова: мониторинг качества обучения


SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL BASIS FOR MONITORING THE QUALITY OF EDUCATION

Podkovko E.N.
Surgut State Pedagogical University
Ph.D., leading specialist of depart monitoring the quality of teaching, the teacher of department of pedagogical and special education

Abstract
This article is about scientific and pedagogical basis for monitoring the quality of education.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Подковко Е.Н. Научно-педагогические основы мониторинга качества обучения // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2012/05/1076 (дата обращения: 26.02.2024).

Одним из условий повышения эффективности профессионального образования на современном этапе развития общества является поиск путей совершенствования педагогического процесса вуза. Решение этого вопроса лежит в области управления образовательным процессом вуза, где в качестве важнейшего компонента выступает контроль за освоением образовательных программ специалитета и результатами обучения студентов. Анализ фактических данных, полученных на основе диагностики результатов обучения студентов, является основой для принятия управленческих решений. Информационную составляющую этого процесса составляет мониторинг качества обучения. Так, по мнению А.Н. Майорова, в настоящее время «мониторинг является наиболее совершенным способом обеспечения своевременной и качественной информацией сферы управления различными видами деятельности» [4, с. 12].

В научно-педагогической литературе для определения сущности мониторинга используются различные определения. Мониторинг в образовании рассматривается как:

- системная диагностика качественных и количественных характеристик эффективности функционирования и тенденций саморазвития образовательной системы, включая ее цели, содержание, формы, методы, дидактические и технические средства, условия и результаты обучения, воспитания и саморазвития личности и коллектива [1, с. 37];

- длительное слежение за объектами или явлениями педагогической действительности с целью обеспечения педагогов качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений [5, с. 9];

- процесс непрерывного научнообоснованного прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора целей, задач и средств их решения [2, с. 31];

- диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса: отслеживание его хода, результатов, перспектив развития [6, с. 18].

Одним из наиболее общих определений педагогического мониторинга является определение, предложенное А.Н. Майоровым, которое легко конкретизируется для частных образовательных подсистем путем уточнения предмета мониторинга. Мониторинг в образовании – это «система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз его развития» [4, с. 85].

Таким образом, в качестве общих признаков педагогического мониторинга можно выделить следующие:

  1. включенность объекта мониторинговой оценки в педагогическую систему в качестве ее составляющего элемента;
  2. определение целей педагогического оценивания состояния образовательного процесса;
  3. педагогическое прогнозирование и коррекция развития наблюдаемого объекта;
  4. систематичность и непрерывность, научная обоснованность проведения педагогического мониторинга;
  5. использование результатов педагогического мониторинга для эффективного управления образовательными системами (Схема 1).

    Схема 1

    Сущность педагогического мониторинга

      

    Однако в нашей новейшей истории решение проблем педагогического мониторинга имело негативную тенденцию. Так, в 1930-х гг. деятельность педологов-практиков, осваивающих инструментарий педагогического мониторинга, подвергалась резкой критике. Постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (1936) педология была объявлена «псевдонаукой», в том числе, за попытку некритического переноса на советскую почву из буржуазной классовой педологии «обширной системы обследований умственного развития и одаренности школьников» и т.д. Результатом разгрома педологии стало торможение развития педагогической и возрастной диагностики, ослабление внимания к личности ребенка в процессе обучения и воспитания.

    В настоящее время, основываясь на «объекте диагностики», Г.А. Карпова и С.Н. Силина выделяют следующие виды мониторинга:

  6. дидактический, отслеживающий результаты обучения;
  7. психолого-педагогический, отслеживающий характер отношений «преподаватель – студент», межличностных отношений «студент – студент», характер и состояние личностного развития участников образовательного процесса, динамику данного процесса;
  8. управленческий, отслеживающий характер взаимодействий на различных управленческих уровнях;
  9. медико-педагогический, отслеживающий психофизиологическое самочувствие преподавателей и студентов в условиях образовательного процесса [3, с. 197].

    Остановимся более подробно на мониторинге качества обучения студентов вуза. Для мониторинга одной из важнейших задач является определение показателей, индикаторов. Необходимые показатели и индикаторы дает система контроля.

    Мониторинг качества обучения студентов в ходе изучения конкретной учебной дисциплины складывается из следующих видов контроля:

  10. входной контроль – это контроль базовых знаний и умений студентов, необходимых для изучения дисциплины. Данный вид контроля позволяет комплексно решать организационные задачи, определяя предварительные знания и умения, необходимые для обучения по дисциплине, и выявляя индивидуальные задачи, выполнение которых будет означать усвоение содержания дисциплины;
  11. текущий контроль – это непрерывное фиксированное наблюдение за процессом усвоения содержания дисциплины. Это наиболее оперативный вид контроля, в ходе которого выявляется степень понимания учебного материала студентами, умение применять знания в решении практических задач;
  12. рубежный контроль – это контроль усвоения содержания дисциплины по отдельным разделам (модулям). Результаты рубежного контроля определяют индивидуальный уровень освоения студентами содержания дисциплины по отдельным разделам (модулям), выявляют возникшие затруднения для их последующей корректировки и перехода к изучению следующего раздела (модуля);
  13. итоговый контроль – это контроль результатов, достигнутых по завершении изучения дисциплины, на соответствие поставленной комплексной дидактической цели. К итоговому контролю предъявляются следующие требования. Во-первых, итоговый контроль должен осуществляться единообразно для всех студентов, независимо от их индивидуальных способностей и особенностей, с использованием единой оценочной шкалы. Во-вторых, итоговые цели должны быть статическими для обеспечения стабильности и сопоставимости результатов между различными группами.

    Одной из распространенных форм итогового контроля является тестирование. Автоматизация процедура такого контроля повышает его объективность, т.к. не зависит от субъективного отношения преподавателя к конкретному студенту, и обеспечивает стандартизацию.

    Кроме того, использование автоматизированной технологии тестирования экономит время преподавателя, избавляет его от выполнения трудоемкой и долговременной работы по проверке контрольных заданий, освобождает время для совершенствования других аспектов его профессиональной деятельности.

    Однако успешность разработки и внедрения тестовых технологий в систему оценки качества обучения студентов определяется рядом факторов. Важное место среди них занимают следующие:

    - готовность педагогических работников к освоению и использованию новых технологий в учебном процессе;

    - способность педагогических работников определять место и функции педагогических тестов в системе современных средств оценивания результатов обучения;

    - различная оценка педагогическими работниками последствий использования тестовых технологий в учебном процессе и т.д.

    Тем не менее, какая бы форма оценки качества обучения студентов не была выбрана в том или ином случае, важным направлением работы должно стать выявление типичных ошибок. Выявление типичных ошибок и анализ реакции студентов на контрольное задание имеет важное педагогическое значение, т.к. позволяет сделать заключение о четкости и информированности контрольных вопросов и заданий.

    Таким образом, условиями получения объективных данных в процессе мониторинга качества обучения студентов являются:

  14. наличие инструментария, позволяющего отслеживать и фиксировать результаты мониторинга качества обучения на определенных контрольных этапах;
  15. постоянная обратная связь и коррекция мониторинга и учебной деятельности;
  16. использование в мониторинговых исследованиях не просто количественных данных, но и нахождение динамического коэффициента за определенный промежуток времени.

    Научнообоснованное, поэтапное проведение мониторинга качества обучения студентов позволит совершенствовать научную организацию труда в педагогической деятельности преподавателей, повысить качество обучения и эффективность управления на всех уровнях образовательного процесса вуза.


Библиографический список
  1. Андреев В.И. Проблемы педагогического мониторинга качества образования // Известия Российской Академии Наук. – 2001. – №1. – С. 37.
  2. Беспалько В.П. Мониторинг качества обучения – средство управления образованием // Мир образования. – 1996. – №2. – С. 31-38.
  3. Карпова Г.А., Силина С.Н. Педагогический потенциал психолого-педагогического мониторинга в образовательном учреждении // Психолого-педагогические проблемы социализации личности. – Шадринск: Изд-во Шадринского пединститута, 1997. – С. 197-201.
  4. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. Книга 1. – СПб.: Изд-во «Образование – культура», 1998. – 344 с.
  5. Орлов А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании // Педагогика. – 1996. – №3. – С. 9-15.
  6. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. – М.: Совершенство, 1998. – 356 с.


Все статьи автора «Подковко Екатерина Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: