В настоящее время одной из ведущих проблем современной науки и инновационной практики является концептуальное обоснование модели дальнейшего развития России. Эволюция идей постиндустриального, информационного обществ обусловила необходимость формирования единой глобальной доктрины – новой методологической основы, которая акцентировала внимание на роли технического и научного прогресса в социальном развитии; выдвигала на первый план новые качества человека, определяющие фундаментальные свойства будущего общества; напрямую связывала задачи формирования принципиально новых качеств личности и экономические успехи современных государств, обеспечивающих высокий уровень материального благосостояния человечества, не игнорируя при этом условий, способствующих духовному развития общества в целом.
На повестке дня стоит вопрос о формировании новой модели образования, реализация которой смогла бы обеспечить переход к новому типу социального развития и придать ему новый импульс.
Для нашей страны такая модель должна предусмотреть как пути преодоления кризиса классической образовательной модели, так и кризиса идеологизированной советской модели образования. Идеи построения такой модели должны формироваться как из наработанных позитивных философских представлений о будущем образования, так и из знаний о современном состоянии общества и человека, перспективных задачах общественного развития.
Оформление новых подходов к реформированию образования должно быть связано как с выявлением и осмыслением современных тенденций его развития, так и с определением модернизации образования, социокультурных предпосылок изменения целей, содержания, средств образования, формирования различных типов учебных заведений, расширения образовательной среды, становления различных педагогических технологий в современной школе.
Понятие модернизации образования рассматривали различные исследователи, в частности Ф.Ф.Габышева [1], Б.А. Куган [2, 3], Т.А.Степанова [4], С.В. Филонов [5], Л.В.Хазова [6] и др., что позволяет выстроить некоторые общие теоретические аспекты модернизационных образовательных процессов.
Так, Л.В. Хазова указывает, что для выявления причин и механизма коренных изменений института образования весьма продуктивным оказалось историческое рассмотрение революционных преобразований в образовании, описывающее факторы возникновения социального института образования, условия изменения его статуса, предзаданных образцов образованного человека, закономерности изменения образования на современном этапе [6]. В работах Ф.Т.Михайлова [7], В.М.Розина [8] образование рассматривается включенным в личностные смыслы человека.
Однако, несмотря на широкий спектр исследований, связанных с развитием образования, недостаточное внимание в литературе уделяется принципиально новым социально-философским основаниям развития образования, связанным с новой картиной мира, с сущностными характеристиками современного мирового развития и местом человека в современном мире. Во всем мировом сообществе считается исключительно важным, но недостаточно изученным вопрос об образовательном механизме, который обеспечит переход от социально-философских оснований развития образования к системным концепциям практики реформирования образовательных систем. Подобную попытку делает Б.А.Куган, который в своем диссертационном исследовании вводит понятие модернизации образования как инновации [2, 3].
В понятийном плане автор выделяет взаимосвязь новации, инновации и модернизации. С его точки зрения, процесс модернизации, по сути, является инновацией. Инновация же реализуется при помощи средства, именуемого новацией. Новации, таким образом, являются специфическим средством и предметом взаимодействия в инновационных процессах и в процессе модернизации. Вид инновационной деятельности обусловлен целями и способом взаимодействия субъекта и новации; соответственно этим видам устанавливаются этапы процесса модернизации: созидание инновационного проекта, его освоение, его апробация и внедрение.
Виды модернизации – созидание, освоение, апробация, внедрение инновационных проектов – обусловливают и специфику деятельности или взаимодействия ее субъектов. Созидание – возникновение и формулировка замысла и разработка соответствующего проекта, по которому могут создаваться соответствующие ему различные модели. Внешними предпосылками созидания являются опережающее развитие социальной среды по отношению к сфере образования, возникающие вследствие этого противоречия. Внутренние предпосылки определяются исходя из учета человеческого фактора, поскольку создаваемые новации являются продуктом деятельности или взаимодействия каких-либо субъектов (творцов, проектировщиков, новаторов). Их внутренние потенциалы и составляют внутренние предпосылки осуществления этого вида процесса модернизации.
Освоение модернизации связано с распространением идеи об инновационном проекте, его обоснованием, разъяснением значимости и порядка внедрения. Этот этап модернизации связан с подключением к модернизации новых субъектов – исполнителей, повышением их компетентности в области взаимодействия в рамках инновационного проекта. Этот этап модернизации требует сложной и всесторонней организации.
Апробация проекта сама по себе является многостадийным процессом, который начинается с использования «бездетных» технологий апробации (экспертизы), а затем постепенно апробация завершается, начинается следующая стадия модернизации – внедрение. По окончании внедрения инновационного проекта можно говорить о завершении очередного этапа модернизации.
Вследствие того, что модернизация как процесс является интерпретацией инновации, Б.А.Куган утверждает о справедливости для нее законов: закон необратимой дестабилизации педагогической среды; закон финальной реализации процесса модернизации; закон стереотипизации модернизации; закон цикловой повторяемости, возвращаемости к модернизации.
Поскольку в плане научного отражения модернизация является средством развития образовательной системы, ей присущи общие закономерности этого процесса: в результате модернизации в образовательные системы включаются новые подсистемы (закон динамизации); в результате модернизации формируются образовательные полисистемы (метасистемы), по замыслу обладающие признаками модернизированной системы; проектируемые системы стремятся к идеальности, для них существует характерный потенциал, обусловливающий их развитие; по окончании проектирования системы (проекты) существуют самостоятельно и их развитие осуществляется по законам самоорганизации систем.
Модернизация как процесс осуществляется людьми, является направленным процессом, что также позволяет говорить о его управляемости. Субъектами управления процессом модернизации образовательных систем выступают те субъекты в социальной сфере, которым присущи функции управления. Это органы управления образованием (коллективные субъекты управления), их представители, непосредственные участники образовательных и связанных с ними процессов (обслуживания образования, культурного обслуживания населения, социальной защиты участников образования и их семей и др.) [2, 3].
Не смотря на серьезные разработки в области модернизации образования, само понятие до сих пор остается дискуссионным. Так, в Концепции модернизации общего образования лишь указывается: «…это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования» [8]. В диссертационном исследовании О.В.Степанова «Этнокультурные функции образования в процессе модернизации российского общества» (1995г.) определения модернизации образования нет вообще. В работе М.П.Гурьяновой [10] выделяются цель, стратегические направления реализации цели модернизации сельских ОУ: «Целью модернизации сельской школы является повышение качества общего образования, приведение его в соответствие с новыми потребностями развивающейся личности, сельского социума, формирование у учащихся личностных качеств, ценностных ориентаций, творческих способностей, адекватных условиям нового времени и необходимых для успешного овладения человеком принципиально новыми технологиями познания и коммуникации.
Б.В.Куган в своем диссертационном исследовании просто указывает: «Модернизация – это инновация, имеющая признак приведения образовательной системы в соответствие с современными условиями ее существования» [2]. Основаниями для проектирования модернизированной образовательной системы являются: состояние самой образовательной системы, социальной среды, тенденции дальнейшего развития образовательных систем, ожидаемое состояние образовательной системы, обусловленное социальными требованиями к образованию [2].
Ф.В.Габышева предлагает определение модернизации, так же, как Б.В. Куган, связывая его с формированием нового состояния образовательной системы: «Модернизация региональной системы общего среднего образования является процессом качественных и количественных изменений традиционно сложившихся отношений к структуре и содержанию конкретного образовательного пространства на основе приоритетности гуманизации учебного процесса и личностноориентированного обучения» [1].
Это позволяет ввести рабочее определение модернизации образования как радикальное изменение целей, содержания, качества, технологий образования и его ресурсного обеспечения, адекватное социально-экономическим и культурным запросам общества, обеспечивающее эффективность его функционирования и развития, соответствующий фактору стабильного устойчивого развития общества.
В рамках нормативно – правового обеспечения процесса модернизации Минобразование России разработало и реализовало Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года, а также спроектировало Федеральную целевую программу развития образования на 2011-2015. В последнем документе определялись основные задачи следующего этапа модернизации образования в рамках определенных тенденций мирового развития:
- ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;
- переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;
- возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;
- динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;
Механизмом реализации указанных задач являются педагогические кадры. Соответственно, основными целями профессионального педагогического образования согласно Концепции модернизации российского образования (до 2015 года) являются: подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, а так же повышение квалификации работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
На наш взгляд, решение этих задач обусловлено на современном этапе изменением роли педагога в образовании. Для доказательства этого тезиса обратимся к истории развития профессии педагога и выделим основные этапы изменения роли учителя в обществе.
На первом этапе возникновения педагогической профессии учитель являлся носителем и транслятором социального опыта. Становление педагогической деятельности, требующей владения специальными знаниями и умениями, связано с возникновением письменности [11]. На смену устному преданию, а также простой схеме воспитания, основанной на наблюдении за действиями мастера, умелого человека, на смену подражанию его действиям приходит письменная форма закрепления знаний. В обществе выделяется специальная сословно-кастовая группа людей, владеющая письменностью и умеющая передать ученикам это универсальное средство сохранения культурных ценностей. Наряду с учителем-мастером, передающим тайны своего ремесла, дела, опыта посредством наблюдения за его деятельностью, повторения его действий, непосредственного участия в деле, появился учитель, способный дать своеобразный «ключ» ко многим тайнам практического дела и духовного опыта, уже запечатленного в слове [11].
Возникновение и развитие письменности, сложная техника письма требовали и от учителя особых знаний и подготовки. Он должен был быть готов к тяжелому повседневному труду, ибо именно это упорство, усердие, прилежание он должен был передать своим ученикам. Наставляя ученика, требуя от него аскетизма, отречения от земных радостей, учитель должен был подготовить его к повторению своего собственного пути. На этом этапе к функционалу педагога добавилась и воспитательная деятельность, роль «хранителя» знания частично была передана книге.
В условиях формирующегося информационного общества роль учителя как источника информации значительно уменьшилась, на первый план в педагогической деятельности вышли обязанности, связанные с организацией учебно-воспитательного процесса. Следовательно, основными видами профессиональной педагогической деятельности стали: учебно- воспитательная; социально-педагогическая; культурно-просветительская; научно-методическая; организационно-управленческая.
В современных условиях появляются новые роли учителя: учитель- консультант, учитель модератор, учитель-тьютор. Теперь учитель не является единственным источником правильных знаний, а его мнение существует на уроке наряду с мнением учащихся, а знания, которые приобретает ученик не являются пересказом учебника или повторением за учителем, знания являются его собственными, ведь он их пережил и обдумал, и уже после этого принял. Иными словами, теперь уже педагог сталкивается с проблемой изменения подходов к своей профессиональной деятельности. Ведь новые образовательные стандарты предъявляют принципиально новые требования к результатам обучения, а значит и к подготовке самих педагогов.
Реализация задач развития образования потребовала, в том числе, и от педагогов высокого уровня сформированности управленческих компетентностей, в частности разработки различных организационно-педагогических моделей образовательных учреждений (ОУ) в рамках сетевого взаимодействия (в том числе и дистанционного); формирования инновационных (в том числе и государственно-общественных) механизмов управления данными видами ОУ, а так же необходимо умение оптимизировать расходы на одного ученика с целью вхождения в бюджет ОУ, сформированного на основе нормативно-подушевого финансирования и др.
Таким образом, подготовка будущих педагогов и повышение квалификации работающих учителей должна быть направлена на формирование профессионального мышления нового типа и новой структуры профессиональной деятельности.
Библиографический список
- Габышева, Ф. В. Теория и практика модернизации системы среднего образования республики Саха (Якутия) [Текст] : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01 / Габышева Феодосия Васильевна. – М., 2001. – 324 с. : илл
- Куган, Б. А. Сельская школа Зауралья: проблемы, поиски, стратегии развития: [Курганская область] [Текст] / Б. А. Куган // Образование и наука. – 2000. – № 2(4). – С. 40–48.
- Куган, Б. А. Теория и практика управления процессом модернизации системы образования в сельском социуме [Текст] : дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Куган Борис Алексеевич. – М., 2002. – 366 с. : илл.
- Степанова, Т. А. Государственно-социальная система управления школьным образованием в регионе [Текст] / Т. А. Степанова. – М., 2003. – 459 с
- Филонов, В. С. Социально-философские основания модернизационных процессов в России [Текст] : автореф. дис. … канд. филос. наук : 09.00.11 / Филонов Святослав Викторович ; Том. гос. ун-т. – Томск, 2003. – 20 с.
- Хазова, Л. В. Социально-философские основания, тенденции и перспективы развития современного образования [Текст] : дис. … д-ра филос. наук : 09.00.11 / Хазова Людмила Васильевна. – Томск, 1998. – 294 с
- Михайлов, Ф. Т. Самоопределение культуры. Философский поиск [Текст] / Ф. Т. Михайлов ; Рос. акад. наук ; Ин-т философии. – М. : Индрик, 2003. – 271 с.
- Концепция модернизации Российского образования до 2010 года. Президент России. Официальный сайт. 5 апреля 2002 года., Москва, Кремль. http://archive.kremlin.ru/text/docs/2002/04/57884.shtml
- Розин, В. М. Философия образования: предмет, концепция, направления изучения [Текст] / В. М. Розин // Вестник высшей школы. – 1991. – № 1.
- Гурьянова, М. П. Теоретические основы модернизации сельской школы России [Текст] : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.02 / Гурьянова Марина Петровна. – М., 2001. – 412 с. : илл.
- Возникновение и становление педагогической профессии. Газета Астраханского филиала ВГАВТ Выпуск №5 (октябрь 2010 г.)