ЗАДАЧИ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Сартакова Е.Е.1, Нуриахметова Н.Р.1
1Томский государственный педагогический университет

Аннотация
В статье сформулированы задачи кадрового обеспечения модернизации современной школы.

Ключевые слова: модернизация современной школы


TASKS OF STAFFING MODERNIZATION OF THE MODERN SCHOOL

Sartakova E.E.1, Nuriahmetova N.R.1
1Tomsk State Pedagogical University

Abstract
Article is about tasks of staffing modernization of the modern school.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Сартакова Е.Е., Нуриахметова Н.Р. Задачи кадрового обеспечения модернизации современной школы // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2012/04/861 (дата обращения: 26.02.2024).

В настоящее время одной из ведущих проблем современной науки и инновационной практики является концептуальное обоснование модели дальнейшего развития России. Эволюция идей постиндустриального, информационного обществ обусловила необходимость формирования единой глобальной доктрины – новой методологической основы, которая акцентировала внимание на роли технического и научного прогресса в социальном развитии; выдвигала на первый план новые качества человека, определяющие фундаментальные свойства будущего общества; напрямую связывала задачи формирования принципиально новых качеств личности и  экономические успехи современных государств, обеспечивающих высокий уровень материального благосостояния человечества, не игнорируя при этом условий, способствующих духовному развития общества в целом.

На повестке дня стоит вопрос о формировании новой модели образования, реализация которой смогла бы обеспечить переход к новому типу социального развития и придать ему новый импульс.

Для нашей страны такая модель должна предусмотреть как пути преодоления кризиса классической образовательной модели, так и кризиса идеологизированной советской модели образования. Идеи построения такой модели должны формироваться как из наработанных позитивных философских представлений о будущем образования, так и из знаний о современном состоянии общества и человека, перспективных задачах общественного развития.

Оформление новых подходов к реформированию образования должно быть связано как с выявлением и осмыслением современных тенденций его развития, так и с определением модернизации образования, социокультурных предпосылок изменения целей, содержания, средств образования, формирования различных типов учебных заведений, расширения образовательной среды, становления различных педагогических технологий в современной школе.

Понятие модернизации образования рассматривали различные исследователи, в частности Ф.Ф.Габышева [1], Б.А. Куган [2, 3], Т.А.Степанова [4], С.В. Филонов [5], Л.В.Хазова [6] и др., что позволяет выстроить некоторые общие теоретические аспекты модернизационных образовательных процессов.

Так, Л.В. Хазова указывает, что для выявления причин и механизма коренных изменений института образования весьма продуктивным оказалось историческое рассмотрение революционных преобразований в образовании, описывающее факторы возникновения социального института образования, условия изменения его статуса, предзаданных образцов образованного человека, закономерности изменения образования на современном этапе [6]. В работах Ф.Т.Михайлова [7], В.М.Розина [8] образование рассматривается включенным в личностные смыслы человека.

Однако, несмотря на широкий спектр исследований, связанных с развитием образования, недостаточное внимание в литературе уделяется принципиально новым социально-философским основаниям развития образования, связанным с новой картиной мира, с сущностными характеристиками современного мирового развития и местом человека в современном мире. Во всем мировом сообществе считается исключительно важным, но недостаточно изученным вопрос об образовательном механизме, который обеспечит переход от социально-философских оснований развития образования к системным концепциям практики реформирования образовательных систем. Подобную попытку делает Б.А.Куган, который в своем диссертационном исследовании вводит понятие модернизации образования как инновации [2, 3].

В понятийном плане автор выделяет взаимосвязь новации, инновации и модернизации. С его точки зрения, процесс модернизации, по сути, является инновацией. Инновация же реализуется при помощи средства, именуемого новацией. Новации, таким образом, являются специфическим средством и предметом взаимодействия в инновационных процессах и в процессе модернизации. Вид инновационной деятельности обусловлен целями и способом взаимодействия субъекта и новации; соответственно этим видам устанавливаются этапы процесса модернизации: созидание инновационного проекта, его освоение, его апробация и внедрение.

Виды модернизации – созидание, освоение, апробация, внедрение инновационных проектов – обусловливают и специфику деятельности или взаимодействия ее субъектов. Созидание – возникновение и формулировка замысла и разработка соответствующего проекта, по которому могут создаваться соответствующие ему различные модели. Внешними предпосылками созидания являются опережающее развитие социальной среды по отношению к сфере образования, возникающие вследствие этого противоречия. Внутренние предпосылки определяются исходя из учета человеческого фактора, поскольку создаваемые новации являются продуктом деятельности или взаимодействия каких-либо субъектов (творцов, проектировщиков, новаторов). Их внутренние потенциалы и составляют внутренние предпосылки осуществления этого вида процесса модернизации.

Освоение модернизации связано с распространением идеи об инновационном проекте, его обоснованием, разъяснением значимости и порядка внедрения. Этот этап модернизации связан с подключением к модернизации новых субъектов – исполнителей, повышением их компетентности в области взаимодействия в рамках инновационного проекта. Этот этап модернизации требует сложной и всесторонней организации.

Апробация проекта сама по себе является многостадийным процессом, который начинается с использования «бездетных» технологий апробации (экспертизы), а затем постепенно апробация завершается, начинается следующая стадия модернизации – внедрение. По окончании внедрения инновационного проекта можно говорить о завершении очередного этапа модернизации.

Вследствие того, что модернизация как процесс является интерпретацией инновации, Б.А.Куган утверждает о справедливости для нее законов: закон необратимой дестабилизации педагогической среды; закон финальной реализации процесса модернизации; закон стереотипизации модернизации; закон цикловой повторяемости, возвращаемости к модернизации.

Поскольку в плане научного отражения модернизация является средством развития образовательной системы, ей присущи общие закономерности этого процесса: в результате модернизации в образовательные системы включаются новые подсистемы (закон динамизации); в результате модернизации формируются образовательные полисистемы (метасистемы), по замыслу обладающие признаками модернизированной системы; проектируемые системы стремятся к идеальности, для них существует характерный потенциал, обусловливающий их развитие; по окончании проектирования системы (проекты) существуют самостоятельно и их развитие осуществляется по законам самоорганизации систем.

Модернизация как процесс осуществляется людьми, является направленным процессом, что также позволяет говорить о его управляемости. Субъектами управления процессом модернизации образовательных систем выступают те субъекты в социальной сфере, которым присущи функции управления. Это органы управления образованием (коллективные субъекты управления), их представители, непосредственные участники образовательных и связанных с ними процессов (обслуживания образования, культурного обслуживания населения, социальной защиты участников образования и их семей и др.) [2, 3].

Не смотря на серьезные разработки в области модернизации образования, само понятие до сих пор остается дискуссионным. Так, в Концепции модернизации общего образования лишь указывается: «…это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования» [8]. В диссертационном исследовании О.В.Степанова «Этнокультурные функции образования в процессе модернизации российского общества» (1995г.) определения модернизации образования нет вообще. В работе М.П.Гурьяновой [10] выделяются цель, стратегические направления реализации цели модернизации сельских ОУ: «Целью модернизации сельской школы является повышение качества общего образования, приведение его в соответствие с новыми потребностями развивающейся личности, сельского социума, формирование у учащихся личностных качеств, ценностных ориентаций, творческих способностей, адекватных условиям нового времени и необходимых для успешного овладения человеком принципиально новыми технологиями познания и коммуникации.

Б.В.Куган в своем диссертационном исследовании просто указывает: «Модернизация – это инновация, имеющая признак приведения образовательной системы в соответствие с современными условиями ее существования» [2]. Основаниями для проектирования модернизированной образовательной системы являются: состояние самой образовательной системы, социальной среды, тенденции дальнейшего развития образовательных систем, ожидаемое состояние образовательной системы, обусловленное социальными требованиями к образованию [2].

Ф.В.Габышева  предлагает определение модернизации, так же, как Б.В. Куган, связывая его с формированием нового состояния образовательной системы: «Модернизация региональной системы общего среднего образования является процессом качественных и количественных изменений традиционно сложившихся отношений к структуре и содержанию конкретного образовательного пространства на основе приоритетности гуманизации учебного процесса и личностноориентированного обучения» [1].

Это позволяет ввести рабочее определение модернизации образования как радикальное изменение целей, содержания, качества, технологий образования и его ресурсного обеспечения, адекватное социально-экономическим и культурным запросам общества, обеспечивающее эффективность его функционирования и развития, соответствующий фактору стабильного устойчивого развития общества.

В рамках нормативно – правового обеспечения процесса модернизации Минобразование России разработало и реализовало Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года, а также спроектировало Федеральную целевую программу развития образования на 2011-2015. В последнем документе определялись основные задачи следующего этапа модернизации образования в рамках определенных тенденций мирового развития:

  • ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;
  • переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;
  • возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;
  • динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

Механизмом реализации указанных задач являются педагогические кадры. Соответственно, основными целями профессионального педагогического образования согласно Концепции модернизации российского образования (до 2015 года) являются: подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, а так же повышение квалификации работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

На наш взгляд, решение этих задач обусловлено на современном этапе изменением роли педагога в образовании. Для доказательства этого тезиса обратимся к истории развития профессии педагога и выделим основные этапы изменения роли учителя в обществе.

На первом этапе возникновения педагогической профессии учитель  являлся носителем и транслятором социального опыта. Становление педагогической деятельности, требующей владения специальными знаниями и умениями, связано с возникновением письменности [11]. На смену устному преданию, а также простой схеме воспитания, основанной на наблюдении за действиями мастера, умелого человека, на смену подражанию его действиям приходит письменная форма закрепления знаний. В обществе выделяется специальная сословно-кастовая группа людей, владеющая письменностью и умеющая передать ученикам это универсальное средство сохранения культурных ценностей. Наряду с учителем-мастером, передающим тайны своего ремесла, дела, опыта посредством наблюдения за его деятельностью, повторения его действий, непосредственного участия в деле, появился учитель, способный дать своеобразный «ключ» ко многим тайнам практического дела и духовного опыта, уже запечатленного в слове [11].

Возникновение и развитие письменности, сложная техника письма требовали и от учителя особых знаний и подготовки. Он должен был быть готов к тяжелому повседневному труду, ибо именно это упорство, усердие, прилежание он должен был передать своим ученикам. Наставляя ученика, требуя от него аскетизма, отречения от земных радостей, учитель должен был подготовить его к повторению своего собственного пути. На этом этапе к функционалу педагога добавилась и воспитательная  деятельность, роль «хранителя» знания частично была передана книге.

В условиях формирующегося информационного общества роль учителя как источника информации значительно уменьшилась, на первый план в педагогической деятельности вышли обязанности, связанные с организацией учебно-воспитательного процесса. Следовательно, основными видами профессиональной педагогической деятельности стали: учебно- воспитательная; социально-педагогическая; культурно-просветительская; научно-методическая; организационно-управленческая.

В современных условиях появляются новые роли учителя: учитель- консультант, учитель модератор, учитель-тьютор. Теперь учитель не является единственным источником правильных знаний, а его мнение существует на уроке наряду с мнением учащихся, а знания, которые приобретает ученик не являются пересказом учебника или повторением за учителем, знания являются его собственными, ведь он их пережил и обдумал, и уже после этого принял. Иными словами, теперь уже педагог сталкивается с проблемой изменения подходов к своей профессиональной деятельности. Ведь новые образовательные стандарты предъявляют принципиально новые требования к результатам обучения, а значит и к подготовке самих педагогов.

Реализация задач развития образования потребовала, в том числе, и от педагогов высокого уровня сформированности управленческих компетентностей, в частности разработки различных организационно-педагогических моделей образовательных учреждений (ОУ) в рамках сетевого взаимодействия (в том числе и дистанционного); формирования  инновационных (в том числе и государственно-общественных) механизмов  управления данными видами ОУ, а так же необходимо умение  оптимизировать расходы на одного ученика с целью вхождения в бюджет ОУ, сформированного на основе нормативно-подушевого финансирования и др.

Таким образом, подготовка будущих педагогов и повышение квалификации работающих учителей должна быть направлена на формирование профессионального мышления нового типа и новой структуры профессиональной деятельности.


Библиографический список
  1. Габышева, Ф. В. Теория и практика модернизации системы среднего образования республики Саха (Якутия) [Текст] : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01 / Габышева Феодосия Васильевна. – М., 2001. – 324 с. : илл
  2. Куган, Б. А. Сельская школа Зауралья: проблемы, поиски, стратегии развития: [Курганская область] [Текст] / Б. А. Куган // Образование и наука. – 2000. – № 2(4). – С. 40–48.
  3. Куган, Б. А. Теория и практика управления процессом модернизации системы образования в сельском социуме [Текст] : дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Куган Борис Алексеевич. – М., 2002. – 366 с. : илл.
  4. Степанова, Т. А. Государственно-социальная система управления школьным образованием в регионе [Текст] / Т. А. Степанова. – М., 2003. – 459 с
  5. Филонов, В. С. Социально-философские основания модернизационных процессов в России [Текст] : автореф. дис. … канд. филос. наук : 09.00.11 / Филонов Святослав Викторович ; Том. гос. ун-т. – Томск, 2003. – 20 с.
  6. Хазова, Л. В. Социально-философские основания, тенденции и перспективы развития современного образования [Текст] : дис. … д-ра филос. наук : 09.00.11 / Хазова Людмила Васильевна. – Томск, 1998. – 294 с
  7. Михайлов, Ф. Т. Самоопределение культуры. Философский поиск [Текст] / Ф. Т. Михайлов ; Рос. акад. наук ; Ин-т философии. – М. : Индрик, 2003. – 271 с.
  8. Концепция модернизации Российского образования до 2010 года. Президент России. Официальный сайт. 5 апреля 2002 года., Москва, Кремль. http://archive.kremlin.ru/text/docs/2002/04/57884.shtml
  9. Розин, В. М. Философия образования: предмет, концепция, направления изучения [Текст] / В. М. Розин // Вестник высшей школы. – 1991. – № 1.
  10. Гурьянова, М. П. Теоретические основы модернизации сельской школы России [Текст] : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.02 / Гурьянова Марина Петровна. – М., 2001. – 412 с. : илл.
  11. Возникновение и становление педагогической профессии. Газета Астраханского филиала ВГАВТ Выпуск №5 (октябрь 2010 г.)


Все статьи автора «Нуриахметова Надия»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: