БОЧАРОВА И.А. АРХИТЕКТОНИКА КОСТЮМА В ЭТНОКУЛЬТУРЕ

Ключевые слова: , , , , , , ,


БОЧАРОВА И.А. АРХИТЕКТОНИКА КОСТЮМА В ЭТНОКУЛЬТУРЕ


Рубрика: История, Культурология, Этнография

Библиографическая ссылка на статью:
// Гуманитарные научные исследования. 2012. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2012/11/1860 (дата обращения: 22.02.2024).

И. А. Бочарова

РД  г. Махачкала

Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования Дагестанский  Государственный Университет Факультет Психологии и Философии, кафедра Теории и истории религии культуры

      На предмет происхождения одежды существуют различные точки зрения. Опираясь на гипотезу о том, что одежда появилась уже на ранних этапах развития человеческого общества как искусственный покров тела человека, защищающий его от атмосферных воздействий, необходимо заметить, что характер одежды первоначально определялся как климатическими условиями среды обитания первобытных людей, так и особенностями трудовой деятельности.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что появление одежды в высшей степени ритуализировано и имеет мифологическую  и религиозную основу. Это не случайно: процесс создания одежды предполагает тесное взаимодействие человека с природной средой, в результате которого происходит освоение окружающего мира, взаимосвязанное с хозяйственной деятельностью, производством и собственно культурой, пропускаемое сквозь призму мифологического мироощущения и этноса.

Что касательно структуры, то составляющим же звеном в костюме, является композиция.

       Специфика композиции костюма  выражается в том, чтобы  внешние линии, форма отвечала своему назначению, а также соответствовала материалу, из которого она сделана. В историческом  процессе круг, квадрат; шар, цилиндр, конус и т.д. все эти формы используются при изготовлении различных предметов окружающих нас. Человеческая психика устроена так, что в определении какой-либо сложной формы человеком, он ищет аналоги среди простых форм (круг, квадрат, треугольник и т.д.) возникает проблема сочетания простых форм. В дагестанском костюме различают три основных вида композиции: фронтальную, объемную глубинно-пространственную.

Характерным признаком фронтальной композиции является распределение в одной плоскости элементов формы в двух направлениях по отношению к зрителю – вертикальном и горизонтальном. Объемная композиция на  одежде дагестанок представляет собой форму, имеющую относительно замкнутую поверхность и воспринимаемую со всех сторон. Глубинно-пространственная композиция складывается из элементов материальных объемов, поверхностей и пространства, а также интервалов между ними. Для определения различных видов композиционного строя и различных зависимостей используются такие категории, как ритм, равновесие, симметрия, асимметрия, динамика статика, масштаб, пропорция, контраст, нюанс»[1] и др. Ритм - это равномерное чередование размерных элементов, порядок сочетания линии, объемов, плоскостей. С самого рождения и до смерти ритм сопровождает человека: ритм сердца, смена дня и ночи, прилив и отлив, ритм шагов шагающего человека, ритм капели в весенний день.  Ритм  может быть спокойным и беспокойным, может быть направленным в одну сторону (орнаментальная кайма) или сходящимся к центру – узоры розеток,  а частые членения также создают впечатление беспокойства. Членения по горизонтали зрительно снижают высоту вещи, вертикальные членения – наоборот. В равновесии все элементы сбалансированы между собой. Оно зависит от распределения масс композиции относительно его центра. Равновесие так же, как и ритм присуще всему живому. В мире и в пространстве не бывает пустого места. «Человек с рождения видит постоянную смену жизненных ситуаций: одна сменяется другой и так до бесконечности. Против зла есть добро, против действия – противодействие, равновесие в костюме  выражается в тоне и цвете, равномерном распределены цветовых пятен  и линии»[2].

Симметрия - принцип организации композиции, где элементы расположены правильно относительно плоскости, оси или центра. В дагестанском костюме можно встретить  три основных вида симметрии: зеркальная, осевая и разновидность осевой – винтовая. Асимметрия же  достигается в свободном движении, она более динамична и непосредственна, но в то же время помогает достигать определенной выразительности в выполняемых композициях. Динамика, статика, архитектоника характеризуют  признаки: уровень совершенства внутреннего содержания объекта; уровень совершенства формы объекта; уровень информативности формы объекта; уровень художественного выражения содержания и формы объекта. Немаловажное значение в философском аспекте костюма имеет цвет, который может играть значительную роль в композиции. Цвет – это спекторальное излучение, т. е. результат физического воздействия излучений, попадающее на сетчатку глаза. А излучения, отражающиеся от поверхностей, в свою очередь, зависят от окраски предмета, на который направлен взгляд, и от спектрального состава света, падающего на наблюдаемую поверхность»[3]. К ахроматическим относят  цвета – белый, серый, черный, хроматическим – цвета и их оттенки, которые мы различаем в спектре – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Установлено, что светлые цвета стимулируют, а темные тормозят, угнетают, печалят.

Для дагестанских костюмов, в зависимости от географических, экономических, ритуальных особенностей свойственны  красный цвет – цвет пламени, который традиционно подавляет другие цвета, он активный, возбуждающий, энергичный, активизирует человека, Оранжевый – теплый, возбуждающий, в некоторых случаях оранжевый утомляет больше, чем красный. Желтый – примерно то же, что и оранжевый. Зеленый цвет – самый привычный для органов зрения цвет успокаивает, повышает работоспособность. Голубой – успокаивающий, снимает напряжение. Синий способствует затормаживанию функций физиологических систем человека, имеет малую яркость, считается самым холодным. Фиолетовый – производит угнетающее действие на нервную систему.

Народное искусство в процессе развития выступает, прежде всего, как «особый тип художественного творчества в коллективном опыте народа. Сходство мотивов у разных народов подтверждает единую основу и общность народного искусства»[4]. Истоками дагестанского народного костюма и орнамента, схожего со всеми  видами декоративно-прикладного искусства Дагестана, являются древние представления дагестанского народа о сущности мироздания, составными компонентами которого явились скотоводческие, земледельческие, солярные и прочие языческие культуры, символы и знаки, которые трансформируясь и преобразуясь в геометрический, растительный, зооморфный, знаковый орнаменты, дошли до нас яркой палитрой дагестанской орнаментики. Можно выделить шесть  архетипов орнаментальных композиций. Мы предполагаем, что они являются тем древним и изначальным, от чего возникли в дальнейшем целые направления – системы (архетипы), к которым относятся солнце, дерево жизни, спираль, свободная ветка, бараньи рога, лабиринт.

Эти символы – произведения, несущие в себе философское осмысление и представление мира.

                  

Список литературы

1.           Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М. 1974. С. 23.

2.           Агранович Е.С. О цветовых предпочтениях как основе выбора цвета в формировании интерьера «эстетика».- М., 1968. С. 219.

3.           Базыма Б.А. Цвет и психика. – М., 2005. С. 6.

4.           Клейчук Ф.В. О комбинированном формообразовании. – М., 1979. С. 97.


[1] Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М. 1974. С. 23.

[2] Агранович Е.С. О цветовых предпочтениях как основе выбора цвета в формировании интерьера «эстетика».- М., 1968. С. 219.

[3] Базыма Б.А. Цвет и психика. – М., 2005. С. 6.

[4] Клейчук Ф.В. О комбинированном формообразовании. – М., 1979. С. 97.



Все статьи автора «Ирина Плешкова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: