МИРОШКИНА О.С. СОВРЕМЕННЫЙ КИНЕМАТОГРАФ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА

Ключевые слова: , ,


МИРОШКИНА О.С. СОВРЕМЕННЫЙ КИНЕМАТОГРАФ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
// Гуманитарные научные исследования. 2012. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/10/1831 (дата обращения: 26.05.2017).

Экранные образы кино, как и телевидения, имеют огромное влияние на формирование мировоззрения личности, на воспитание духовных ценностей и личностных ориентиров.  Кино способно оказывать чрезвычайно высокое эмоциональное воздействие. Оно активно генерирует в воображении зрителя иллюзорную картину мира в идеализированном виде. При этом влияние на человека происходит скрыто, на эмоциональном уровне, вне его сознательного контроля.

В рамках нашего исследования была разработана и апробирована анкета по выявлению характера взаимодействия воспитанников детского дома с миром кино. Основной ее целью являлось получение информации об общем уровне экранной культуры, а также ценностных ориентаций в отношении мирового кинематографа и ценностных отношений к жизни, окружающему миру (с помощью выбранного ребенком любимого кинофильма, фильма-подарка, фильма – презентации планеты Земля и любимого героя). Анкета состояла из девяти открытых вопросов. Два вопроса из этой анкеты («Какой фильм ты бы подарил своему другу на День Рождения?» и «Какой фильм ты послал бы инопланетянам, чтобы те получили наибо­лее полное представление о нас, землянах?») были заимствованы из учебного пособия О.А. Баранова и С.Н. Пензина «Фильм в воспитательной работе с учащейся молодежью» [1, c. 17].

В заочном опросе приняли участие тринадцать воспитанников детского дома Приморского района г. Санкт-Петербурга  в возрасте от 12 до 14 лет.

Рассмотрим подробнее ответы участников анкетирования. Все дети, принявшие участие в опросе, признались, что любят кинематограф. Двенадцать из тринадцати ребят отдают предпочтение игровому кино.

Выбирая на полке мирового кинематографа фильм в подарок другу, 69 % ребят остановились на зарубежном кино: «Аватар» Джеймса Кэмерона, «Форсаж 4», «Форсаж 5» Джастина Лин, «Помни меня» Алена Колтера, «Классный мюзикл» Кенни Ортега, «Терминатор 3» Джонатана Мостоу, «Мой кровавый Валентин» Патрика Люссье. Также выбрали мультипликационный сериал «Симпсоны» (Мэтт Гроунинг и д.р)  и комедии с актером Джимом Керри.   Современные фильмы российского производства в качестве подарка выбрали 16 % опрошенных  детей – это «Самый лучший фильм» 3D Кирилла Кузина и «Черная молния» Александра Войтинского и Дмитрия Киселова.  Фильмы про войну без определенного названия в качестве подарка определили 15 % участников опроса.

Выбор кинофильмов ребята обосновывают следующим образом:

  • интересом к определенной тематике: «он про любимый автомобиль», «фильм про отношения близких друг другу людей», «фильмы о войне хорошие» (23%);
  • просто симпатией, не вдаваясь в подробности: «он прикольный», «понравился» (15 %);
  • склонностью к определенному жанру: «юмористический фильм, комедия», «он любит боевики» (15%);
  • симпатией, указывая на отдельные детали: «хороший фильм, отличная игра актеров» (8%);
  • новизной: «это была новинка» (8%);
  • занимательностью: «Он интересный. Моей подруге нравятся такие фильмы и мне тоже» (8%);
  • содержанием полезной информации: «познавательное кино» (8%).

Вышеперечисленные ответы свидетельствуют о том, что наибольшую ценность для детей составляют современные фильмы, в основном зарубежного производства, характеризующиеся ярким визуальным рядом и спецэффектами, сильной динамикой действия, а также фильмы, насыщенные юмором и сатирой.

Также следует отметить, что присутствие военной тематики в одном из ответов на этот вопрос (и последующих), может быть следствием патриотического воспитания в Детском доме, формирования чувства гордости за свою страну, чувства общественного долга (в лучшем случае).

В целом, неумение обосновывать свою позицию, неточная, неосмысленная характеристика медиатекста, формальность, поверхностность суждений, отсутствие интерпретации позиции героев, авторской концепции, отсутствие владения терминологией медиакультуры, такими понятиями, как  «сюжет», «композиция», «сценарный ход» свидетельствует о низком уровне оценки (анализа) медиатекстов, а также и о низком понятийном уровне зрительской экранной культуры в целом.

Среди фильмов – презентаций планеты Земля, которые дают наиболее полное представление о человечестве, дети выбрали следующие:

  • научно – фантастические: «Парк Юрского периода» Стивена Спилберга, фильм ужасов «Чужой» Ридли Скотта (15%);
  • фантастические: «Аватар» Джеймса Кемеронаа, «Мы из будущего» Андрея Малюкова (15%);
  • научно-популярные: фильмы BBC, фильмы «о людях и обо всем окружающем» (15%);
  • приключенческий мультипликационный фильмы: «Вокруг света за 80 дней с Вилли Фогом» Луиса Баллестера Бустоса и д.р., комедия «Мегамозг» Тома МакГрата (15%);
  • фильмы – катастрофы: «2012» Роланда Эммериха «Титаник» Джеймса Кемеронаа (15%);
  • фильм о войне (15%).
  • криминальный боевик: «Перевозчик 3» Ольвие Мегатона (8%).

Один из участников не смог или не захотел справиться c этой задачей, написав в поле ответа «не знаю».

Результаты данного пункта опроса представляют наибольший интерес, так как представления о человечестве в целом, о социальном мире помогают оценить состояние социальных установок у воспитанников детских домов и проанализировать ценностные ориентации.

Следует отметить, что большинство фильмов, выбранных детьми в качестве «визитной карточки» человечества носят крайне трагичный характер: катастрофы, войны людей друг с другом, с миром природы и даже инопланетными существами, ужасы и убийства.  Но в то же время значительная часть этих фильмов заканчивается для героев поучительными уроками, запоздалыми выводами, работой над ошибками и личностным ростом в итоге. Однако следует отметить, что и счастливый финал, и волшебное могущество персонажей (фольклорность) являются одними из факторов, на которые опирается манипулятивное воздействие медиа. Благодаря такому воздействию жестокость, насилие и мир, в котором цель оправдывает средства «воспринимаются, как нечто естественное». [2, с. 46] Привыкание к подобным кинокартины, их притягательность, чем успешно пользуется медиаиндустрия для пополнения кассовых сборов, в конечном итоге негативно сказывается на социальных установках аудитории.

Если бы участники анкетирования были бы режиссерами, они бы сняли фильмы о следующем:

  • О трудностях, препятствиях, борьбе (39 %):
  • о войне (15 %);
  • о революции (8 %);
  • о вампирах (8 %);
  • фильм-боевик (8 %).

Позитивная тематика просматривается в следующих ответах (54 %):

  • о любви (15 %);
  • о спортивных соревнованиях – футболе и гонках (15 %);
  • о природе (8 %);
  • про друзей (8 %);
  • о жизни человека в городе (8 %).

В целом наличие желательных ценностных ориентаций преобладает, но с небольшим отрывом. И снова просматриваются отношения к жизни как к сложной и трудной, постоянной борьбе и препятствиям.  С одной стороны без трудностей и препятствий не может быть и социальной гармонии и душевного равновесия, но с другой – желание снять фильм о войне, революции и фильм-боевик свидетельствует о том, что переживания являются яркими.

Среди любимых актеров подростки отметили актеров фильма «Форсаж»  Вина Дизеля и Пола Уокера (31 %), актеров комедийного жанра – Джима Керри, Михаила Галустяна (23 %), всемирно известных актеров фильмов разного жанра – Джона Траволту, Бреда Пита, Анжелину Джоли и Джонни Деппа (23%), популярных молодых артистов Зака Эфрона, Майли Сайрус, Нину Добрев (8 %), музыкантов – Майкла Джексона и Максима из группы «Оригами» (14 %),

Результаты ответов на данный вопрос указывает на то, что в большинстве своем дети-воспитанники детского дома контактируют с зарубежными современными кинофильмами, и выбор их не велик. Заимствование любимых актеров, образов может быть следствием тесного коллектива и ориентации на мнения сверстников.

Любимые герои детей – воспитанников детских домов, принявших участие в анкетировании, следующие:

  • персонажи мультипликационных сериалов (38 %): Том и Джерри, Гомер Симпсон;
  • герой, наделенные сверхчеловеческими способностями (23 %): Человек-паук, Супермен, Терминатор;
  • обаятельные бандиты (15 %): Элиз  – героя Анжелины Джоли в фильме «Турист» Флориана Хенкель фон Доннерсмарка, Доминик Торетто из фильма «Форсаж»;
  • вампир и его друзья (15 %) -  герой Роберта Паттисона, Елена    «Дневники вампира».

По вышеперечисленным ответам опять же видно, насколько привлекательными для ребят являются сцены насилия: трое ребят выбрали Тома и Джерри. Гомер Симпсон также был неоднократно отмечен детьми как любимый образ. Герой этот добрый и преданный семье, но в то же время глупый, ленивый и с большим количеством вредных привычек. Жить в свое удовольствие, делать то, что душе угодно, ежедневно попадая в водоворот увлекательных приключений – мечта многих.

Герои, наделенные сверхчеловеческими способностями, безусловно, завораживает воображение. Однако обнаружить истинную сущность персонажа-супермена, легко убивающего десятки людей, детям может быть не под силу. Это же касается и обаятельных бандитов с оружием в обеих руках.

Вампиры же приобрели популярность совсем недавно – после выхода серии романов Стефани Майер и трилогии «Сумерки», а также сериала  «Дневники вампира».

По итогам интерпретации полученных в анкете данных можно говорить о довольно низком понятийном уровне зрительской экранной культуры подростков, о слабой ориентации в жанрах и темах медиатекстов, неумении обосновывать свою позицию в отношении заложенной в фильме идеи и авторского замысла. Это может свидетельствовать об отсутствии системы приобщения к медиакультуре и попустительском отношении со стороны взрослых, не отдающих себе отчета в мощности этого инструмента  развития.

 

Список использованной литературы

  1. Баранов О.А. Фильм в воспитательной работе с учащейся молодежью: Учебное пособие / О.А. Баранов, С.Н. Пензин. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2005 – 188 с.
  2. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов: ЦВВР, 2001. 708 c.


Все статьи автора «Мирошкина Ольга»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: