ПАНОВА А.Б. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ (НА ОСНОВЕ СЕРИАЛА «ФИЗИКА ИЛИ ХИМИЯ»)


ПАНОВА А.Б. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ (НА ОСНОВЕ СЕРИАЛА «ФИЗИКА ИЛИ ХИМИЯ»)


Рубрика: Педагогика, Социология

Библиографическая ссылка на статью:
// Гуманитарные научные исследования. 2012. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2012/10/1828 (дата обращения: 25.02.2024).

– Иногда стоит подождать, чтобы тебя попросили о помощи.
– Да они уже кричат о помощи во все горло. Нужно быть глухим,  чтобы это не услышать.

Не так давно на телеканале СТС шла трансляция нового сериала под названием «Физика или Химия». Действие разворачивается в стенах обычной московской школы, обитатели которой каждый день сталкиваются со сложными, далеко не детскими проблемами.

Примечательно, что за последние три года это уже четвёртый сериал, посвященный школьной жизни, но только второй, в полной мере указывающий на основные болевые точки её организации. Эти сериалы – «Ранетки», «Закрытая школа», «Школа» Валерии Гай Германики и непосредственно «Физика или химия». Все они, за исключением авторского проекта Германики, были показаны на СТС. Ранее из сериалов на данную тематику были сняты «Простые истины» (1999 г.) и «Школа №1» (2007 г.). Однако важно понимать, что «Школа» стала первым проектом такого рода фильмов об учениках и их взаимоотношениях, но чрезмерно пессимистичным, поэтому «Физика или химия», являющаяся по формату более развлекательной, стала реакцией на фильм Германики. Во многом они, безусловно, сходятся, но сериал на СТС более привлекателен для зрителя и потому, возможно, должен оказать больший эффект. В данном контексте определение «развлекательный» имеет значение «красивый», «уводящий от грубой серой реальности с множеством проблем», но в то же время говорящий об этих проблемах с территории самой красоты.  Если «Школа» вызывала только отторжение и тотальное неприятие, то вокруг «Физики…» развернулась жаркая дискуссия между ярыми сторонниками фильма и их оппонентами. Этот сериал взволновал, задел за живое людей. Многие родители отказывались ему верить по той причине, что сложившаяся в их сознании модель современной школы не соответствует изображенной, а затронутые проблемы сильно преувеличены.

Преувеличение действительно есть, но оно носит характер иного рода. Во-первых, речь идет о том, что обычные средние школы выглядят несколько по-другому: множество русских школ сегодня больше напоминают казематы с решетками на окнах, чем благоустроенные здания, где хочется проводить много времени, учиться, общаться и расти. Во-вторых, от обычной школы её отличает количество и набор предметов, которые включены в образовательную программу. Предполагается, наверное, что зрителю показывают не всю учёбу, а только те уроки, вокруг которых строятся основные ситуации. Таким образом, в учебную программу входят такие интересные предметы как английский, философия, литература, искусство (практические и теоретические занятия), музыка, физкультура и актерское мастерство.

В-третьих, сам формат сериала носит определённые специфические черты: многое в нём должно быть условно, отдельные ситуации утрированы или гиперболизированы, – но от этого он не становится менее правдоподобным. Зачастую это касается незначительных вещей. К примеру, в реальной школе события случаются часто, но не каждый день, не так интенсивно, как это происходит в школе на СТС.

В эпиграф к данной работе вынесена выдержка из диалога между одним из новых учителей и завучем школы. Эта фраза имеет замечательное свойство: её трактовка передаёт основное содержание всего сериала. По крайне мере три аспекта заслуживают тщательного рассмотрения: это детские проблемы, новая и старая политика школы и проблема допустимости личного вмешательства учителей в жизнь своих подопечных.

Новая и старая политика школы.

Ирина, учитель философии, вместе с учителями искусств и литературы представляет новое поколение преподавателей, которые по-другому относятся к своим ученикам. Это заряженные энтузиазмом люди, желающие нести свет детям, настроенные на получение результата от своей работы. Они находятся ближе к подросткам и понимают их проблемы. В силу своей молодости и небольшого педагогического опыта они ещё верят в то, что делают, и в то, что у них всё получится.

Представителями «старой» школы являются завуч, преподаватель английского и её муж – учитель музыки. Это четкое разделение по стилям преподавания подкрепляется в сериале простым способом: изменения вносят «новички», а за сохранение традиций выступают те, кто работает в школе давно. Позицию «консерваторов» в России знает каждый школьник, она проста: детям ничего не интересно, они не хотят развиваться, не хотят узнавать ничего нового и отвергают любую инициативу. В противовес этой устаревшей модели восприятия детей новаторски настроенные педагоги предлагают поверить в учеников, спустить их с короткого поводка и дать возможность выразить себя свободно. Ключевой момент такой политики состоит в том, что преподаватель должен быть максимально мобильным – он должен быть в курсе того, что занимает умы молодёжи, тогда его работа будет иметь успех, потому что он всегда сможет академические знания провести сквозь призму актуальной для молодёжи темы. В самом начале сериала мы видим подтверждение этому – учитель литературы проводит бессонные ночи в поисках темы, которая могла бы заинтересовать её учеников, привлечь их внимание, и на одном из уроков она добивается того, что самый проблемный ученик с девиантным поведением прочитывает роман, который они разбирают на уроке. Также поступает учитель физкультуры, который показывает на своём занятии ознакомительное видео по модному направлению паркуру, а потом приглашает к себе на занятие профессионалов, которые готовы поделиться секретами своего мастерства. Успех этой идеи объясняется тем, что сегодня, как, наверное, никогда, молодые люди отказываются узнавать то, что не имеет прямого отношения к ним самим. Задача учителя, чтобы добиться успеха, состоит в умении провести эту связь или сделать настоящий performance на месте скучного доклада. Это и задействует потенциал учеников, являясь частью образовательного процесса, и лучшим образом прививает знания детям.

В 10 классе, в связи с их повышенной социальной активностью, на постоянной основе проходят беседы о наркомании, раннем сексе и алкоголизме, но только с приходом новых учителей темы становятся острее и соответственно меняются формы их обсуждения. Так, когда выясняется, что в классе есть мальчик-гомосексуалист, Ирина проводит семинар на тему нетрадиционной сексуальной ориентации, чтобы избежать психологического давления на ученика со стороны его одноклассников. Её беседа выгодно отличается не только актуальностью и противоречивостью темы (руководство школы предпочло бы обойти этот вопрос стороной), но и тем, что она пригласила других таких же людей (трансвеститов и гомосексуалистов), чтобы сломать психологический барьер учеников.

Позитивные изменения происходят и в скучных классных часах, посвященных вопросам наркомании и алкоголизма. Учитель искусств, как ответственный за эту тему, превращает мероприятие в праздник в духе Америки 20-х, когда был введён сухой закон. Информация, которая была собрана для организации костюмированного бала, оказалась гораздо интереснее и поучительнее, чем традиционные лекции.

Кульминационным в противостоянии двух идеологий становится эпизод, в котором впервые звучит новость о возрождении школьной газеты: завуч открытым текстом высказывает своё мнение о том, что ученикам ничего не нужно, и что идея реанимирования обречена на провал, а новыми учителями газета позиционируется как способ для подростков сказать то, что их волнует, что интересует. А волнует их многое.

Детские проблемы.

Само название «Физика или химия» свидетельствует о том, что есть ситуация выбора. Выбор, который совершают ученики, не замыкается только на решении «секс или любовь», но это касается абсолютно всего – кем быть, каким быть, как поступать, какой путь выбирать. Этих учеников сложно назвать детьми, потому что они взрослые как в физическом плане, так и в духовном. Им приходится сталкиваться с такими проблемами, решить которые зачастую сложно даже взрослым. Основная ошибка, которую совершают родители в отношении своих детей, состоит в том, что они закрывают глаза на их раннее взросление и не относятся к ним как самостоятельным личностям. За неимением возможности поделиться и быть понятым близкими подростки выбирают путь ошибок, который заканчивается передозировкой, венерическими заболеваниями или самоубийством.

Первая серия начинается с того, что один из учеников дважды пытается покончить жизнь самоубийством, и во второй раз ему это удается. Если задуматься о причинах, побудивших его пойти на этот шаг, то можно понять, что ни один взрослый никогда не додумается до такой глубины. В связи с участившимися случаями самоубийств среди школьников в России и тем, как однобоко освещают это явление, вывод напрашивается сам собой: общество неадекватно оценивает ребёнка и его мотивы. О том, что дети абсолютно другие, сегодня надо уже кричать, иначе всё поколение будет потеряно. Их жизнь гораздо более насыщенная, чем можно себе представить, и они переживают всё с большей силой, нежели взрослые люди. Тотальное чувство вины за поступки, о которых зритель узнает в дальнейшем, и за смерть своего друга, которого он оставил лежать на дороге, способно сломить даже самого сильного человека. Ребёнок не шаблон, с какого-то периода его мысли не настолько прозрачны и поступки не настолько очевидны, как нам бы хотелось думать.

Помимо проблем, носящих психологический характер, в сериале показаны реальные конфликтные узлы – расизм и гомофобия. Расизм в данном случае принимает острую форму, при которой жертва нападок подвергается физическому и психологическому давлению с применением силы, а так же под угрозу попадает его семья. За время развития этой линии в сериале китайский ученик был несколько раз избит одноклассниками и унижен морально. Причины для придирок стандартные: знакомство и дружба с русскими девушками, примерное поведение, нежелание участвовать в сомнительных заговорах, хорошая успеваемость. Отдельным предметом насмешек становится отец мальчика, который совершенно не знает языка, и те порядки, которые заведены в их доме. Последнее интересно ещё и тем, что сталкиваются две позиции – желание бороться за свой голос, свободу и права и сыновний долг – необходимость подчиняться отцу, помогать ему и уважать любое его решение. Расизм проявляется не только на уровне детей, но и их родителей: отец девушки категорически против отношений его дочери с китайцем.

Вопрос гомофобии частично решается через совместную беседу с людьми нетрадиционной ориентации (она снимает общую настороженность класса к данному явлению), но мальчик все равно остаётся под прицелом насмешек со стороны самого агрессивного ученика. Одним из самых виртуозных эпизодов в этой линии является эпизод объяснения с родителями, которое происходит при поддержке его лучшего друга. Такая реакция родителей, как было показано, пожалуй, наиболее благоприятная для подобных ситуаций.

Говоря о родителях, невозможно не вспомнить об истории с учеником, который подвергался домашнему насилию со стороны отца-тирана. Это третья важная проблема, которую поднимают создатели сериала. Нельзя не заметить, что эта история очень сильно меняет парня, делая его более ответственным, взрослым. Он чувствует, что от его действий зависит не только его жизнь, но и жизнь матери, которая страдает от побоев мужа. Ситуация разрешается достаточно легко, и её конец имеет почти сказочный характер, в отличие от тех жизненных ситуаций, которые часто встречаются в повседневной жизни. Наверное, в этом аспекте будет более убедительно выглядеть школа Гай Германики.

На вопрос «Что вас делает счастливыми?» учитель получает ответ: пьянка с друзьями и секс. Ответ на другой вопрос – «Что бы ты хотел успеть сделать перед смертью?» – относится к той же категории: быть хозяином борделя и поехать в Таиланд. Первое знакомство с этими учениками повергает в шок: что могло так сильно повлиять на их сознание? откуда берутся все эти представления о счастливой жизни? откуда это искаженное понимание секса? Отчасти, конечно, причина во времени, в котором они живут: сегодня поддельные ценности вытесняют истинные, зомбируют сознание и формируют нового человека, который будет относиться легко и беззаботно к жизни своей и своих близких. Однако большая вина лежит на родителях, которые своим примером показывают, какой выбор необходимо делать. Если задуматься обо всех этих героях, то нельзя вспомнить ни одного ученика, у которого была бы хорошая семья. Исключение составляют, пожалуй, китаец Джан и гомосексуалист Федор, но их отличия от остальных детей очевидны. В сериале каждому ученику уготовлено испытание, проходя которое он меняется, и почти во всех ситуациях ключевым фактором изменений становится любовь.

Каждый персонаж – это типаж, но за каждым стоят родители, которые оказали непосредственное влияние на своего ребёнка. Есть девочка-бунтарь, которая своей идейной борьбой за всё, что только можно, совершает огромное количество ошибок, жертвами которых зачастую оказываются совершенно невинные люди (как то было с её эпатажной задумкой с кроссовками или статьей в газете). Судя по тому, что её родителей никогда не бывает дома, они вообще не сильно заботились о воспитании своего ребёнка. Поведение Игоря Горки, агрессивного, вспыльчивого и неуравновешенного, становится понятным ровно в тот момент, когда зритель видит его мать. Его друг Кабанов, оказывается, живёт в семье, где сила – это главный аргумент в решении всех вопросов и проблем. Негативное влияние на Риту оказал Игорь Горка, но скорее всего предпосылки к этому и так были – достаточно вспомнить сцену, когда её отец устраивает в школе громкую разборку с дочерью. Скрытный характер Юрия и причина самоубийства его брата Романа, с которым они были полными противоположностями, объясняются тем, что у них не было близких дружеских отношений с матерью (упоминания об отце в сериале вообще нет). Гиперсескуальность Юлии и её половая жизнь укоренены в семейных проблемах (по всей вероятности, внимание родителей было приковано к судьбе старшего брата Юли, а период её становления был упущен). И, наконец, Мария и Алекс, положительные персонажи, но в их истории семья играет роль только в те моменты, когда они непосредственно соприкасаются с личной жизнью своих детей. Проблемы внутри этой семьи упоминаются лишь вскользь: отец–расист запрещает дочери встречаться с китайским парнем. Однако то, что он имеет очень узкие взгляды на вещи, вероятно, способствовало тому, что его жена научилась отстаивать своё мнение, а дочь переняла этот опыт. Таким образом, это влияние скорее позитивного свойства, нежели негативного. В такой же свободе воспитан их сын – Алекс, вокруг романа учителя философии с которым, и разворачивается сюжет.

Красной нитью проходит тема педофилии через весь первый сезон. Она концентрируется на двух персонажах – учителе философии, которая встречается с учеником, и учителе театрального мастерства, который по ложным свидетельствам обвинен в этом преступлении. В соответствии со 134 статьей УК РФ, педофилией не считаются отношения, носящие сексуальных характер, между совершеннолетним и лицом, достигшим 16-летнего возраста, если они совершаются по обоюдному согласию, поэтому данная проблема в сериале выглядит несколько надуманно и её можно считать данью дискурсу о распространяющейся педофилии вообще.

Другой вопрос составляет моральный аспект этой ситуации, который будет рассмотрен в следующем разделе.

Личное вмешательство учителя в жизнь ученика.

Конечно, романтические отношения между учеником и его учителем – это крайняя форма взаимоотношений в рамках школы, но эта линия подводит нас к более важному вопросу: насколько глубоко учитель имеет право вторгаться в личную жизнь ученика, влиять на него и воспитывать.

Учитывая, что в школе ребёнок в силу обстоятельств должен проводить большую часть своего времени, он общается со своими сверстниками и учителями больше, чем с родителями. Проблемы и переживания, которые мучают ученика, могут быть неизвестны его родителям, но скорее всего проявляются в процессе школьной жизни. Задача педагога – заметить неладное и вовремя забить тревогу. Главное, чтобы эта инициатива была грамотной с психологической точки зрения. Школа должна брать на себя ответственность. Возможно, сегодня самый лучший способ привлечь детей в школу – это показывать им свою заинтересованность, участие в их судьбе. Когда учитель становится другом, старшим товарищем, наставником для ученика, он автоматически обезоруживает его, потому что в таком случае обидеть своего учителя невниманием или недостаточным рвением будет равносильно тому, что обидеть друга. Дружба вызывает у людей большую ответственность, нежели иерархическое почитание. Если учитель не останется безучастным к жизни ребёнка, то многих серьёзных проблем можно будет избежать.

Несмотря на то, что это очень хороший путь для налаживания связи с учениками, нельзя ни в коем случае переоценивать свои возможности: во многих случаях гораздо эффективнее прибегнуть к помощи квалифицированного психолога, чем самому разбираться в тонких материях душевной организации. Ясно только одно – нельзя дистанцироваться от учеников, не обращая внимания на их заботы. Проявление внимания и заботы расположит к себе подростков.

Примером неправильного вмешательства в сериале служит первая серия, где самонадеянность учителя физкультуры приводит к тому, что мальчик совершает самоубийство, когда специалист мог бы вовремя отреагировать на происходящее и оценить критическое состояние ученика. Противоположный ему пример, где действия учителей помогли оперативно разрешить ситуацию, связан с историей домашнего насилия.

Другая сторона этого вопроса касается пределов допустимого поведения учителей. Как определить грань вмешательства педагога в личную жизнь своих учеников? Сериал предлагает одну ситуацию и две модели для её разрешения.

Взбешенный поведением учеников на следующий день после вечеринки, где они употребляли наркотики, учитель искусств заводит двоих учеников в туалет, где один на один угрожает им физической расправой, если они продолжат вести себя подобным образом. Суть этой ситуации в том, что учитель дал волю своим человеческим чувствам и превысил свои полномочия – ему всё время необходимо сопоставлять свои поступки с тем, как может и должен вести себя учитель. Вывод, который он выносит для себя из всего произошедшего, таков: «Надо делать ради детей, а не против них».

Более либеральный подход предлагает учитель литературы. Она подбирает слова таким образом, что ребёнок сам подходит к решению, которого она ждет. Это своеобразная попытка научить детей ответственности за свои поступки. Она, в отличие от непосредственного вмешательства, создаёт видимость самостоятельности принимаемых решений (своего рода манипуляция). Вопрос манипулирования детским сознанием активно обсуждается в современной педагогике.

В сериале также показано, что сами дети чувствуют границу своего личного пространства и на попытки чрезмерного вмешательства в него могут отвечать жёстким отпором. Так, на просьбу учителя английского поменять окружение, которое неблагоприятно влияет на успеваемость, ученик отвечает: «Вы мне не мать, вы учитель».

И, наконец, последняя проблема, которую нельзя оставить без упоминания, относится к личности самого учителя. Ответом на эту проблему в сериале является идея, что если ты стал учителем, то ты «учитель всегда, 24 часа в сутки, потому что берут они пример не с 8 до 18». Действительно, как можно уважать и прислушиваться к советам учителя, если он сам не следует своим же наставлениям. В отношении преподавателя искусств, употребляющего легкие наркотики, завуч говорит хорошую фразу о том, что детям нужно не говорить о выборе, а показывать этот выбор на своём примере.

Таким образом, на телеканале СТС совершенно внезапно появился сериал, который затронул большинство современных проблем, с которыми встречаются учителя и школьники. Его актуальность неопровержима, но тема настолько провокационна, что дальнейшая его судьба предрешена – сериал закрыт.



Все статьи автора «StasyaPanova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: