КОЗЛОВА В.А. ЧЕЛОВЕК И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО В ФИЛОСОФИИ ПОСТМОДЕРНА

Ключевые слова: , , ,


КОЗЛОВА В.А. ЧЕЛОВЕК И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО В ФИЛОСОФИИ ПОСТМОДЕРНА


Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
// Гуманитарные научные исследования. 2012. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2012/10/1824 (дата обращения: 22.02.2024).

Социокультурные процессы сегодняшнего дня настолько динамичны, что их констатация, а  тем более детальное рассмотрение, требуют выработки новых взглядов на изучение некоторых аспектов традиционных философских проблем. По причине сложности и неоднозначности современной социокультурной ситуации таких проекций должно быть много, чтобы поэтапно рассмотреть ее существенные стороны и разнообразие проявления.

Значительное количество теорий, представлений об образе человека в информационном обществе, уходящих корнями еще в античность, до сих пор оставляют на поверхности проблемы человеческой уникальности, индивидуальности и идентичности. Хотя в начале XXI века массовое, конвейерное производство, стандартизация образа жизни большинства людей способны затмить собой творческое, индивидуальное, неповторимое в каждом человеке, но вопросы самосознания остаются особенно актуальными. Одним из направлений, рассматривающих проблему человека, стал постмодернизм, который представляет собой явление современной культуры, затрагивающее образ мышления, образ жизни, в том числе, отражающееся на политике и экономике.

Рассматривая историю постмодернизма стоит обратить внимание, что его зарождение происходит в конце 60-х годов ХХ века, когда модернизм практически полностью исчерпал себя в поиске новых идей, происходит разрушение традиционной образности и создаются новые философия и искусство. Культура постмодерна формируется в условиях нового общества, который Е. Масуда называет информационным, Д.Белл постиндустриальным, а З.Бжезинский техногенным.

В настоящее время существует значительное количество подходов к пониманию термина «информационное общество», каждый автор пытается определить его ключевые характеристики. Но среди всей массы критериев возможно выделить основные, которые выделяются всеми исследователями.

Во-первых, внимание уделяется структуре производства. Отмечается, что имеет место переход от производства товаров к производству информации и услуг. Действительно, индустриальный период вывел производство товаров на новый уровень, насытив общество, в связи с чем на новом этапе необходимо насыщать общество услугами и информацией. Учитывая уровень насыщения и доступности товаров массового потребления, общество становится «обществом потребления».  Эта лавина товаров зачастую вытесняет потребление духовных благ, что приводит к изменению смысла жизни. Основной целью становится именно потребление.

Изменения затрагивают и структуру труда. Начинает доминировать высокотехнологичные и интеллектуальные виды труда. Процесс труда подвергается компьютеризации, а сущность понятия «рабочее время» размывается. Особое внимание уделяется интеллектуальному труду, но его характер меняется.

Обращая внимание на такое ключевое понятие экономики как собственность, стоит отметить, что роль собственности также меняется. Особую роль получает информационная собственность, сконцентрированная в руках монополий, в то время когда физическое обладание теми или иными предметами практически теряет свой смысл без наличия доступа к информационным каналам связи.

Социальная структура подвергается размыванию. Стратификация по уровню потребления сменяет классовое деление. Общество начинает развиваться с большей скоростью, а основным трендом, включающим в себя все основные мировые процессы, становится глобализация. Она затрагивает все направления жизни человека, включая сознание, которое подвергается деидеологизации. Мировоззрение человека становится вариантом мягкой идеологии, где мирно уживаются элементы, которые ранее рассматривались как несовместимые.

Но вместе с тем главной проблемой для человека становится проблема выживания. Ее провоцируют различного рода экологические катастрофы, новые болезни и т.д. Это затрудняется тем грузом в виде знаний, который наваливается на человека. Информация предыдущих поколений, предлагаемая человеку, не может быть в полном объеме осмыслена и переработана. Человек начинает чувствовать себя неполноценным, что в постмодернистской концепции приводит к чувствительности, выражаемой в безучастности ко всему происходящему. Он открыт ко всему, воспринимая это в качестве знаковой поверхности, за которую не стоит стремиться, познание глубины вещей уходит на второй план. К отмечал М.Эпштейн, постмодерн становится культурой легкого и быстрого касания, довольствующейся миром симулякров.

Осмысление всех этих вещей приводит к формированию нового направления философии, названного философией постмодернизма. Данный термин (постмодернизм) был введен Жаном-Франсуа Лиотаром как «духа времени». По его мнению, постмодерн – это современный тип философствования, своего рода это постнеклассическая философия, дистанцирующаяся от классики и модернистской философии. Данное направление в настоящий момент находится на стадии становления, так как ее категориальный аппарат еще не сформирован но ряд терминов и категорий уже являются общепризнанными и общеупотребимыми.

Постмодерн отказывается от дифференциации философского знания на гносеологию, онтологию и так далее, отмечая невозможность формирования современной метафизики как таковой. Философия постмодерна рассматривает современный стиль мышления как «постметафизический» и видит себя вне бинарных оппозиций. В.Вельш отмечает, что постмодерн может быть рассмотрен как состояние радикальной плюральности, где постмодернизм становится его концепцией. Философия постмодерна базируется на выводах постструктурализма и структурализма. Я зык рассматривается как универсальный феномен, соответственно, все, что создано человеком, есть язык. Данный принцип использовался также в средневековой схоластике, в герменевтике, в работах М.Хайдеггера, но основанием теории данную идею сделал Ф. де Соссюр. В связи с этим, постмодерн начинает рассматривать всю реальность как знаковую систему. Языку начинают преписываться такие свойства как активность, власть над культурой и субъектом, бессознательность функционирования, свобода, открытость. Текст получают свой смысл в процессе чтения, а не написания, а восприятие текста рассматривается в постмодернизме как игра.

Культура постмодерна, как отмечает Джеймисон, становится все более человеческой, так как становится абсолютно искусственной, абстрагируясь от природы, реальности, объективного смысла, духа и становится лишь текстом, который осознается в качестве языка. Он (язык) гипостазируется, что выступает как общая установка постмодернистской философии, на которой базируются иные идеи и понятия[2;18].

Говоря об идеи человека в постмодернизме также стоит отметить, что понятие «человек» является одним из базовых, общетеоретических, но и лишенных какой-либо определенности. Исходя из этого, единый дискурс о человеке практически невозможен. Как уже было отмечено, постмодернизм близок к идеям постструктурализма, в котором внимание уделяется роли центра, который вообще отрицается как таковой. Этот процесс децентрации оказывает свое влияние на человека, делая его незначительным элементом мира. Но человек не отрицается полностью. Децентрация также подразумевает, что человек – это множественное «Я», взятое вместе.

Критический взгляд на человека в постмодернизме формировался под влиянием идей Ницше, что выразилось в двойственности взглядов на человека. Ценностью человека становится его потенциал, позволяющий достичь подлинного существования, посредством преодоления проблем, засасывающих человека, таких как нервные расстройства, желание и погоня за счастьем, болезни и страсти[3;65].

Опираясь на идеи Юнга, Батай отмечал, что человек должен быть переоткрыт. Необходимо анализировать тот факт, что характер человека отягощен злом. Именно в структуре характера можно найти страсть к разрушению и садизму. Но это зло гораздо глубже сидит в человеке, но оно не свойственно всем людям. На протяжении всего развития человечества отдельный индивид изменился не сильно. Варвара от цивилизованного человека отличает лишь владение речью. Ссылаясь на эссе М.Бланшо, Батай утверждает, что насилие лишено дара речи [1;34].

Для человека характерной чертой становится наличие двух специфических характеристик: труд и сознание смерти. Их взаимосвязь диалектична. Производительный труд делает человека человеком. Но сущностным определением человека становится уничтожение и непроизводительная трата. При этом современное капиталистическое общество ставит во главу угла принципы производительности, полезности, упорядоченности, что противоречит человеческой сущности, извращает ее. В связи с этим необходимо развивать идею экономики бесцельных трат, которая становится первичной по отношению к буржуазной экономике, экономике рациональности, бережливости, сверхорганизованности.

В работах Фуко прослеживается идея, что человек подвержен иллюзиям, что исходит из характера самого разума. По его мнению субъект был возвышен до общечеловеческого разума, что привело к превращению всего в объективацию. Победа разума, регламентирующего все на свете, оказала воздействие и на природу, и на потребности организма, и на всю человеческую популяцию. Жизнь человека начинает отрываться от социума, от природно-биологического основания, от культуры. Но человеческое поведение определяется в большей степени борьбой за признание. Исходя из этого необходимо искать новый способ философствования, отказавшись от рационалистического[4;41].

Делез и Гаваттари предлагают заострить внимание на поиске универсальных механизмов функционирования желания, заключающегося в отречении от капиталистического социума, базирующегося на «желающем производстве». Эти желания основываются на бессознательном. В постмодерне человек должен освободить себя, высвободив революционные силы желания, направленные на освоение социально-исторического контекста. Человек становится машиной желаний, бытие которого вытекает из единства человека и природы, человека и машины. На индивида переносятся свойства материи, лишающие его психической жизни на уровне микромира.

Из сказанного следует, что постмодерн по своей сути не разрушает человека. Он обращается к традициям мифологического сознания, связанного с природой, деланием быть в гармонии. Постмодернизм реализуется в рамках магистральных направлений современной культуры, ориентируется на наиболее актуальные проблемы, изучаемые в рамках гуманитарного и естественнонаучного познания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Батай Ж. Сад и обычный человек// Маркиз де Сад и XX век. М., 1992.

2. Бланшо М. Неописуемое сообщество. М., 1998.

3. Бланшо М. Неописуемое сообщество. М., 1998.

4. Фуко М. Воля к знанию. М., 1996.



Все статьи автора «loginza1Ac2quMp8go8EQ8AULnduV»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: